Выпуск №93 (4796)

Свежий выпуск

27 ноября 2020

Когда дело не только бизнес

Встретить компанию, где каждый понимает: работаем не только за деньги, работаем для людей, в наши дни можно нечасто. В основном приходится слышать: «Ничего личного — просто бизнес!» Эта формулировка вроде бы должна оправдывать прагматизм в деловых взаимоотношениях. Но при этом никак не отрицать добросовестности и уважения к тем, кто рядом,— к согражданам. И уж тем более в случаях, когда речь идет о пассажирских перевозках. Потому что это не бизнес — это прежде всего выполнение социальной задачи с необходимой ее составляющей — человечностью.

Санаторий для автобусов

— А мы подумали, что у санатория с советским прошлым остановились! — говорим на проходной Анапского ПАТП.

Так всё добротно, аккуратно. Между офисом и проезжей частью — аллея из рослых сосен и елей, перемежающихся акациями, и бесконечное число роз. Аллея эта названа в честь человека, основавшего предприятие на нынешнем месте более сорока лет назад,— Ивана Когута.

Чуть позже, при знакомстве с предприятием, нам не раз довелось услышать о том, что, если бы не эти территории, отвоеванные зачинателем на окраине тогдашней Анапы, не выжила бы организация сейчас. Впрочем, на ее успех потрудился не один руководитель. Безусловно, огромная заслуга в этом нынешнего генерального директора, заслуженного работника транспорта Кубани Семена Кукко, возглавляющего НАО «Анапское ПАТП» уже восемнадцатый год. Он встал у руля в очень непростое время, когда перед предприятием встал вопрос существования. Но организаторские способности, умение действовать, не жалуясь на ситуацию, создание максимально возможной благоприятной ситуации для работы коллектива позволили преодолеть подводные рифы и сохранить Анапское ПАТП в строю.

— Ну почти санаторий и есть! — поддержал наши впечатления Семен Саввович. — Заботимся о транспорте как об отдыхающих! Заправить — накормить, починить — подлечить, этот конвейер бесконечен. Ведь главное — состояние колонны. Пассажиру всё равно, кто его повезет, людям важно — как!

Оставлять коммерческий интерес за рамками работы, конечно же, беспечно. Существующая конкуренция в автопассажирских перевозках — фактор весомый, но не решающий. Поэтому на пассажирском автотранспортном предприятии Анапы не стали ввязываться в боевые действия с частными маршрутками. Что скрывать, у них достаточно преимуществ. И биться до первой крови у пирога с бюджетными дотациями — тоже не выход для настоящих мужчин. Здесь пошли другим путем — гибким, используя свои преимущества.

Богатые площади организации, а это около пяти гектаров, стали тем зарытым кладом, который пригодился в нужное время. Современный руководитель Семен Кукко принял решение: помимо перевозок, оказывать и прочие автотранспортные услуги. Оставив для себя лишь два маршрута, которые обслуживаются двадцатью пятью машинами, переключились на профессиональную подмогу другим перевозчикам. Всё, что требуется для выхода автобусов и маршруток на линию: технический и медицинский осмотры, диспетчерское сопровождение, плановая и экстренная замена деталей, текущий и внеплановый ремонты, заправка ДТ и даже подготовка кадров — все эти услуги предприятие, накопившее громадный опыт за более чем сорокалетнюю историю, предоставляет другим перевозчикам вместе с парковочными местами и боксами для колонн.

А иначе, говорит Кукко, могли бы уже два-три раза умереть. Как это, к сожалению, произошло со многими кубанскими государственными и муниципальными перевозчиками. Во всём мире уже давно тарифы за проезд не покрывают расходов на заправку, содержание, эксплуатацию колонн и тем более — на организацию безопасных перевозок. Это функция государства — обеспечивать запрос населения на перемещение. Но это совсем другая история.

Механическое сердце курорта

Отсыл в самом начале к советскому прошлому предприятия не случаен. Всё на Анапском ПАТП пропитано подзабытой добротностью и усердием. И это, кажется, самый правильный стиль работы, от которой зависят жизни и здоровье потребителей услуг. Спешка на автотранспортном предприятии — враг, дисциплина — всё!

— Скорость может быть только такой, на которой ты контролируешь ситуацию и сможешь спасти жизнь как свою, так и пассажира,— напутствует молодых водителей начальник колонны Александр Борисов, он же специалист по обеспечению безопасности дорожного движения.

За годы собственного большого опыта вождения Александр Анатольевич один-единственный раз стал участником ДТП, и только потому, что уходил за рулем икаруса от столкновения с вылетевшим из-за угла такси. Сейчас он, начальник колонны, с гордостью показывает журнал сверки с ГИБДД по нарушениям правил на дороге водителями Анапского ПАТП за последние несколько лет. Какую страницу наугад ни открой — всюду штамп за подписью государственного инспектора: «Нарушений нет»!

Весь трудовой стаж Александра Анатольевича посвящен гражданским перевозкам. С 1973 года, придя на работу еще в автоколонну 1489 (предшественница ПАТП), место работы не менял. Говорит, что не раз пытались сманивать, но не смог уйти: здесь всё родное.

И он такой на предприятии не один! Пятьдесят два года — стаж работы диспетчера Аксаны Михайловны Евсюковой, удостоенной медали «Общественное признание — гордость Анапы». Буквально на днях Аксана Михайловна вышла на пенсию. Говорит, что «цветочки сманили». Это всегда было ее увлечением, только времени не хватало. Теперь пробует привыкнуть к новой жизни, но предприятие не забывает. Красивая, энергичная, подтянутая, улыбчивая и строгая одновременно, она напоминает учительницу из фильмов советской эпохи, которую любят и слушаются. Хотя за всю жизнь на предприятии Евсюкова ни разу голоса не повысила. Как-никак диспетчер! Она 52 года приходила на смену в 03:15, ни разу не опоздав, и каждые сутки через двое четко руководила процессом: выпускала на рейс до трехсот автобусов, сопровождала, фиксировала, строго отслеживала график движения по маршруту… В общем, по словам Аксаны Михайловны, на работу она всегда шла с удовольствием.

— Это мое призвание,— говорит, объясняя столь уникальную верность своему предприятию эта легендарная женщина. — Вот на пенсию отпросилась (бросает извиняющийся взгляд на директора), а прихожу — мне девочки место рабочее уступают: это ваше, говорят. ПАТП для меня, как и для многих в нашем замечательном коллективе,— это наш дом.

Качество работы — для качества жизни

Здесь всё уютно и по-родному. Руководство относится к коллективу с пониманием, идет навстречу, и работники в ответ стараются не подвести. В общем, сегодня атмосфера на предприятии здоровая и деловая.

— Сразу было понятно: не временщик к нам пришел,— рассказывала Аксана Евсюкова, за полвека перевидавшая с полдюжины руководителей предприятия. — Семен Саввович начал с наведения порядка во всём, начиная с чистоты территории. Ремонт сделал, цветочки опять же… Крепкого хозяйственника мы в нем сразу почувствовали и зауважали.

Кадры с ПАТП не разбегаются. Те, кто уходил на временные работы, после вернулись: среди своих работается спокойнее. Зарплата стабильная, премиями руководство не обделяет, компенсационные за карантинный простой выплатило. В общем, на текучку персонала здесь не жалуются, а вот на недостаток новых молодых кадров, желающих с усердием постигать азы работы,— это да… А жаль, ведь бесценный опыт высокопрофессиональной работы здесь есть от кого перенимать.

— Это у вас золотые руки? — спрашиваю у автомеханика Павла Мачарашвили, «главного по коробкам передач».

— Грязные,— улыбается механик, посмотрев для достоверности на ладони. Хотя хорошо знает, что от него и всей ремонтной бригады зависит, «задышит» ли отколесивший свое автобус или его придется менять на новый.

Вся команда работников высочайшей квалификации — почетные «реаниматологи». Автомеханики со стажем окрепли на истине, что починить старое не только дешевле, чем купить новое, но и профессиональнее.

Это сейчас ПАТП никому ничего не должно, работает с прибылью и выплачивает дивиденды акционерам. А перед приходом Семена Кукко долг висел в семь миллионов рублей только налогов и девятнадцать миллионов — пеней, не считая текущих долгов поставщикам порядка пяти миллионов… Предприятие лежало на боку, отказавшись из-за нерентабельности от огромного автопарка. Давили дико растущие цены на топливо, а это треть всех расходов, к тому же сезонность: зимой детский курорт пустеет. Увы, 120 автобусов-длинномеров для внутренних и междугородных перевозок не могли конкурировать с ушлыми маршрутками, а также с хаотичным бизнесом на пассажирах. Которому, как утверждают здесь водители-асы, на дорогах точно не место.

На этом перекрестке интересов и возник удивительный анапский автотранспортный феномен, позволивший соединить старую практику с новыми реалиями. Переключившись на услуги: гараж, тех- и медосмотры, мойку и прочее, курортный автопассажирский динозавр не вымер, а аккумулировал вокруг себя тех, кому следует привить заложенные десятилетиями традиции.

Так, зарабатывая, Анапское ПАТП старается передавать культуру обслуживания на дорогах тем, кто мог бы стать их конкурентами. Это наилучшее бизнес-решение наших лет. Особенно если учесть, что еще десять лет назад на дорогах города-курорта ежедневно колесили около десяти тысяч автомобилей, а сегодня — в шесть — семь раз больше!

— Да раньше автобусника, как космонавта в космос, выпускали в полной готовности! А сейчас многие садятся за руль, но по правилам ездить не умеют, и это серьезная проблема,— не смог сдержать наболевшее инженер по обеспечению БДД Александр Борисов. — У нас такое просто невозможно.

— Вот почему так важна роль предприятий, на которых работают профессионалы в вопросах пассажирских перевозок,— резюмировал генеральный директор Семен Кукко.

Нам же в свою очередь остается только пожелать космических успехов Анапскому ПАТП — предприятию, сумевшему сохранить главное в отрасли: доброкачественный подход к своему делу.

Василиса БРОННИКОВА

Фото Максима СОКОЛОВА

Здесь может быть ваша реклама
Оставьте заявку и наши менеджеры свяжутся с вами
Или вы можете посмотреть наше предложение