Индекс благополучия России

Признаемся, мало кто из нас слышал о таком индексе, указывающем место страны по экологическому благополучию. Россия в 2017 году, объявленном Годом экологии, по этому индексу заняла 63-е место из ста. То есть чуть выше среднего. Не густо, учитывая, что Россия — огромная страна, с безбрежными степными и лесными просторами, морями, озерами, могучими реками. Кажется, сама природа нашей страны должна гарантировать нам, ее гражданам, хорошую экологию. Но не тут-то было.

Природа сегодня сама под напором цивилизации, урбанизации, индустриализации, химизации уже не в состоянии самовосстанавливаться. Природа ждет нашей с вами помощи. В том числе на благословенной Кубани, где, если присмотреться, все те же родимые пятна, как и в большинстве регионов страны. Хотя по статусу — край является курортным, благодаря теплому южному климату и наличию двух морей, где продолжительное время держатся высокие температуры, и к нам приезжают поправить здоровье в многочисленных санаториях, поплескаться в самом синем море миллионы и миллионы россиян. Вот и в этом году их побывало в крае более 15 миллионов.

Конечно, это прекрасно, что Черноморское побережье привлекает такое огромное количество россиян на отдых . Об этом было достаточно сказано в восторженных тонах. А как сказывается антропологическое давление на уникальную природу края, Черноморско-Азовского побережья? Увы, особенно таких голосов не слышно. Хотя время от времени предостережения о том, что следовало бы, наконец, серьезно заняться изучением возможностей нашего уникального морского побережья к приему туристов, и раздаются. Ведь Сочи — наша всероссийская главная здравница не раз уже сталкивалась с серьезнейшей проблемой — куда девать мусор.

Здесь пытались даже построить мусороперерабатывающий завод, но потом ограничились переборкой мусора, а скопившиеся горы мусора стали переправляться за пределы города-курорта, полигоны которого были безнадежно переполнены. Заработает ли здесь когда-нибудь мусороперерабатывающий завод, сказать сложно, хотя оптимистических заявлений на этот счет в разное время звучало немало, но, как известно, строящиеся один, потом другой завод объявили себя банкротами. Оказалось, это не такое простое и затратное дело. А опыта со строительством подобных производств не хватает, точнее — такой опыт вовсе отсутствует. Хотя в той же Австрии подобные заводы работают успешно и даже приносят прибыль. Делегация Кубани побывала этим летом в Финляндии, где ознакомилась с мусорной проблемой и с тем, как ее решают в этой зеленой стране. Увиденным посланцы края остались довольны. И как будто договорились, что финны нам помогут решить проблему со строительством мусороперерабатывающих заводов. Дай то бог. Возможно, это позволит, наконец, сдвинуть такую серьезную проблему с мертвой точки.

Правда, в Сочи, в Новороссийске, равно и в Краснодаре увеличилось число установленных счетчиков, определяющих загрязнение атмосферы. Но правда и то, что данные о состоянии атмосферы ложатся на стол краевого Гидрометцентра, но жителям Краснодара, Сочи и Новороссийска практически неведомы.

Знаю, что в Норвегии, в газетах каждый день печатают меню обедов школьников. Вот и у нас бы на Кубани печатать только не меню, хотя почему бы и нет, а состояние уровня загрязнениия воздуха в столице края, что было бы не лишне, учитывая, что в Краснодаре сотни тысяч автомобилей, и по их количеству мы уступаем только Москве. Обойдя даже северную столицу.

Хорошего здесь мало. Это значит, что мы лидирует в стране по загрязнению атмосферы отработанными газами автомобилей, где целый букет вредных для нашего здоровья тяжелых металлов и химических элементов. Мы в числе лидеров и по заболеваниям онкологией.

В свое время, будучи мэром Краснодара (ныне депутат Государственной Думы Владимир Евланов, много сделавший и делающий для нашего города, говорил в одном из своих интервью: «Мы много строим жилья, но сегодня пришло осознание, что просто строить — совершенно недостаточно.

Жилье должно быть обеспечено всеми необходимыми благами цивилизации: детскими садами и школами, дорогами, тротуарами, зелеными зонами, парковочными местами, в общем, быть комфортным для жизни.

Город задыхается в пробках. Чем больше мы строим жилья, тем острее встает транспортная проблема. Решить ее может проект «Крснодарский транзит»: грузовые поезда, которые следуют в сторону Крымска, в город заходить не будут…. Надо развивать действующие парки и создавать новые, Надо решить вопрос с Рождественским парком в Юбилейном микрорайоне. Есть планы разбить парковые зоны в Восточно-Кругликовском микрорайоне, в районе Западного объезда, есть идея создать детский парк — это наш совместный замысел с Краснодарским институтом МВД. Я люблю парки города. Они очень изменились, даже свои названия поменяли: и Солнечный остров, и городской сад — первый в Екатеринодаре, и Чистяковская роща, названная по имени градоначальника Чистякова, который ее заложил. Очень люблю Ботанический сад, бывший дендрарий, вижу, что там всегда многолюдно — мне приятно, что он нравится горожанам».

Это интервью Владимир Лазаревич дал в апреле 2013 года. Большинство из его пожеланий и планов уже осуществлено.

Но жителей города по-прежнему беспокоит состояние атмосферы Краснодара, и зеленых зон — легких города, и рост их в будущем, учитывая бурное развитие города. Положительных примеров здесь немало, но могло быть еще больше. Потому что отличное — враг хорошего. Нужно думать о зеленом кольце вокруг столицы Кубани, что могло бы существенно оздоровить атмосферу Краснодара. Пока в этом направлении работы не видно.

Город смотрит в завтра

В середине 2019 года опубликован проект концепции генплана города Краснодара на 2021 — 2040 годы. Разработали план специалисты Научно-исследовательского института перспективного градостроительства.

Были представлены три концепции развития столицы Кубани. В них предусматривалось решение по развитию социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры с учетом при этом разрабатываемых проектов развития Краснодарской агломерации: «Стратегии комплексного развития транспортной инфраструктуры города до 2035 года», а также «Стратегии Краснодара-2030», охраны исторического центра кубанской столицы. Размещение на территории поселка Знаменского медицинского кластера, промышленных предприятия, развитие дорог, инженерных сетей, микрорайонов с социальной инфраструктурой. Строительство нового аэропорта, отвечающего требованием города-миллионера.

С 2002 года число жителей Краснодара увеличилось на 620 тысяч. Думается, что ко времени переписи населения, в наступающем 2020 году, эта цифра еще существенно подрастет. Особенность же города Краснодара в том, что с одной стороны он ограничен в развитии на восток рекой Кубанью.

С другой — федеральными землями и с третьей — аэропортом со всей его инфраструктурой. Таким образом, город может развиваться только на северо-восток. Этот факт ограничивает возможности планировщиков.

Планировщики уверяют, что в основе всех трех концепций — создание природно-экологического зеленого каркаса, максимальные площади зеленых насаждений. Но ведь сами указывают, что возможности развития города ограничены только одним направлением. Как бы это направление, говорят краснодарцы, не свело к минимуму создание зеленого каркаса города и благие пожелания существенного озеленения столицы Кубани.

Цивилизация — это канализация

Ни для кого не секрет, хорошее качество жизни зависит не в последнюю очередь от успешной работы жилищно-коммунального хозяйства города. Интересно, что в том же интервью, которое мы упоминали выше, Владимир Евланов на вопрос: если бы вы сейчас не были мэром, чем бы занимались, ответил:

— На такой вопрос трудно ответить. Девять лет быть мэром — это уже целая жизнь. Сорок с лишним лет я занимался вопросами жилищно-коммунального хозяйства. Наверное, если бы я не стал мэром, то продолжал бы работать именно в том направлении. Но если честно, когда проблемами города живешь круглые сутки, включая выходные, по-другому и в другой роли себя даже не представляешь.

Думаю, примерно так же мог бы сказать и Евгений Георгиевич Суслов, многие годы возглавлявший департамент городского хозяйства администрации Краснодара. Живая энциклопедия ЖКХ столицы Кубани, ее коммунального хозяйства, много сделавший, для ее развития и совершенствования. В настоящее время Евгений Георгиевич работает консультантом в мусоросортировочной компании, но по-прежнему пристально следит за работой ЖКХ города. И убежден, что об уровне развития цивилизации говорит прежде всего уровень развития канализации. А она в столице Кубани явно отстает от темпов развития города. Многие канализационные трубы устарели, отсюда частые порывы и аварии. Необходимы современные машины и методы для чистки и замены труб, которые не требуют проводить вскрышные работы, что позволяет существенно экономить средства и время проведения работ. В мире накоплен и определенный метод, технологии быстрого ремонта коллекторов.

Скорая канализационная помощь

Есть этот опыт и у коллектива ООО «Ремстройзащита», который возглавляет заслуженный работник ЖКХ края Николай Иванович Галицин. Он показательно отремонтировал коллектор на улице Рашпилевской по австрийской технологии, которая гарантирует полвека его качественной службы. Облицовочные плиты выпускаются уже в России. Но этот опыт так до сих пор и не востребован. Между тем его внедрение сулит многомиллионную экономию средств.

О работе коммунальщиков вспоминают, как правило, когда где-то случится авария и сразу нарушится обычный ритм жизни жителей города. А в воздухе запахнет вовсе не духами, а чем- то более неприятным и вредным для здоровья.

Тогда за работой таких коллективов, как «Ремстройзащита», с напряженным ожиданием следят жители города.

— У нас неплохая техника, — делится Николай Иванович. — Но мы существенно отстаем от Запада. Я был в Москве на ряде специализированных вставок, видел немало технологий и технических образцов. С некоторых даже умудрился снять чертежи. Нам очень нужно такое оборудование. Сейчас, — продолжил он, — предприятия канализационного комплекса страдают от отсутствия современных насосов, способных откачивать грязь с тридцатиметровой глубины. Подобная техника смогла бы не только упростить решение технических задач, но и существенно сэкономить время и немалые финансовые средства. Хорошую спецтехнику предлагают фирмы из Швеции. Цена такой машины около 22 миллионов рублей, далеко не всем по карману. Я предлагал городу Краснодару купить парочку таких машин и сдать мне в аренду в счет будущих работ. Это дало бы нам возможность быстрее и качественнее выполнять фронт работ и существенно опять же экономить средства за счет сокращения затрат на содержание и обслуживание канализационных систем. Все коллекторы города и края можно было бы привести в порядок, не проводя вскрытия дорожного и тротуарного покрытия. Это удобно для жителей и экономично для города. Но, к сожалению, купить на этих условиях технику, город почему-то не заинтересован. Существует специальная система торгов, говорят нам, через которую спецтехнику могут приобрести предприятия ЖКХ. Так и живем от аварии до аварии и выступаем в качестве скорой коммунальной помощи всему краю. А можно было бы составить план и планомерно проводить ремонт канализационных сетей, постепенно меняя трубы и ремонтируя коллекторы. В свое время министр ЖКХ Кубани Александр Михайлович Волошин признавал, что идеи Галицина заслуживают самого пристального внимания. Ведь это взгляд специалиста с большой буквы на решение актуальных проблем. Над его предложением о принятии и краевой программы реконструкции инженерных сетей наши специалисты уже работают.

Внимания заслуживает и мысль Николая Ивановича об объединении ремонтных служб в одну специализированную ассоциацию. Объединить бы людей и технику — тогда многое станет по плечу. Здраво и его предложение о необходимости создать в производственных училищах классы подготовки специалистов для работы в коммунальных хозяйствах. Таких сегодня нигде не готовят. А ведь успешная грамотная работа ЖКХ, канализационных сетей — это не только гарантия качественной жизни, но и экологии, о которой мы должны всегда помнить и заботиться.