Конструктивное взаимодействие

Одной из основных задач, стоящих перед органами власти всех уровней, является формирование единого правового пространства, которое невозможно без эффективного взаимодействия с органами прокуратуры.

Согласно Федеральному закону «О прокуратуре Российской Федерации» в число ее функций входит участие в правотворческой деятельности. При этом формы и порядок взаимодействия органов прокуратуры с региональными органами власти конкретизированы организационно-распорядительными документами Генерального прокурора Российской Федерации.

Количество принимаемых на федеральном уровне законодательных актов вызывает значительный рост числа нормативных правовых актов, издаваемых в субъектах Российской Федерации.

Так, если в 2015 году краевыми органами было принято более 1,6 тысячи нормативных правовых актов, в 2020 году таких актов было уже около 2,5 тысячи.

В этих условиях большую значимость приобретает качество принимаемых законов и иных нормативных правовых актов, их соответствие Конституции Российской Федерации и федеральным законам, выявление имеющихся противоречий и пробелов в правовом регулировании общественных отношений.

Действие незаконной нормы даже в течение нескольких дней способно принести вред гражданам и обществу, создать условия для злоупотребления чиновников, поэтому приоритетной формой участия в правотворческой деятельности органов власти края является изучение разработанных ими проектов нормативных правовых актов с целью устранения содержащихся в них несоответствий федеральному законодательству, информирование об этом разработчиков проектов.

В настоящее время прокуратурой края налажено конструктивное взаимодействие с Законодательным Собранием края и исполнительными органами власти края, позволяющее устранять противоречия в нормативных актах еще на стадии проектов.

Прокурор края лично участвует в пленарных заседаниях Законодательного Собрания, что способствует законности принимаемых решений.

В 2020 году прокуратурой края изучено около 2,2 тысячи проектов региональных актов, что позволило избежать принятия 191 незаконного нормативного акта органов государственной власти.

В текущем году проверено более 720 проектов, каждый седьмой признан не соответствующим законодательству.

В целях обсуждения разработанных законопроектов работники прокуратуры края принимают активное участие в заседаниях комитетов и рабочих групп, проводимых Законодательным Собранием.

Своевременное выявление нарушений законодательства предотвратило принятие противоречащих проектов о внесении изменений в законы края «Об установлении ограничений в сфере розничной продажи алкогольной продукции и безалкогольных тонизирующих напитков», «О государственной поддержке инновационной деятельности в Краснодарском крае», «О животном мире на территории Краснодарского края» и других.

В прошедшем году в связи с наличием противоречий законодательству и коррупциогенных факторов по заключению прокуратуры прекращена работа над шестнадцатью проектами региональных актов, разработанными с нарушениями федерального законодательства (законопроект «О внесении изменений в Закон Краснодарского края „Об установлении специальностей и муниципальных образований, на территориях которых гражданам, работающим по основному месту работы, предоставляются земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в безвозмездное пользование”», проект приказа Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства края «Об утверждении Порядка формирования адресной программы Краснодарского края „Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019—2025 годы” и внесении в нее изменений» и другие).

Принимаемые меры способствуют снижению числа выявляемых незаконных нормативных правовых актов, в том числе содержащих коррупциогенные факторы.

В 2020 году выявлено 140 коррупциогенных факторов в 93 проектах региональных актов, которые исключены органами власти при их принятии.

В текущем году установлены коррупциогенные факторы в двадцати региональных проектах, разработанных органами власти, а также в двадцати шести принятых актах.

Так, на основании отрицательного заключения нарушения федерального законодательства и коррупциогенные факторы исключены из проекта Административного регламента предоставления государственной услуги «Предоставление за счет средств федерального бюджета единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения ветеранам Великой Отечественной войны, членам семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны и единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения в собственность бывшим несовершеннолетним узникам фашизма», содержавшего разные сроки включения граждан в список граждан — претендентов на получение единовременной денежной выплаты, дополнительные случаи для отказа во включении в список претендентов на получение жилья. Также в проекте отсутствовали сроки принятия решения о предоставлении единовременной денежной выплаты, предоставления государственной услуги в случае принятия решения о проведении дополнительной проверки представленных документов.

Еще одна форма участия в региональном правотворчестве — мониторинг изменений федерального законодательства. Результатом мониторинга является информирование органов власти края о вступивших в противоречие с федеральным законодательством нормативных правовых актах, о необходимости принятия новых региональных актов, а также направление предложений в план нормотворческой деятельности законодательного органа власти края.

По итогам рассмотрения информации прокуратуры края в 2020—2021 годах приведено в соответствие с федеральным законодательством свыше 450 актов. В целях реализации новых полномочий краевыми органами принято 34 нормативных правовых актов, в том числе законы края о развитии виноградарства и виноделия на территории Краснодарского края, о регулировании отдельных отношений в сфере защиты и поощрения капиталовложений и другие. По протестам прокуратуры края в 2020—2021 годах приведено в соответствие с федеральным законодательством более 95 региональных актов, предусматривающих реализацию социальных, жилищных и иных прав граждан, осуществление государственных услуг и государственного контроля.

Так, по требованию прокуратуры края из приказа Министерства труда и социального развития края исключены нормы, обязывающие женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до трех лет и воспользовавшихся правом на получение профессионального обучения и дополнительного профессионального образования, приступить к трудовой деятельности не позднее трех месяцев с момента завершения профессионального обучения, что нарушало права женщины находиться в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. И такие примеры не единичны.

В соответствии со статьей 55 Устава Краснодарского края прокурор края наделен правом законодательной инициативы. Это позволяет активнее взаимодействовать с органами государственной власти края, принимать непосредственное участие в совершенствовании регионального законодательства.

Внесение весной 2020 года изменений в Конституцию Российской Федерации и необходимость приведения в соответствие с ней региональной нормативной базы послужили основанием для внесения прокурором края в качестве законодательной инициативы проектов о внесении изменений в Закон Краснодарского края «О Законодательном Собрании Краснодарского края» и Регламент Законодательного Собрания Краснодарского края, направленных на определение вопросов, по которым законодательный орган края осуществляет правовое регулирование, и исключение норм о согласовании кандидатуры на должность прокурора Краснодарского края.

Указанные инициативы прокурора края единогласно одобрены в декабре прошлого года депутатами Законодательного Собрания края.

В текущем году приняты разработанные прокуратурой края во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 10 декабря 2020 года №778 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона „О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”» законы Краснодарского края от 30.04.2021 №4457-КЗ «О регулировании вопросов, связанных с представлением уведомления о наличии цифровых финансовых активов, цифровых прав, включающих одновременно цифровые финансовые активы и иные цифровые права, утилитарных цифровых прав, цифровой валюты», от 30.04.2021 №4458-КЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Краснодарского края по вопросам противодействия коррупции», постановление Законодательного Собрания Краснодарского края от 28.04.2021 №2232-П «О внесении изменений в отдельные постановления Законодательного Собрания Краснодарского края».

Положительно зарекомендовала себя на практике такая форма взаимодействия органов прокуратуры с региональными органами власти, как постоянно действующая межведомственная рабочая группа, в состав которой входят представители прокуратуры края, Законодательного Собрания края, администрации края, аппарата полномочного представителя Президента РФ в Южном федеральном округе, Управления Министерства юстиции России по Краснодарскому краю. Цель рабочей группы — изучение актуальных вопросов в сфере регионального правотворчества, выявление проблем и путей их разрешения.

Сложившееся взаимодействие прокуратуры с органами государственной власти в сфере регионального правотворчества оказывает положительное влияние на формирование единого правового пространства в крае, обеспечение законности и эффективности законотворческого процесса, способствует повышению качества регионального законодательства.

Алексей ПОЛУБОЯРОВ, заместитель прокурора Краснодарского края