Батюшка

Схиархимандрит Георгий

Есть на свете особые места и люди, способные перевернуть всю нашу жизнь. Места, где царит покой, где есть ответы на главные вопросы, а надежды становятся реальностью. Тысячи паломников из разных уголков России знают: искать эту землю обетованную нужно не за морями и горами, ведь она совсем рядом, и чтобы обрести благодать, нужно лишь открыть свое сердце.

За исцелением от телесных и душевных недугов едут люди в кубанский Тимашевск, в Свято-Георгиевское подворье Свято-Духова мужского монастыря, в часовню, где покоится схиархимандрит Георгий — основатель двух самых первых на постсоветском пространстве очагов православия, столпов монашества на юге России: мужского Свято-Духова монастыря в Тимашевске и женского монастыря Марии Магдалины в станице Роговской.

Более двух десятков лет схиархимандрит Георгий (Савва) был настоятелем мужского монастыря и духовным руководителем женской обители, которые за это время стали духовными центрами на Кубани. Тысячи людей со всей страны и из-за рубежа приезжали к отцу Георгию за исцелением телесным и духовными наставлениями, за помощью в разных житейских вопросах. На территории мужского и женского монастырей и на монастырских подворьях в хуторе Некрасова, поселках Мезмай и Андрюки (сейчас там архиерейское подворье Армавирской и Лабинской епархии) по проектам отца Георгия и при его личном руководстве строительством были возведены шесть храмов, монастырские келейные корпуса, множественные хозяйские постройки, заложены сады и виноградники, рыбные пруды и пасеки. Всё это дело рук батюшки, как тепло и просто называли своего наставника многочисленные духовные чада.

На батюшке держалось буквально всё. Сделать крышу — батюшка. Посадить картошку — батюшка. Выкопать колодец — батюшка. Коровка заболела, роспись храма, установка купола — батюшка! А еще многочисленные службы, исповеди, причастия, тысячи людей, жаждущих общения и ответов на свои насущные вопросы, тысячи больных людей, которым отказали уже все врачи, людей, приехавших к нему с последней надеждой и получающих утешение и исцеление души и тела…

Многим помог батюшка при жизни и вот уже десять лет после упокоения своего продолжает помогать всем страждущим, указывая людям путь к свету. «С Богом везде хорошо!» — вспоминают многочисленные паломники доброе и мудрое батюшкино напутствие.

День памяти

Земная жизнь православного пастыря, почитаемого святого старца схиархимандрита Георгия (Юрия Юрьевича Саввы) прекратилась 18 июня 2011 года. В нынешнем году на подворье Свято-Духова монастыря в хуторе Некрасова священнослужители и многочисленная паства отмечали десятый по счету день памяти батюшки.

Восемнадцатого июня на монастырском подворье своим знаменитым напутствием «С Богом везде хорошо» паломников встречал сам батюшка Георгий, светло улыбаясь людям с огромного плаката. И каждый чувствовал, что благословение батюшки предназначалось всем присутствующим и ему лично.

Звон колоколов возвестил о прибытии митрополита Екатеринодарского и Кубанского Григория. Владыка совершил Божественную литургию в Свято-Георгиевском храме, а затем возглавил панихиду в часовне, в которой покоится схиархимандрит Георгий. Митрополиту сослужили братия Свято-Духова монастыря во главе с настоятелем архимандритом Иоанном (Коноваловым), клирики Ейской и Екатеринодарской епархий.

Во время литургии храм Георгия Победоносца и часовня не смогли вместить всех желающих — люди молились снаружи, слушая литургию через выведенные из храма динамики.

Люди целый день несли к могиле схиархимандрита Георгия (Саввы) цветы, свечи и записки, молясь и благодаря его за духовную помощь, которая укрепляет веру, утешает душу, помогает идти к Богу.

Не любящий свою Родину недостоин Царствия Небесного

Общая молитва объединила паломников, монастырскую братию, сестер женского монастыря Святой равноапостольной Марии Магдалины станицы Роговской, который был возрожден буквально в чистом поле благодаря усилиям батюшки.

— Батюшка был строг, как строга мать к своему ребенку, если тот делает что-то во вред себе, но это была строгость, которая всегда соединялась с любовью,— вспоминает матушка Тавифа, настоятельница женского монастыря. — Отец Георгий мог исцелить людей, от которых отказались врачи. Помню, как привезли к батюшке женщину из Москвы с гангреной ног. Медики пришли к выводу, что спасти ее жизнь может только срочная ампутация. Тогда ее сын посадил маму в машину и, преодолев больше тысячи километров, привез в Тимашевск — на руках донес к батюшке. Отец Георгий дал лечение и молитвы. И гангрена отступила: больная потеряла всего два пальца, но ноги сохранить удалось. И таких исцелений было множество.

Не стоять стенам без Духа

К вере и пониманию через нее сути вещей люди приходят разными путями. Но в конечном итоге большинство начинает понимать, что без духовной составляющей, без вечных общечеловеческих ценностей жизнь как таковая попросту останавливается. И касается это как отдельных людей, так и целых стран и народов. Для батюшки Георгия это было предельно ясным.

Как отметил митрополит Екатеринодарский и Кубанский Григорий в своей проповеди в день памяти схиархимандрита, свое служение в Церкви отец Георгий начал в непростые шестидесятые годы — во время гонений на православных христиан, сполна испытав на себе тяготы безбожной власти. От святых старцев он перенял опыт духовной жизни и передавал его тем, кто к нему приходил. Множество людей притекало к нему везде, где бы он ни находился, в том числе и на Кубани, где архимандрит Георгий основал Свято-Духов мужской монастырь, ставший сегодня известным по всей России и за ее пределами духовным центром.

Принимая на себя миссию духовного наставника, батюшка строил и возрождал на кубанской земле монастыри, создавая очаги духовности и веры. Но делал не только это. Понимая, что одни лишь монастырские стены не могут служить защитой от темных реалий современной жизни, он бережно растил и воспитывал свою смену — учеников, способных продолжить благое дело. И сегодня по всей Кубани расположились монастыри, которые взяли в свое управление духовные чада батюшки. В их числе настоятель Свято-Духова мужского монастыря в Тимашевске архимандрит Иоанн (Коновалов), настоятельница женского монастыря Святой равноапостольной Марии Магдалины станицы Роговской игуменья Тавифа (Зоро), игумен Лев (Грызун) — настоятель монастыря Крестова Пустынь в Сочи, настоятель Екатерино-Лебяжской Николаевской пустыни — игумен Никон (Примаков), настоятельница Свято-Георгиевского женского монастыря в Сочи — игуменья Дросида (Сорокопуд).

— Батюшка отличался культурой и простотой какой-то изначальной, древней, считая, что монах должен быть примером людям во всём: в движении, походке, труде, кротости и послушании. И слово его было просто и понятно каждому,— рассказывает отец Лев.

Батюшка учил, что молитва нам дается как фундамент, чтобы мог ты получить ответ и разумение, куда нужно двигаться. За молитвой следуют труды, подкрепляющие ее, ведь вера без дела мертва.

— Вот как сам он на болоте построил монастырь — разве не чудо Божие? — продолжает отец Лев. — А он нам говорил: Санкт-Петербург на болоте построили — и мы монастырь возведем, быть здесь, в Тимашевске, духовному центру. Так и вышло в итоге.

Но стены без Духа просто стены, а если в них есть Дух, молитва, есть кротость и послушание, стоять монастырю века, учил батюшка. Приезжающие сегодня в Свято-Духов монастырь люди говорят, что здесь даже воздух другой.

— И это не аллегория — человек здесь действительно меняется к лучшему, отдыхает душой, потому что там, где он живет, мир переворачивается с ног на голову и то, что раньше было неприемлемо, становится нормой. Здесь же он может глотнуть свежего воздуха, укрепиться в вере,— объясняет отец Лев.

Он уверен, что людям нужно показать Путь, вернуть память о том, что они собой представляют и на каком фундаменте стоят. Иначе не миновать беды, ведь проблема существует не снаружи, а внутри нас. У русского народа особая миссия: донести веру православную до второго пришествия, чтобы стала Русь островом покаяния для всего мира.

В нем живет святость

О силе убеждения, которой обладал схиархимандрит Георгий, вспоминает протоиерей Олег Филиппов из города Красный Холм Тверской области.

— Для меня отец Георгий с первой встречи стал мудрым отцом и наставником — прозорливым и строгим. Но сколько было в нем любви, душевной щедрости, тепла и доброты! Жизненные проблемы решались, болезни исцелялись, грехи разрушались,— рассказывает отец Олег.

Как батюшка лечил любую хворь? Самая простая травка, которую он назначал, приносила исцеление болящему. Это было чудом, потому что к травке батюшка всегда прилагал свои молитвы. Он обязательно назначал правило для заболевшего, исповедь и причастие. Бог знает, сколько тысяч людей так получили физическое и духовное здоровье, пришли к вере и стали верными чадами Церкви… Вспоминаются отцу Олегу два случая из множества, которые высвечивают образ батюшки, оставшийся в его сердце.

— По совету батюшки мы купили домик в станице Темнолесской, в горах,— говорит отец Олег,— и там у меня открылось сильное язвенное кровотечение. Узнал, что ночью батюшка приехал в монастырский скит. Решил: пойду пожалуюсь и возьму благословение лечь в больницу. Утром застал батюшку на сенокосе: он собирал зверобой. Иду навстречу и думаю: «Сейчас скажу…» По пути нарвал травку, даю ему в руки, а глаза у него такие теплые и взгляд осторожный. Говорю: «Вот, батюшка, пришлось претерпеть искушение…» Он сразу: «Ничего, дело поправимо. Не надо в больницу. Возьми коры ольхи, завари и пей по столовой ложке — рана и затянется». С радостью пришел домой, всё сделал — и за три дня поправился, в очередной раз чувствуя силу молитвы духовника.

Другой случай характеризует сокровищницу душевных добродетелей батюшки. Чего греха таить, бывало, я роптал на него за трудности и искушения. Как-то батюшка попросил: «Отче, помоги братии перевезти на уазике через ручей кирпич в скит». Я дерзко ответил: «А у меня дела на приходе». Батюшка смолчал. Я поздно понял ошибку, помчался к месту, но — увы! — кирпич уже перевезли. Прихожу на прием к батюшке с мыслями о том, что теперь наши отношения испорчены, я буду самым плохим, потерявшим его любовь. Но на удивление батюшка принял радушно, он простил мне всё и нисколько не изменился в отношении ко мне.

Вот это постоянство в любви, которое я тогда увидел в нем, умение прощать и забывать плохое были в батюшке самым главным. Я понял, что в нем живет святость. Что еще нужно? И тогда я решил: от него никогда не отойду.

По вере болящего тот исцелится

Строгим и мудрым наставником знал батюшку Георгия настоятель Екатерино-Лебяжской Николаевской пустыни — игумен Никон (Примаков).

— Батюшка был избранником Божьим, и Господь помогал ему во всём,— рассказывает отец Никон.

Встреча отца Никона с батюшкой Георгием случилась в 1998 году, когда он, молодой человек после армейской службы, пришел в Свято-Духов монастырь и попросился служить Богу.

— За чем ты пришел? — с ходу остановил его вопросом батюшка.

И словно отговаривать принялся: монастырь у нас трудовой — тяжело тебе придется. Оказалось, так испытывал батюшка неофита, помогая понять искренность и глубину его стремления.

От монахов требовал он строгости в мыслях и делах, поскольку дать ответ перед Богом придется за всё. Говорил, что есть у монаха два крыла — труд и молитва, пристало ему трудиться не покладая рук и молиться, чтобы Господь помогал в делах.

И строгим был батюшка прежде всего к себе, а люди в строгости его отеческую любовь и заботу видели.

— Будучи даже в преклонных летах, трудился он всегда: обрезал сад, работал в огороде, показывал другим, как косить, солить капусту, во все вникал,— рассказывает отец Никон,— тем самым показывал батюшка пример молодым монахам, наставляя их так трудиться, чтоб избыток был от трудов, чтобы было чем поделиться с ближним.

А еще требователен батюшка был к одежде — чтобы всегда была она чистой и опрятной, не открывающей плоти, без надписей.

Бывало, ночью из поездки возвращался в монастырь — и шел смотреть на постройки. Или страждущих принимал допоздна, словом и делом выполняя заповедь о любви к ближнему. И настолько велика была сила духа батюшки, что один успевал он сделать столько, что и десятерым не под силу будет.

— Он был словно луна, отражающая лучи солнца — Господа нашего. Я видел светлый лик ангела,— говорит отец Никон.

Ангельский лик видели и многочисленные болящие, приходившие к батюшке за исцелением. Люди чувствовали любовь и заботу, и слова молитвы, сказанные с отеческой лаской, ложились на сердце.

Батюшка помогает своими молитвами до сих пор, уверен отец Никон. С его благословения трудами учеников возрождается практически уничтоженная в смутные времена Екатерино-Лебяжская Николаевская пустынь.

Вместе с телом батюшка лечил душу

— Схиархимандрит Георгий видел далеко вперед. Многое из того, что говорил батюшка, через время открывалось с совершенно другим смыслом и пониманием,— рассказывает настоятельница Свято-Георгиевского женского монастыря в Сочи — игуменья Дросида (Сорокопуд).

С батюшкой Георгием познакомилась она в 2000 году, и для нее он стал духовным отцом.

— Батюшка учил нас всем сердцем прилепляться ко Господу, ведь человек одинок, и лишь молитвы, обращенные ко Господу и Богородице, могут придать ему сил следовать по своему пути, выполнять, что ему благословляется,— вспоминает матушка Дросида. — Этим Господь посылает нам упражнение для нашего духовного роста. Учил батюшка, что делать, чтобы стать примером для мирян. Говорил, что люди смотрят на нас, замечая все изъяны в вашем облике, что проповедуем мы Христа даже своим видом и одеждой…

Люди, приходящие в монастырь, должны увидеть островок покаянной молитвы, совершенно другой уровень духовной жизни. Глотнув свежего воздуха в монастырских стенах, люди шли бы домой, унося в мир частичку молитвы, частичку навыка пребывания с Богом. Чтобы знали, что Господь всех нас любит, все испытания посылает во благо и только по силам.

Учил батюшка, что люди, приходя в монастырь, должны видеть чистоту, которая проявляется во всём: и в службах, и во внешнем виде.

— Говорил он, что если ты стала на молитву без платка или в нехристианском виде, то такую молитву Господь не слышит. Вместе с молитвой должна меняться и твоя духовная жизнь,— делится сокровенным матушка Дросида.

Так же поступал схиархимандрит Георгий, когда приходили к нему больные люди. Каждый получал исцеление по молитве его. Вместе с телом батюшка лечил душу…

У Бога нет мертвых

Настоятель Свято-Духова мужского монастыря в Тимашевске архимандрит Иоанн (Коновалов) пришел к батюшке Георгию одним из первых, в 1989 году. По воле Господа стал его ближайшим сподвижником. Вместе строили храм в Тимашевске, открывали монастырь. Был рядом с батюшкой отец Иоанн до отшествия его ко Господу. Ныне он продолжает дело его жизни, стараясь служить Богу и людям.

Отец Иоанн вспоминает, что батюшка Георгий старался всех приходящих к нему выслушать и всем им дать, что им необходимо. И в первую очередь дать им ту самую истину, которую сам он знал с детства,— веру в Бога. Потому все беседы с паломниками батюшка начинал с вопросов веры.

— Принимал он всех, шли к нему даже атеисты, иноверцы. Таким просящим давал он лекарство для тела. Получив исцеление телесное, некоторые после возвращались за исцелением духовным,— рассказывает отец Иоанн.

Как правило, к батюшке обращались тяжелобольные люди, те, от кого отказались врачи. И получали надежду. Важно, что приходили они к вере, что даже не имеющие шансов на выздоровление получали утешение через нее, напутствие в жизнь вечную. Уходили причащенные, соборованные, венчанные. А было и так: выполняя духовные советы батюшки, люди получали телесное исцеление.

Братия Свято-Духова монастыря с помощью Господней продолжает дело батюшки Георгия. Не оставляет страждущих своими молитвами и схиархимандрит Георгий — его присутствие постоянно ощущается на монастырском подворье.

В часовню над могилой почитаемого старца приходят со своими бедами и те, кто знал схиархимандрита Георгия при жизни, и те, кто уже после его земной смерти получал по молитвам помощь и самые разные чудеса: исцеление от смертельных недугов, рождение долгожданного ребенка, решение сложных жизненных проблем.

Верующие знают, что батюшка на Небесах, у престола Божия, молится за всех своих духовных чад, ведь у Бога нет мертвых — у Бога все живы…

Екатерина ЮРЧЕНКО

Фото Игоря ЧУРАКОВА