Квадроциклы — угроза здоровью людей

Ялта, перефразируя известного писателя, праздник, который всегда с тобой. И в самом деле, Ялта прекрасна в любое время года, даже зимой. Ведь здесь много вечнозеленых деревьев, и они смотрятся особенно эффектно на фоне снежных гор и вечно беспокойного синего и прозрачного в это время моря. Весна — время благоухания. Всё цветет и чарует, напоминая о вечном круговороте и обновлении жизни. Летом Ялта притягивает к себе взоры миллионов россиян, мечтающих провести такой желанный отпуск у «самого синего моря» и, конечно же, в Ялте. И Ялта оправдывает ожидания. Здесь исполняются все мечты.

Мы с семьей отдыхали в Ялте в разные годы. А с памятного нам всем марта 2014 года стали приезжать сюда каждый год в мае, до жары, и в сентябре, после жары. Каждый вечер большинство отдыхающих гуляют по набережной. Здесь всегда по вечерам затеваются импровизированные концерты, играют квартеты скрипачей, трубачей, баянистов, саксофонистов. Рядом с музыкантами затеваются танцы. Тут же — масса кафе, где предлагают кофе по-венски, мороженое, сладости, минералку. Тут же по соседству работают многочисленные художники, приезжающие заработать со всей страны. Хочешь полюбоваться картинами или заказать портрет? Не возбраняется.

Но года два-три назад мы стали задумываться, ехать в Ялту или нет. Лучше в другое курортное место. И дело не в том, что мы захотели поискать места потише. Нет, дело в другом. Каждый вечер, когда народ собирается на набережной — в любимом месте всех отдыхающих, тут же начинают мотаться на самокатах разных модификаций десятки желающих покрасоваться своим мастерством. Они совершенно не задумываются о том, что мешают отдыхающим, пугают их своими скоростными электросамокатами.

Призывы отдыхающих к самокатчикам поискать для катания места потише ни к чему не приводят. Самокатчики отравляют весь отдых. Угрожают наездами на детей и взрослых, пенсионеров, которые не успеют уклониться от наезда. Аварии случаются всё чаще.

К сожалению, эта напасть захватила и Краснодар. На днях вышел с хлебом из магазина, как увидел мчащихся на электросамокатах двух девчушек лет десяти — одиннадцати. Тротуар у магазина — место всегда шумное. Но девочек, видимо, это не смущало. Они весело болтали, продолжая мчаться. Тут из магазина вышел пожилой человек с тросточкой — и одна из девочек не смогла увернуться от препятствия в лице пенсионера. В результате она врезалась в пенсионера, а ее самокат улетел в сторону и угодил в ребенка.

Самокатчики на улицах, тротуарах города становятся опасными. Они становятся причинами аварий автомобилей и жертвами собственного безрассудства. Правил, регулирующих передвижение на электросамокатах, нет никаких. А действующие экологические законы устанавливают только требования по вредным выбросам. Но это же квадроцикл. Как его квафилицировать? Поэтому с них вообще взятки гладки. Самое время подумать, как сделать, чтобы они не были угрозой для здоровья пешеходов и самих себя. Тротуары не место для них, тем более проезжие улицы. Выход один: создавать специальные дорожки.

Еще большей угрозой для здоровья людей, природных ландшафтов становятся квадроциклы.

Сначала я увидел следы их пребывания на лесных дорогах. Я недоумевал: что за автомобили стали такие (в лесу это прежде всего лесовозы), что стали расплескивать дорожные лужи на пешеходные тропы грибников, по которым стало сложно ходить? Жидкая грязь, выплеснутая с проезжей части дороги, становится скользкой, как лед. Грибники, обходя такие залитые жидкой грязью места, недобрым словом поминают тех, кто так ездит. Долго мне в незнании находиться не пришлось. Однажды я пробирался по залитой грязью дорожке, рискуя, и услышал шум грома. Гром приближался и оказался квадроциклами. Молодые люди в шлемах, в специальной дорожной одежде. Заляпанные сами грязью, оседлав своих мощных железных коней, они весело мчали по дороге на скорости, которую не всегда выжмешь на асфальте. С двух сторон машин вставала волна поднятой колесами водяной грязи, летевшая по обе стороны квадроциклов. Но квадроциклистов это, похоже, нимало не беспокоило. Они скоро скрылись за деревьями, оставив клубы зловонного дыма.

Потом увидел, что неподалеку проходили соревнования гидроциклистов. Поговорить с его организаторами не довелось. Не знаю, каких спортивных результатов они добивались и достигали ли, но вот один результат был налицо. Разбитые лесные дороги, изуродованная природа, рев моторов, распугивающий на много километров лесную дичь, домашних животных на выпасах и вызывающий возмущение местных жителей: их мирно пасущиеся в траве у дороги гуси, утки, куры со всех ног бросались в спасительные дворы от бешено мчащихся кквадроциклов. Почему надо так мчаться по населенным пунктам, чтобы всё и вся поднять на ноги ревом квадроциклов, заявляя о своем пришествии в тихую деревенскую жизнь?

Надо сказать, квадрициклы и трициклы регистрируются ГИБДД. А вот квадроциклы остаются пока вне контроля. А экологам за ними не угнаться, чтобы призвать к ответственности за нанесенный природе ущерб. За то, что они беспокоят грибников, пугая их ревом и угрозой ненароком устроить аварию, за наезды на любителей тихой охоты. От таких наездов квадроциклов дороги превращаются в непроезжие. А красивые луга после веселья на них квадроциклистов превращаются в неприглядное зрелище. Но квадроциклистов это, похоже, нисколько не расстраивает. Уродование ландшафтов — это еще не всё. Рев квадроциклов распугивает зверей и птиц, мешают выращиванию потомства. Заставляют их покидать обжитые места и спасаться где-то в глубинах леса.

Благодаря поступлениям в продажу дешевых китайских транспортных средств их становится всё больше на дорогах. Тем более при аренде, как правило, продавцы не интересуются наличием у покупателя прав на управление этим транспортным средством. Разве что таковые требуются только обладателям квадроциклов — нужны права тракториста-машиниста категории А1. Квадроцикл должен быть зарегистрирован в региональных службах гостехнадзора. Не путать с квадрициклом, у которого по сравнению с квадроциклом мотор послабее: мощность до двадцати лошадиных сил и скорость не более 25 километров в час.

Квадроцикл — король бездорожья. Он быстрее, мощнее, тяжелее. Это настоящий монстр плохих дорог или вообще бездорожья. Мечта каждого любящего природу рыбака, охотника, грибника. Владельцы квадрициклов тоже должны иметь права категории В1. Для любителей острых ощущений — владельцев мотовездеходов должны существовать специальные трассы. Вот там и следует гонять на всю катушку, не пугая соседей.

Сейчас самое время предупредить об этом своих чад: нельзя пугать соседей и зверей в лесу, нельзя разбивать дороги, нельзя обдирать кору деревьев зубастыми колесами.

Растущая популярность квадроциклов без какого-либо контроля нередко оборачивается бедой. И для самих квадроциклистов, и для тех, кто угодил под колеса их железных коней. Квадроцикл, на котором вы решили покатать друзей или подружку, всего лишь транспортное средство, и с ним может случиться всякое. Вы можете столкнуться с другим транспортным средством, перевернуться на крутой или ухабистой дороге. А дальше — пострадавшие. Травмы могут быть серьезными, в том числе и со смертельным исходом.

Специальных правил, которые бы определяли порядок эксплуатации квадроциклов вне дорог общественного пользования, нет. Существующие государственные стандарты говорят лишь о том, что квадроцикл должен быть зарегистрирован и иметь свидетельство о прохождении технического осмотра. Нарушителей без регистрации или прав могут подвергнуть штрафу — от пятисот до тысячи рублей. Только сделать это непросто. Где на лесных дорогах мотаться в поисках искателей приключений на квадроциклах? Никаких инспекторов не напасешься!

Да право, какой инспектор полезет во внедорожную грязь? Ведь для квадроциклистов открыты все дороги, за исключением запретных зон.

Сейчас мини-вездеход может арендовать каждый совершеннолетний гражданин с правами — и кати на все четыре стороны. Технадзор в лучшем случае проверит выхлоп квадроциклов на техосмотре. А то, что эта техника будет вытворять на природе, в настоящее время, по сути, никого не интересует.

Что же делать? Минсельхоз, учитывая рост пользователей мотовездеходов, мог бы пересмотреть полномочия органов гостехнадзора, разработав правила для пользователей квадри-, квадроциклов и прочих мини-вездеходов. Буквально в эти дни Минтранс предложил запретить пользование электросамокатами тяжелее 35 килограммов. А как быть с другими мотосамокатами? Вопросы, вопросы… А ответа пока нет. А он нужен, и чем скорее, тем лучше. Ведь на кону жизнь, здоровье наших детей, молодежи.

Виктор БОГДАНОВ