Цена человеческой ошибки

Техногенная экологическая катастрофа — это авария технического устройства (атомные электростанции, танкеры и т. д.), приведшая к весьма неблагоприятным изменениям в окружающей природной среде и, как правило, массовой гибели живых организмов. Аварии и катастрофы возникают внезапно, имеют локальный характер, в то же время их экологические последствия могут распространяться на весьма значительные расстояния.

Наибольшую экологическую опасность представляют катастрофы на радиационных объектах, химических предприятиях, нефте- и газопроводах, транспортных системах.

Самая крупная в истории человечества катастрофа техногенного характера произошла 26 апреля 1986 года, когда на четвертом энергоблоке Чернобыльской АЭС произошел выброс, который полностью разрушил реактор. Разрушение носило взрывной характер, и в окружающую среду было выброшено большое количество радиоактивных веществ, в том числе изотопов урана, плутония, йода-131, цезия-134, цезия-137, стронция-90. Радиоактивное облако прошло над европейской частью СССР, Восточной Европой и Скандинавией. Примерно шестьдесят процентов радиоактивных осадков выпало на территории Белоруссии. Около двухсот тысяч человек было эвакуировано из зон, подвергшихся загрязнению.

Авария расценивается как крупнейшая в своем роде за всю историю ядерной энергетики как по предполагаемому количеству погибших и пострадавших от ее последствий людей, так и по экономическому ущербу.

Тяжелейшими по своим экологическим последствиям являются аварии и катастрофы на химических объекта, потому как происходит заражение отравляющими веществами всего приземного слоя атмосферы, водных источников, почв, наблюдается массовое поражение людей и животных. Так, чудовищная катастрофа — Бхопальская произошла 3 декабря 1984 года на химическом заводе Union Carbide. Она повлекла смерть свыше 18 тысяч человек, из которых 3 тысячи погибли непосредственно в день трагедии. Причиной трагедии стал аварийный выброс 42 тонн паров метилизоцианата. Ядовитое облако накрыло близлежащие трущобы и железнодорожный вокзал. Катастрофа произошла из-за грубого нарушения техники безопасности, ее усугубила необученность персонала действиям в аварийных ситуациях.

В июле 1976 года в маленьком итальянском городке Севесо произошел взрыв на местном химическом заводе, в результате которого в атмосферу было выброшено облако диоксина. Диоксин — самый настоящий яд, поскольку даже в относительно малых концентрациях поражает практически все формы живой материи — от бактерий до теплокровных. По своей убойной силе диоксины превышают действие синильной кислоты и цианистого калия. Для того чтобы получить отравление диоксином, организму достаточно одной стотысячной грамма на килограмм веса. То есть человеку весом 60 килограммов хватит шести микрограммов! В результате аварии у нескольких сотен людей развилось тяжелое кожное заболевание — хлоракне, десятки тысяч отравившихся животных были забиты. По оценкам специалистов-экологов, действие диоксина будет проявляться еще в течение двух-трех десятилетий, поскольку это вещество способно длительно сохранять свою токсичность.

А 21 сентября 2001 года во французском Тулузе на химическом комбинате AZF взорвалось триста тонн нитрата аммония (соль азотной кислоты), которые находились на складе готовой продукции. Последствия катастрофы были гигантские: сотни погибших и раненых, тысячи разрушенных жилых домов и зданий, в том числе почти 80 школ, два университета, 185 детских садов, без крыши над головой остались сорок тысяч человек, свыше 130 предприятий фактически прекратили свою деятельность.

Первого ноября 1986 года на фабрике по производству сельскохозяйственных удобрений «Сандоз», расположенной в швейцарском городе Муттенц, произошел крупный пожар, в результате которого пострадал склад с химическим сырьем. В воды Рейна попало свыше тридцати тонн ртути и других ядовитых элементов. В реке и ее притоках погибло около полумиллиона рыб и ракообразных, кроме того, в прибрежных зонах умирали тысячами птицы и насекомые. Близлежащие населенные пункты на несколько недель остались без питьевой воды.

Четвертого октября 2010 года на западе Венгрии произошла крупнейшая экологическая катастрофа: на заводе по производству алюминия в городе Айка, в 160 километрах к юго-западу от Будапешта, в результате разрушения резервуара с токсичными отходами вылилось свыше миллиона кубометров высокотоксичных отходов алюминиевого производства. Эти отходы называются красным шламом, так как они содержат большой процент оксида железа и другие тяжелые металлы, опасные для жизни.

Шлам растекся по земле на территории свыше сорока квадратных километров, залив всё на своем пути: пахотные земли, автомобильные дороги, железную дорогу, газопровод и семь населенных пунктов. Наиболее пострадали города Колонтар и Дечевер. Люди в пострадавших населенных пунктах, не зная об опасности, ходили по растекшемуся шламу, пытаясь спасти свои машины, животных, подвалы и дома.

Примером экологических катастроф, связанных с морскими транспортными системами, является крушение нефтяного танкера Prestige. Авария случилась у берегов Испании 13 ноября 2002 года. Корабль попал в сильный шторм, в корпусе образовалась пробоина длиной 35 метров. Каждые сутки из танкера в воды Атлантики вытекало не мене одной тысячи тонн мазута. Когда судно окончательно затонуло, расколовшись на две части, в океан попало свыше 70 тысяч кубических метров нефти. На поверхности вдоль береговой линии образовалось пятно длиной свыше тысячи квадратных километров, что нанесло местной флоре и фауне огромный ущерб.

К чудовищной экологической катастрофе привели события во Вьетнаме, когда армия США распылила на территории Южного Вьетнама более семидесяти миллионов литров дефолиантов Agent Orange для уничтожения лесов, в том числе 44 миллиона литров, содержащих диоксин, который является самым токсичным веществом на планете. Всего во Вьетнаме насчитывается около 4,8 миллиона жертв распыления дефолиантов, в том числе три миллиона непосредственно пострадавших.

Американские военные также применяли газы. Вызывали искусственное облакообразование и кислотные дожди, применяя обработку облаков химикатами и закисление атмосферы. Распыляли химикаты, вызывающие сильные пожары в джунглях. Масштабное применение химикатов привело к тяжелейшим последствиям. Практически полностью были уничтожены мангровые леса
(пятьсот тысяч гектаров), поражено около одного миллиона гектаров джунглей (60 процентов) и свыше ста тысяч гектаров равнинных лесов. С 1960 года урожайность каучуковых
плантаций снизилась на 75 процентов. Было уничтожено от сорока до ста процентов посевов бананов, риса, сладкого картофеля, папайи, помидоров. Почти полностью были уничтожены кокосовые плантации.

В результате применения химикатов изменился и экологический баланс Вьетнама. В пораженных районах из 150 видов птиц осталось восемнадцать. Почти полностью исчезли все земноводные и насекомые, сократилось число рыб в реках и произошло изменение их состава. Изменения в фауне Вьетнама повлекли вытеснение одного вида черных крыс другими видами, являющимися разносчиками чумы
в Южной и Юго-Восточной Азии. В видовом составе клещей появились те клещи, которые разносят опасные болезни. Аналогичные изменения произошли в видовом составе комаров: вместо безвредных комаров-эндемиков появились комары — разносчики малярии.

Еще одна страшная экологическая катастрофа произошла в результате подрыва войсками Ирака сотен нефтяных скважин, нефтепроводов, нефтехранилищ и потопления кувейтских танкеров во время войны в Персидском заливе. Это война имела тяжелые экологические последствия для региона. Возникли чудовищные пожары, которых в истории никогда не было. Каждый день сгорало около одного миллиона тонн нефти. В атмосферу выбрасывалось около пятидесяти тысяч тонн диоксида серы, сто тысяч тонн сажи и восемьдесят тонн углекислого газа.

В
радиусе тысячи километров выпали черные дожди, что вызвало снижение продуктивности сельскохозяйственных угодий и массовые заболевания среди населения. В Персидский залив вылилось около четырехсот тонн нефти! Нефтяное пятно образовалось на площади десять тысяч квадратных километров.

Одна из экологических катастроф мирового масштаба — это значительная потеря воды Аральского моря, уровень которого за тридцать лет понизился на 14 метров. Аральское море, а по сути озеро, некогда считалось четвертым по размеру озером на планете. Но в шестидесятые годы прошлого века началось активное освоение близлежащих плодородных земель, большая часть стока Сырдарьи
и Амударьи
стала через систему каналов забираться на орошение и хозяйственные нужды Туркмении, Узбекистана
и южного Казахстана. Неконтролируемая выкачка воды на сельскохозяйственные нужды привела к трагическим последствиям. Озеро за пятьдесят лет было практически полностью иссушено. Подпитка его пресной водой была несоизмерима с объемами выкачки. Сегодня тучи песка и пыли, содержащей пестициды, гербициды, фунгициды, удобрения, попадавшие с полей в Арал в течение многих десятилетий, поднимаются над высохшим дном моря и рассеиваются по близлежащим полям и населенным пунктам. Многие люди, конечно, бежали отсюда, чтобы спасти себя и своих детей. Но немало осталось и тех, кому уехать было некуда…

Долгое время проблему исчезновения Аральского моря просто-напросто замалчивали. Общественность узнала о ней лишь в восьмидесятых годах в период гласности. Впрочем, огласка экологической катастрофы практически никак не поспособствовала ее решению. Полностью восстановить Аральское море уже вряд ли удастся.

Подготовила Людмила БУРКИНА