Выпуск №81 (4784)

Свежий выпуск

16 октября 2020

Бренд Кубани — современные комфортные дороги

Наш рассказ о людях, которые не ищут легких путей, не гнушаются тяжелым физическим трудом, не жалуются на погодные условия и в большинстве своем скромные доходы, а просто занимаются важным делом.

Они, работники дорожного хозяйства, чей праздник страна отметит в предстоящее воскресенье, прокладывают и ремонтируют автомобильные дороги, благоустраивают их, эксплуатируют, создавая комфортные условия для нас с вами — пешеходов, пассажиров, автомобилистов.

И конечно, благодаря труду этих замечательных людей малоизвестные уголки Земли становятся центрами экономического развития, туристическими Мекками, территориями с большим будущим.

Краснодарский край тому яркий пример. Наша региональная дорожная сеть уже много лет в числе лучших в стране. Данный факт отмечают не только жители, но и многочисленные гости радушной Кубани.

Сегодня, когда государство обратило особое внимание на дороги, когда отрасль получает внушительное финансирование, давняя беда России имеет все шансы переродиться в ее достоинство.

Дорожная отрасль обрела второе дыхание. Активизировалась работа дорожно-ремонтных строительных управлений (ДРСУ). Появившаяся в их арсенале прогрессивная техника позволила значительно повысить темпы и качество работ. Способствовали этому и новые технологии, и новые требования.

На наш вопрос, насколько разнятся возможности прошлого времени и сегодняшнего дня, дорожник с 35-летним стажем, генеральный директор Лабинского ДРСУ Владимир Евсюков ответил коротко: «Да это небо и земля!» Как говорится, яснее не бывает.

Опытный профессионал обратил внимание и на то, что хорошие дороги сегодня создаются не только в крупных городах, но и в малых — в таких региональных центрах, как, к примеру, Лабинск: «О таком раньше могли только мечтать, а сегодня это реальность!»

Едем в Лабинск

Корреспонденты «Кубани сегодня» убедились в этом, проехав по дорогам, обслуживаемым Лабинским ДРСУ и познакомившись с теми, кто делает их современными и комфортными.

Около двухсот километров от Краснодара мы преодолели так быстро (вот что значит хорошие дороги!), что приехали раньше назначенного времени на целый час.

Нас не удивила просторная территория ДРСУ, обилие зелени, чистота и полный порядок. Самым приятным было знакомство с людьми — доброжелательными, скромными, несуетливыми, знающими свое дело, живущими не напоказ, не по модным сиюминутным течениям, а по привычным в России традициям души и совести. Как говорится, дым Отечества им слаще любых заморских «заманух», разве что передовую технику приобретают импортную, с сожалением отмечая, что российская в большинстве своем пока значительно уступает.

А что касается освоения технологий, профессионализма и боевого настроя, тут лабинчане конкурентоспособны и могут выполнять задачи любой сложности. И увеличение объемов работы их только радует, что было отмечено руководителем ДРСУ во время нашей беседы в кабинете генерального.

Нам стало известно, что сегодня по договору с краевым Министерством транспорта и дорожного хозяйства Лабинское ДРСУ обслуживает 230 километров дорог общего пользования с учетом десяти мостов в своем районе.

В нынешнем году в послужном списке выполняемых Лабинским ДРСУ объектов восемь участков. Наряду с ремонтом дорожного покрытия будет выполнено устройство тротуаров и водоотводных лотков, установка бортового камня и замена автопавильонов, переустройство посадочных площадок, установка новых дорожных знаков, установка и переустановка металлического барьерного ограждения — в общем, всё то, что делает дороги современными и комфортными.

На пяти из них лабинчане уже выполнили свои обязательства — качественно и в срок, как и полагается профессионалам. На остальных работы продолжаются, и повода сомневаться в том, что всё будет сделано вовремя, нет,— расставил точки над «i» Владимир Евсюков.

Крепкое хозяйство

«Сказано — сделано» — здесь привыкли общаться так. Дорожники как военные: ответы дают короткие и исчерпывающе. Главное — дело, и нечего терять время на слова. У хорошего хозяина по-другому и быть не может, как гласит народная мудрость.

Год назад, когда Евсюков возглавил предприятие, за ДРСУ числилось 112 миллионов долга, плюс на 70 миллионов висела техника по лизингу.

На сегодняшний день по доходам и расходам Лабинское ДРСУ вышло практически в ноль. Сейчас годовой оборот освоенных предприятием средств вырос до пятисот миллионов рублей. При этом, по словам руководителя, потенциал позволяет эти цифры удвоить. И о завтрашнем дне здесь беспокоятся уже сейчас, как и положено в крепком хозяйстве.

— То, что было вчера, и то, что сегодня происходит в отрасли, не сравнить,— поделился впечатлениями главный инженер предприятия Евгений Лях, который трудится здесь полтора десятка лет. — Появившаяся стабильность придает сил и уверенности, в том числе и в завтрашнем дне,— оптимистично добавил он.

— Важно, что смогли уйти от аренды техники,— со своей стороны дополнил главный механик Лабинского ДРСУ Александр Армянинов, который отвечает за весь автопарк компании, а это более шестидесяти единиц подвижного состава. — Так что приобретение новых современных механизмов — необходимость сегодняшнего дня, и очень хорошо, что наше краевое министерство, наш заказчик — ГКУ КК «Краснодаравтодор» — дают нам такую возможность.

Мастера важного дела

Лабинское ДРСУ сегодня объединяет 160 работников. Текучки нет. Почему люди верны своему предприятию?

— Хороший коллектив — здоровая атмосфера, в которой мы сохранили лучшие традиции прошлого: наставничество, взаимоподдержку, уважение со стороны руководства,— поделился Роман Вашкевич, машинист асфальтоукладчика. — Люди это ценят, и мы стараемся работать по максимуму.

А токарь высшего разряда с 55-летним стажем Александр Борисович Яковчук, работающий в ремонтно-механической мастерской предприятия, от души нас повеселил. И тем, что запросто привел в действие раритетные токарные механизмы — один производства 1979 года, другой — 1956-го. И тем, что в защиту этой громоздкой советской техники мастер выдвинул веские доказательства: «Станки с программным управлением, по сути, исключают творческий подход — им подавай заданную программу. Это хорошо, но это же работа для роботов, а настоящий рабочий должен уметь больше...»

Разве не прав ветеран? На все сто процентов прав!

Как и его коллега, Юрий Михайлович Кравцов, опытный прораб, который в числе преимуществ работы Лабинского ДРСУ отметил важность уважения к такому понятию из советского прошлого, как культура производства. А еще он отметил тот факт, что сегодня растут возможности Лабинского ДРСУ: «Организация наша вполне конкурентоспособна и может браться за задания любой сложности. Это касается выполнения как дорожно-строительных работ, так и бетонных...»

Кадровые перестановки, как это часто бывает с приходом нового гендиректора, не последовали. Наоборот, дружное, сплоченное предприятие не растеряло ценных сотрудников, многие из которых на Лабинском ДРСУ трудятся десятилетиями.

Это и главный инженер Евгений Лях, и главный механик Александр Армянинов, и специалист по закупкам Полина Кучерова, и начальник планово-технического отдела Константин Кощеев, и начальник службы содержания автомобильных дорог Игорь Лактионов, и секретарь Оксана Бондаренко, и главный бухгалтер Руслан Сайханов.

— Кстати, Руслан Ибрагимович — потомственный главный бухгалтер,— обратил наше внимание Владимир Владимирович. И неожиданно добавил:

— Там, где финансы в руках мужчины, всегда порядок. Этому меня еще Ким Хазретович учил...

Друг, который всегда рядом

Большой портрет Кима Нехая, легендарного руководителя «Краснодаравтодора», депутата Законодательного Собрания Краснодарского края, трагически погибшего в 2006 году, стоял прямо напротив рабочего стола хозяина кабинета — на самом видном месте. Это фото невозможно было не заметить. Так что мы неслучайно спросили о том, что связывало Владимира Владимировича с Кимом Хазретовичем.

Оказалось, что прежде всего — многолетняя дружба еще со времен совместной учебы в Майкопском автотранспортном техникуме. Тогда же они вместе играли в футбол, с тех пор постоянно участвовали в футбольных турнирах и организовывали их, популяризуя этот вид спорта в своей отрасли.

— Ким Хазретович был особенным человеком. Всегда брался за решение самых сложных задач, ничего не боялся и во всём доходил до сути. Помню, в техникуме мне хорошо давалась теоретическая механика, а Ким испытывал трудности, поскольку не всё понимал из сложных лекций преподавателя. И однажды он подошел ко мне на перемене и попросил разъяснить трудную тему более доступным языком. Я сказал, что готов, только предложил это сделать вечером или на следующий день: предмет-то сложный, а перемена всего минут двадцать длится. Однако Ким настоял на том, чтобы я сделал это здесь и сейчас. Он на самом деле вник и разобрался, и мы вместе радовались этому,— улыбается, вспоминая, Владимир Владимирович. — И таким Ким Хазретович был во всём: ничего не откладывал на потом, очень много сделал для развития дорожной сети Кубани.

В Законодательном Собрании Краснодарского края он представлял Приморско-Ахтарский избирательный округ. Его там до сих пор помнят как внимательного и неравнодушного, истинно народного избранника.

А район этот стал ему близок после того, как Киму Хазретовичу предложили возглавить одно их четырех кубанских ДРСУ, в числе которых было и Приморско-Ахтарское — кстати, самое слабое. Естественно, он его и выбрал, а вскоре сделал передовым.

Таким он был всегда — удивительно мудрым и щедрым душой человеком,— говорит Владимир Владимирович, глядя на портрет друга и соратника, который всегда рядом. И признаётся, что нередко, принимая важные решения, мысленно советуется с ним...

Время, вперед!

— Плохие дороги в России принято называть направлениями. Но дорог Кубани это не касается: у нас в крае создаются дороги мечты,— вырывается у Владимира Владимировича, когда он сравнивает их с теми, какие создавались в начале его трудовой карьеры, когда асфальт ровняли прицепными грейдерами.

Этого мнения придерживались и другие работники Лабинского ДРСУ. Так и говорили, что им сегодня не стыдно признаваться семье, близким, друзьям за сделанные ими дороги. А таких наберется немало: северный подъезд к Лабинску, подъезд к поселку Красному, участки автодорог станица Вознесенская — хутор Харьковский, станица Зассовская — станица Ахметовская, Усть-Лабинск — Лабинск — станица Упорная...

На наш вопрос: «На века делаете?» — лабинские дорожники отвечали без шуток.

— Вечного не бывает ничего. Через шесть лет дорога подлежит ремонту, через восемь — капремонту. Экономить в данной ситуации себе дороже — надеемся, мы это пережили... — говорят они со знанием дела.

Кстати, в Лабинском ДРСУ контроль за качеством жесткий. Во-первых, объект по окончании работ сдается заказчику — ГКУ КК «Краснодаравтодор» — по всей строгости ГОСТов. Во-вторых, не дожидаясь госприемки, работу тестирует собственная лаборатория ДРСУ — в ней проходят испытания образцы материалов после каждого этапа работ.

Готовы к выполнению любых задач

Ну а теперь пора на объект, как говорят дорожники, на линию — туда, где кипит работа.

Протяженность участка Усть-Лабинск — Лабинск — станица Упорная, на который мы едем, десять километров. Всего же на этой дороге Лабинскому ДРСУ предстоит отремонтировать двадцать километров.

...Между Лабинском и станицей Вознесенской на живописном полотне кубанского простора, среди гладких полей, очерченных еще пушистыми, по-осеннему разноцветными лесополосами, тонкой лентой устремилась на возвышенность дорога. На ней, словно богатыри, неспешно и убедительно перемещались тяжелые машины: асфальтоукладчик, два десятитонных катка, самосвалы, автогудронатор, дорожная фреза, автогрейдер.

В момент, когда мы приехали, производилась укладка верхнего слоя покрытия. Дорожно-строительная техника под управлением мастеров-машинистов укладывала новую смолянистую полосу покрытия — четкую черную ленту на фоне прозрачного неба и тающих в сиреневой дымке горных контуров. Такая красота требует тяжелого ухода...

Жаркое солнце кубанских полей — это проблема для слабаков. Температуры же, с которыми приходится ежедневно работать бригаде укладчиков, с трудом укладываются в привычные представления. Вода и та бы уже закипела!

Как объяснил мастер строительно-монтажных работ Виктор Кузьменко, щебеночно-мастичный асфальтобетон (ЩМА) должен быть разогрет не ниже 170 градусов по Цельсию, иначе он станет непригодным к использованию! Поэтому для качественной укладки поверхности необходимо всё время держать руку на пульсе.

— Подготовка работы, связь с заводами для своевременной доставки ЩМА — всё это требует постоянного внимания,— комментировал происходящее Виктор Кузьменко, которому приходится быть еще и немного синоптиком. — Сложность в нашу работу вносят также любые осадки.

Кстати, о ЩМА: у организации два асфальтобетонных завода — Курганинский и Лабинский. Работают на щебне из местных карьеров. По качеству это лучший материал, который соответствует прочности международных стандартов Таможенного союза — 1200 килограммов на кубический метр!

Машинист катка Алексей Ладанов работает на укладке дорог уже двенадцать лет, знает все тонкости своей профессии. Говорит, что качественное уплотнение положенных полос требует мастерства.

— До восьми раз приходится укатывать, чтобы достичь абсолютной гладкости дороги. Смотрю, чтобы не оставалось вмятин и полос. Техника техникой, но здесь глаз да глаз нужен! — улыбается Алексей.

— Одной укладкой дело не ограничивается. Обочины, знаки, разметка — всё в полном соответствии с современными требованиями,— комментирует обстановку генеральный директор. — Всё идет строго по графику. Таким мастерам, как наши, под силу выполнить задачи любой сложности.

На прощание Владимир Владимирович просит поздравить весь коллектив Лабинского ДРСУ с профессиональной датой. А также коллег, соратников, ветеранов. Всех профессионалов, кто вложил свой труд, свои силы в создание современных комфортных дорог, ставших брендом Кубани.

С заслуженным праздником вас, дорогие работники дорожного хозяйства! Здоровья вам, крепости духа, любви и заботы близких. И безусловно, как можно больше интересных объектов, приносящих каждому из вас моральное и материальное удовлетворение.

Елена НАЗАРОВА, Наталья ИЛЬИНОВА

Здесь может быть ваша реклама
Оставьте заявку и наши менеджеры свяжутся с вами
Или вы можете посмотреть наше предложение