Для пользы душевной

Великий пост — важнейший и самый продолжительный из всех православных постов. Это период подготовки к самому большому празднику — Светлой Пасхе. В основе Великого поста воспоминание о сорокадневном посте Спасителя в пустыне. А последняя страстная седмица установлена в память о последних днях земной жизни, страданиях и смерти Иисуса Христа.

Великий пост начался у православных христиан пятнадцатого марта, и продлится до первого мая. Этот пост является самым долгим и строгим в плане ограничений из всех многодневных постов.

Этот период складывается из Четыредесятницы (сорока дней) и Страстной седмицы — последней недели перед Пасхой, которая посвящена воспоминаниям о последних днях земной жизни и о крестной смерти Христа. Страстной неделе предшествуют Лазарева суббота и Вербное воскресенье.

Из всех постов Великий — самый древний. Еще в первые десятилетия христианства верующие постились перед праздником Пасхи. Только постились разное количество дней. Например, в одной общине полностью отказывались от еды и питья на сутки, в другой отказывались от мясной и молочной пищи на три дня. В IV веке сроки поста увеличиваются, и в итоге верующие постятся сорок дней. «Сорок — это особое число в библейской истории,— писал церковный публицист иеромонах Макарий. — Столько дней находился на горе Синай Моисей, получив там скрижали с Десятью заповедями. Столько же, как мы знаем из Евангелия, постился Спаситель в пустыне, где был искушаем дьяволом».

Пост для верующих предполагает отказ от мясной, молочной пищи и яиц. В остальные дни основой рациона должны стать: фрукты и овощи, сухари, сухофрукты и мед, соленья, свежий черный и серый хлеб, орехи, чай и кисель, каши на воде, грибы. Во все дни поста строго запрещен алкоголь, исключение — бокала сухого красного вина в выходные и праздники. Растительное масло допустимо лишь по субботам и воскресеньям. Церковь разрешает не поститься детям до семи лет, а также беременным и кормящим женщинам. Кроме того, допускается послабление по медицинским причинам, например при тяжелых хронических заболеваниях. Однако, как отмечают священники, каждый случай нужно индивидуально обсуждать с духовником.

В последнее время священники часто напоминают, что постящимся следует помнить главное: пост — это не диета, не просто ограничение употребления определенных продуктов, а время смирения, молитвы и покаяния. В дни поста рекомендовано чаще посещать богослужения, уделять больше времени чтению Библии и духовных книг, а также домашней молитве.

Первая неделя Великого поста — Торжество православия. Верующие вспоминают восстановление почитания икон в Византии в IX веке и победу православных догматов. Вторая неделя — святителя Григория Паламы, жившего в XIV веке. Главный вклад величайшего богослова — учение о непрестанной молитве, исихии (молчания), нетварных энергиях и Фаворском свете. Святитель писал, что верующий человек способен удалиться от греха настолько, чтобы удостоиться реальной встречи со Христом еще при жизни, увидеть нетварный фаворский свет, который был открыт апостолам на горе Преображения.

Третье воскресенье поста посвящено Кресту Господню, а саму седмицу называют Крестопоклонной неделей, когда Церковь напоминает верующим о спасительном даре — искуплении грехов человеческих. На воскресной всенощной Животворящий Крест Господень выносится в центр храма и остается там до пятницы.

Седьмого апреля православные отметили Благовещение Пресвятой Богородицы. Это праздник всегда отмечается именно в этот день, за девять месяцев до Рождества.

Название «Благовещение», которое связано с Евангелием и означает «благая весть», вошло в обиход позже, только в VII веке. Празднество отмечали примерно с IV века. Вот как это событие описывает святой евангелист Лука: «Ангел, войдя к Ней, сказал: „Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами”. Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие. И сказал Ей Ангел, что родит она Сына, и наречет Его Иисусом, и будет он велик и станет Сыном Всевышнего».

В четвертую неделю поста празднуется память преподобного Иоанна Лествичника, который сорок лет провел в подвиге молчания и молитвы. Он написал духовное сочинение «Лествица» — наставление и руководство к духовной жизни. В этой книге путь христианина представлен как постепенное восхождение по лестнице (лествице).

На пятой неделе Великого поста православные вспоминают преподобную Марию Египетскую. Она жила в V веке и прославилась тем, что полностью изменила свою жизнь. Будучи блудницей, она в итоге встала на путь покаяния и удалилась в пустыню.

Двадцать четвертого апреля — Лазарева суббота. В этот день вспоминают невероятное чудо — воскрешение Христом праведного Лазаря, который четыре дня был мертв. На Лазареву субботу собирают вербу, чтобы на следующий день, в праздник Входа Господня в Иерусалим (Вербное воскресение), встретить Христа. Во время богослужения веточки вербы освящают святой водой. Считалось, если в Лазареву субботу на деревьях появилось много почек (сережек вербы), год будет урожайным и богатым на радости.

Двадцать пятого апреля — Вербное воскресенье, Вход Господень в Иерусалим. Народ, узнавший о чуде воскресения Лазаря, восторженно приветствовал Спасителя пальмовыми ветвями и хвалебной песней. А на дорогу, по которой ехал Иисус, люди бросали пальмовые ветви и стелили свои одежды. В память об этом событии во всех христианских храмах принято в этот день освящать украшенные ветви деревьев («ваия», «пальмы»). Поэтому церковное название шестой седмицы Великого Поста — «седмица ваий», а воскресенья — «цветоносное». У русских место пальмовой ветви заняла верба, которая дала название празднику.

Седьмая неделя — Страстная седмица. Согласно уставу это уже не Великий пост, а отдельный период. Он особый для верующих, потому что посвящен последним дням земной жизни Иисуса Христа.

В понедельник Страстной седмицы вспоминают две библейские истории. Церковь вспоминает ветхозаветного праведника Иосифа, который был продан своими братьями за тридцать сребреников в Египет. Иосиф в итоге сумел возвыситься при дворе фараона, предотвратил голод в этой стране, а когда однажды его братья пришли к нему купить хлеба, принял их, был щедр и ни словом не упрекнул их за давнее зло. Иосиф стал прообразом Христа, которого предал Иуда. Его целомудрие, незлобие и готовность прощать также напоминают черты Лика Христова.

Второй эпизод связан с биографией Иисуса. В Евангелиях рассказывается о том, что после торжественного входа в Иерусалим в тот же день Иисус удалился из города в Вифанию и провел там ночь. Возвращаясь утром в Иерусалим, Христос захотел есть. Он подошел к смоковнице (инжирному дереву), но не нашел на ней плодов. Скорее всего, это связано с тем, что было еще не время собирания смокв. И тогда Спаситель сказал смоковнице: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И дерево засохло. Святитель Иоанн Златоуст так объясняет поступок Спасителя: «Христос всегда благодетельствовал и никого не наказывал, между тем надлежало Ему показать и опыт Своего правосудия, чтобы и ученики, и иудеи узнали, что Он хотя и мог иссушить, подобно смоковнице, своих распинателей, однако же добровольно предает Себя на распятие и не иссушает их. Он не захотел показать этого над людьми, но явил опыт Своего правосудия над растением».

Вторник Страстной седмицы — один из самых главных и насыщенных глубоким духовным смыслом дней. В этот день Христос прямо говорит ученикам о грядущих страданиях, последний раз проповедует в Иерусалимском храме. В этот день в церкви читается четыре главы из Евангелия, содержание которых осмысляется в отношении жизни каждого человека, человечества и Церкви в целом, в канонах и песнопениях.

В великую среду в Евангельских чтениях вспоминается предательство Иудой Иисуса Христа. Ночь со вторника на среду Иисус Христос в последний раз перед своей смертью провел в Вифании. В дом Симона прокаженного, где он был, пришла некая жена, пророчески почувствовав будущую смерть Спасителя. Она принесла миро, драгоценное масло, которое вылила на голову Иисуса, уготовив его тем самым на погребение. В это же время в противоположность бескорыстному поступку женщины Иуда, один из учеников Иисуса, решил предать его. Он сговорился с первосвященниками и выдал своего учителя за тридцать сребреников.

Четверг Страстной седмицы — последний перед арестом Спасителя. Вечером Иисус собрал учеников на пир по случаю предстоящей в субботу иудейской Пасхи. На нем он установил важнейшее таинство Церкви, сохраняемое ею до сих пор — евхаристию (причастие). Дав ученикам вино и разломив для них хлеб, Иисус сказал: «Приимите, ядите, это Тело Мое за вас предаваемое, и Кровь Моя, за вас изливаемая».

После Тайной вечери, когда Иисус молится в Гефсиманском саду в предместье Иерусалима, его застигает Иуда с людьми первосвященника Каиафы.

Почему четверг называют чистым? В начале Тайной вечери Христос омыл ноги своим ученикам, тем самым показав им пример истинного смирения и служения ближнему. В память об этом в Великий четверг во время богослужения в кафедральных соборах совершается чин умовения ног. Возможно, именно благодаря этому чину возникла традиция убирать дома и квартиры в этот день.

Также в день по традиции принято готовить к Пасхе: печь куличи, красить яйца и готовить один из главных атрибутов православного праздника — пасху. Так православные христиане называют творог, приготовленный в виде усеченной пирамиды и символизирующей место распятия и мученической смерти Христа — Голгофу.

Страстная, или Великая, пятница — это день, когда над Христом состоялся суд, после чего Спаситель был распят и умер на кресте. Считается, что в этот же день тело Иисуса сняли с креста и совершили погребение. История подробно описана во всех четырех Евангелиях — от Матфея, от Марка, от Луки и от Иоанна. В знак скорби в этот день не совершается самое торжественное богослужение — литургия, ведь сам Господь принес себя в жертву на Голгофе за всех нас.

Пятница — это день совершения особой службы, в конце которой из алтаря выносится на середину храма Плащаница — больших размеров полотнище с вышитым на нем изображением умершего Христа.

В Великую субботу утром плащаница обносится вокруг храма в воспоминание сошествия Иисуса Христа в ад. А вечером христиане собираются в храмах на торжественное богослужение, чтобы встретить Воскресение Христово.

А знаете ли вы?

По традиции пасхальные куличи — атрибут православного праздника Пасхи — пекут в большом количестве, ведь нужно, чтобы их хватило для угощения всех приходящих в дом гостей. В отличие от теста для постных пирогов, куда не полагается класть яйца, в куличное тесто кладут много яиц, сливочного масла и сахара. Все эти компоненты позволяют получить очень сдобное тесто, а готовые пасхальные куличи долго сохраняются не черствея.

Готовые куличи в честь православного праздника Пасхи богато украшают глазурями, орехами, цукатами, цветным сахарным маком и крашеным пшеном.

Традиция красить яйца существовала задолго до христианства. В начале третьего века римляне считали добрым обычаем посылать друг другу в качестве поздравления крашеные яйца. Христиане переняли эту традицию, вложили в нее иной смысл: красный цвет имеет особую силу, ибо яйца в православный праздник Пасхи якобы окрашены кровью Христа.

Традиция красить яйца в Пасху подкрепляется легендой о Марии Магдалине. В надежде обратить взор императора на христиан, открыть ему истинную религию пришла она к Тиберию. Протянув ему яйцо, она произнесла: «Христос воскресе!» Император не поверил в рассказ Марии о воскресении Христа и воскликнул: «Как может кто-то воскреснуть из мертвых? Это так же невозможно, как если бы это яйцо вдруг стало красным». Тут же на глазах императора свершилось чудо: яйцо стало ярко-красным, свидетельствуя об истинности христианской веры.

По преданию, в красные яйца превратились камни, которыми нечестивцы закидали Иисуса Христа и апостола Петра. Орудие зла обернулось добром: яйца были розданы нищим. Другое предание гласит, что во время шествия Иисуса на Голгофу помочь нести крест вызвался крестьянин, несущий яйца на базар. Вернувшись к оставленной корзине, крестьянин обнаружил, что все яйца покраснели. Поверив в Божественное чудо, он не продал яйца, а раздал бедным.

Позднее стали использовать краски разных цветов, а кроме того, золотить, серебрить, покрывать яйца изображениями из жизни святых, наносить на них христианские символы. В России существовала художественная традиция изготовления сахарных, шоколадных, деревянных, стеклянных и даже золотых и серебряных яиц, украшенных драгоценным камнями. Русские «писанки» в честь православного праздника Пасхи покрывались затейливыми символическими узорами, на них рисовали пейзажи, жанровые сценки, храмы и иконки.

Подготовила Людмила ДМИТРИЕВА