Мусорный хайвей

Где и как можно использовать старые автомобильные покрышки? Сжигать или выбросить на свалку — значит наносить вред окружающей среде, потому как в естественных условиях шины разлагаются не менее десяти лет.

Кто-то из старых покрышек огораживает клумбы в своем огороде, другие создают какие-либо скульптуры. Но самые находчивые перерабатывают резину особым образом, чтобы делать из нее автодороги, и получают от этого двойную пользу, которая заключается в экономии средств и защите окружающей среды от негативного влияния человека.

Дорожка из крошки

Использовать старые автопокрышки в дорожном строительстве придумали давно, и резина — ценное сырье, которое способно передать асфальту свои весьма полезные свойства. Поэтому возникает вполне резонный вопрос: зачем сжигать на свалках миллионы покрышек, когда их можно с успехом пустить в дело?

Надо сказать, что эксперименты по использованию в том числе и автомобильной резины в качестве модифицирующего компонента для асфальтобетона начались свыше пятидесяти лет назад в США, причем довольно успешно. Если кто не верит, то сообщу, что в Калифорнии почти половина автодорог представляет собой покрытие с резиновым компонентом.

Еще в 2013 году доктор Хорхе Сауса, представитель фонда по прорезиненным асфальтам, уверенно заявил: «Дайте мне дорогу, и я покажу, как сделать, чтобы она прослужила десять лет без ремонта».

Он заявил, что если все дороги будут из резиноасфальта, то расходы на их эксплуатацию значительно сократятся. Главное — правильно спроектировать. По опыту США этот материал одинаково хорошо работает как в южных, жарких штатах, так и на севере, где климатические условия сравнимы с российскими.

Вообще, американцы начали переходить на резиноасфальт по одной простой причине: из-за хронической нехватки денег на дорожное строительство, и тема применения резиновой крошки стала особенно актуальна после взлета цен на битум.

Американцы, конечно же, молодцы, но и Европа не дремлет, стараясь не отставать от Штатов. В Старом Свете к резино-асфальтовым технологиям подошли по-другому. Можно сказать, с другой стороны.

Что сделали в США? Американцы отталкивались от идеи повышения долговечности дорожного покрытия, а вот европейские ребята начали перерабатывать старые шины, чтобы избавиться от экологических проблем. По их мнению, сжигать ежегодно миллионы штук покрышек — это зверское отношение к окружающей среде.

Оставим на время в покое отслужившие свой срок автопокрышки и подумаем, стоит ли добавлять в асфальт резину? Стоит, и это подтверждают проведенные исследования не только зарубежных странах, но и Советского Союза. В советские годы ученые мужи даже защитили десятки диссертаций на эту тему. Но в последующие годы и в России в поте лица работали над этой темой.

Уже давно доказано, что асфальт с добавлением резиновой крошки более стойко переносит скачки температур, весьма продолжительное время не трескаясь ни в северном, ни в южном климате, и это увеличивает срок эксплуатации дорожного полотна на пять — десять лет. Но и это еще не все плюсы.

Асфальт с добавлением резиновой крошки более эластичен, чем без нее, да и финансовые затраты на ремонт дороги значительно сокращаются. Помимо этого резиновая крошка заметно улучшает дренажные свойства асфальта, что способствует уменьшению износа полотна во время дождей. И немаловажно, что за счет увеличенного сопротивления скольжению вероятность заносов на таком покрытии снижается.

Доказано, что на автодорогах с «резиновым» асфальтом на пятьдесят процентов сокращается количество дорожно-транспортных происшествий со смертельным исходом. И светоотражающими свойствами обладает асфальт с добавлением резиновой крошки. Это к разговору о безопасности дорожного движения.

Ура, воскликнет оптимист, надо прокладывать дороги по такой технологии, но пессимист быстренько охладит его пыл и будет в чем-то прав. Не всё так просто, как может казаться.

Да, в нашей стране работает достаточное количество перерабатывающих предприятий, но вот беда: с поставками сырья они испытывают проблемы несмотря на горы использованных покрышек на свалках, в гаражных кооперативах, в лесополосах и на обочинах дорог. Кто-то вообще считает это нормальным ходом вещей и не собирается отвозить старые шины в приемные пункты, кого-то смущает расстояние до перерабатывающего предприятия (зачем тратиться на дорогу?). Прямо скажу: здесь играет роль менталитет человека.

Хорошо, отвезли старые шины куда следует. А что потом? Процесс выглядит следующим образом. Покрышку необходимо разобрать, то есть отделить резиновую фракцию от металлического и текстильного корда, и этот процесс технологичный и недешевый.

Способы существуют разные: механические, химические и термические. Затем резина измельчается в крошку с размером частиц от 0,5 до 0,62 миллиметра и от одного до двух с половиной миллиметров. Только после этого она отправляется изготовителю дорожного покрытия, которой должен неукоснительно соблюсти технологию и дозировку. Если нарушил, то на автодороге крошка начнет выкрашиваться, что, естественно, приведет к самым нежелательным последствиям.

Резиновую крошку можно использовать по-разному, благо это позволяют делать различные технологии. По сухому циклу нерасплавленный компонент добавляют в асфальтобетон, а по мокрому — вводят резиновую крошку в состав вяжущего связующего компонента.

Очень важный момент. По мнению специалистов, резину весьма полезно добавлять не только в верхний слой дорожного покрытия, но и в его основание, что способствует долголетию покрытия и всячески препятствует преждевременной деформации автодороги. И здесь налицо экономия на ремонте полотна.

Казалось бы, опыт зарубежных стран должен подстегнуть государственных мужей к внедрению технологии прокладки автодорог с применением резиновой крошки. Тем более речь идет о сохранении окружающей среды, снижении несчастных случаев при дорожно-транспортных происшествиях и экономии средств при ремонте полотна.

Но, к сожалению, в нашей стране еще нет координированной, гибкой и нацеленной на конкретный результат государственной политики в этом вопросе. Дело в том, что ответственность за эксперименты по изготовлению и применению новых смесей полностью лежит на плечах одного подрядчика, который еще десять раз подумает, стоит ли ему внедрять новые технологии или же лучше не рисковать своими кровными. А если что-то не получится?

Тем не менее в России есть уже сотни километров дорог, проложенных с использованием вторсырья. Постепенно их становится всё больше и больше. Жаль, что только темп этот пока невысокий.

Для пытливых читателей уточню, что старые автомобильные покрышки — это весьма и весьма ценное сырье не только для прокладки дорог с резиновой крошкой. Тонна шин содержит около семисот килограммов резины и около 250 килограммов высококачественного металла, которые повторно могут быть использованы для производства резинотехнических изделий, топлива, материалов для строительной отрасли и др.

Очень важно, что резиновая крошка относится к группе нетоксичных материалов и не образует вредных соединений в воздушной среде и сточных водах. Причем в присутствии других веществ резиновая крошка экологически безопасна.

Любой здравомыслящий человек стремится к безотходному производству и улучшению экологии. Правда, не всегда это выходит гладко, но всё же способы решения определенных проблем имеются. И лежат они на поверхности: автомобильные покрышки в переработанном виде очень хорошо пускать на крошку, а затем использовать ее при прокладке дорог.

Пластиковый путь

Голландцы предложили менять пришедшие в негодность асфальтобетонные покрытия на пластиковые из смеси, полученной в результате переработки бытовых отходов.

Одним из достоинств пластиковых дорог является то, что для их укладки не требуется многослойная сложная основа даже в регионах с нестабильным климатом. По уверениям авторов проекта, достаточно песочной подушки, что в разы упрощает, ускоряет и удешевляет дорожное строительство.

При этом пластиковые дороги будут служить без существенного изменения свойств при температуре от сорока градусов мороза до восьмидесяти градусов жары. Кроме того, они не боятся ни горючего, ни масел, ни электролита и других технических жидкостей.

Полости внутри таких дорог позволяют размещать любые виды коммуникаций: газо-, водо- и электроснабжения, а также линии связи. При необходимости дорогу можно сделать даже подогреваемой, что очень даже полезно в северных странах.

Шотландцы разработали технологию, позволяющую не просто утилизировать пластик, а кардинально решать проблему загрязнения окружающей среды. Суть в том, что основная масса битума в асфальте заменена на гранулы. Они на специальной установке смешиваются с горной породой и частью битума, после чего асфальт укладывается стандартным способом.

По своим характеристикам дорожное полотно получается значительно прочнее — примерно на шестьдесят процентов, устойчивее к ультрафиолетовым лучам и механическом износу, на нем не образуются провалы и рытвины. Тестирование нового покрытия проводили в автопарках для грузовиков, было проложено даже несколько взлетно-посадочных полос аэропорта и дорог местного значения. Результаты оказались более чем положительными.

Французы, в отличие от голландцев и шотландцев, решили совместить приятное с полезным и разработали проект прокладки автобанов с применением солнечных батарей. По словам разработчиков, технология максимально проста и эффективна. Дороги будут прокладывать из панелей, которые имеют укрепленную конструкцию и фотоэлектрические блоки с тонкой пленкой кремния на покрытой смолой подложке. Толщина панелей составляет всего семь миллиметров.

Главные преимущества этих дорог — генерирование энергии, большая износостойкость, автоматическая адаптация к изменению температур. Такая автодорога выдержит без деформации вес до ста пятнадцати тонн, поэтому ее не разрушит даже тяжело груженая фура.

В Индии свыше ста тысяч километров автодорог сделано из переработанного пластика, который более прочен, чем обычный асфальт, безопасен для окружающей среды и позволяет сэкономить на битуме.

Согласно проведенным исследованиям, пластиковые дороги в этой стране являются не только более экологичными, но и более прочными и долговечными, чем обычное дорожное покрытие.

Дорога из бумаги

В китайской провинции Шэньси проложили дорогу из строительного мусора, использовав шесть миллионов тонн отходов для устройства дорожной подушки. Таким образом китайцы сэкономили примерно 47 миллионов долларов, почти три с половиной миллиона кубометров песка, 32 тонны угля, а главное — двести гектаров земли, которые потребовались бы для захоронения отходов. На километр дороги ушло около 47 тонн мусора, а протяженность скоростной дороги составила 122 километра.

Как видно, в последнее время всё больше и больше изобретателей из разных стран стараются создать более дешевые варианты для строительства, в том числе и для автодорог. Например, в Амстердаме проложили дорогу… из туалетной бумаги, которую из канализации вылавливала специальная установка, затем извлекая целлюлозу — компонент бумаги.

Затем из целлюлозы производили гранулы, которые перерабатывали и добавляли при создании дорожного полотна. По сравнению с автотрассами, созданными по стандартной технологии, использование отходов помогает снизить затраты на производство дороги на 25 процентов и уменьшить негативное влияние на окружающую среду.