Выпуск №81 (4784)

Свежий выпуск

16 октября 2020

Некачественно — невыгодно

Даже если не помните, откуда выражение «налетай, торопись, покупай живопись!», представить атмосферу рынка, на котором главная задача продавца — схватить покупателя и всучить ему товар, причем безразлично, какого качества, сможет каждый. Привычная оговорка «это рынок» в последние годы ощутимо сбавила оправдательные позиции. Незаметно мы перешли к условиям торговли по правилам, и возвращаться в хаос базара уже не хочется. На первый взгляд, работа, которая предшествовала порядку вокруг прилавков, почти незаметна, хотя, ведется она денно и нощно.

За качество отвечаем

Еще живы легенды приобретения за баснословные деньги одной штанины вместо джинсов из рук советских перекупщиков, или — продажа ушей от курицы под видом тушенки, а про обвесы — и вовсе не стоит упоминать… Рынок и мошенничество долгое время шли рука об руку. И несмотря на то что многое уже успело забыться, как страшный сон, искоренять эти проблемы было непросто. Более того, нет-нет да и встретится информация о задержании партии контрафактного алкоголя, например... Желающих нагреть руки одним махом не искоренить. Но установить правила, по которым работать честно выгоднее, можно.

Что в арсенале? Престиж, рекламное продвижение и гарантирующий качество (читай: покупательское предпочтение) бренд. Шесть лет не снижается популярность краевого конкурса «Сделано на Кубани». Буквально в эти дни члены экспертной комиссии изучают состав продукции, поданной на присвоение регионального знака качества. В составе строгого жюри сотрудники департаментов: потребительской сферы, промышленной политики, информатизации и связи, Министерства сельского хозяйства и Роспотребнадзора.

— Специалисты провели визуальный осмотр, оценили способность продукции удовлетворять индивидуальные и общественные социальные потребности, проверили документацию и соответствие маркировки предъявляемым требованиям,— сообщили в Департаменте потребительской сферы и регулирования рынка алкоголя Краснодарского края.

Всего на рассмотрение экспертов представлены 263 заявки 86 организаций и частников. Одежда, матрацы, бумажные салфетки, прищепки — производители этой непродовольственной категории товаров уверены, что их качество на высоте, и желают получить подтверждение комиссии. Позже специалисты подвергнут глубокому изучению вкус и состав продуктов питания, а в завершение испытают товары производственно-технического назначения.

Вердикт будет вынесен до конца месяца, а в ноябре состоится награждение победителей. Работа кропотливая, но она того стоит. Логотип «Сделано на Кубани» — это зеленый коридор для попадания на прилавки и в потребительские корзинки кубанцев. Поэтому за шесть лет существования конкурса от желающих получить бренд нет отбою, а покупатель, заметив привычный значок, откидывает в сторону сомнения, брать или не брать.

Марка наша — защита ваша

Система обязательной маркировки товара — это спасательный круг покупателя в случае, если он растерялся в бурном море рынка. Цифровой знак сориентирует, в какой фирме, когда и в какой стране изготовлен продукт, кто импортировал этот товар, какие у него особенности эксплуатации и срок годности. Для этого достаточно скачать приложение «Честный знак». Сканирование кода защитит от подделки и напрасно выкинутых денег потребителя. Для соответствующих служб маркировка — это исключение контрафакта, контроль за оборотом продукции и поступлением налоговых платежей.

Система принята на федеральном уровне, но на местном торговлю стоило к этим новшествам приучить. Впрочем, руководители предприятий сектора потребительского рынка Краснодарского края, с которыми работа ведется на протяжении многих лет, давно усвоили: честность — двигатель торговли. В регионе, где численность населения каждый курортный сезон вырастает в два — три раза, покупательский спрос гарантирован. Но чтобы работать на этом поприще годами, надо заработать честное имя. Работать прозрачно — себе дешевле.

В результате наш регион занимает солидную пятую строчку сверху по проявленной активности при подключении к системе маркировки. Всего более 2,1 тысячи импортеров края добровольно присоединились к идентификационному сервису. Всего в стране 62,5 тыс. таких организаций, и среди субъектов РФ Краснодарский край в лидерах по разным позициям. Так, производители и реализаторы обуви более чем на 60 процентов — участники программы. Торгующие табаком на Кубани — третьи в России по прозрачным перевозкам и продажам. В целом же более половины участников торгового оборота на Кубани уже в системе.

Готовы оказались кубанцы и к требованию, вступившему в силу этой осенью. Так, с первого октября начала действовать обязательная маркировка парфюмерной продукции, фотоаппаратов, ламп-вспышек, производимых и ввозимых в Россию. От края к системе уже подключены 150 предприятий, занимающихся «ароматным бизнесом», и пятнадцать — фототоварами. А к запрету на производство и импорт немаркированных шин, который начнет действовать с первого ноября, региональные «шинники» уже готовы сегодня. Более ста из них подключились к «честному» сервису федерального уровня.

Но для насыщения кубанского рынка всем необходимым и отличного качества одного федеральной программы недостаточно — так решили в региональном Департаменте потребсферы и внедрили собственную электронную платформу «Продукция Краснодарского края».

— Цель проекта — организовать активное и эффективное взаимодействие по обмену информацией между локальными производителями всех категорий товаров и их потенциальными потребителями, чтобы обеспечить региональный рынок качественной продукцией,— рассказали в ведомстве.

Уникальный проект поможет всем. После регистрации руководители предприятий, как мелких, так и крупных, вплоть до сетевых акул торгового бизнеса, будут иметь доступ к полной базе предлагаемых на рынке товаров. Таким образом они получают возможность выявить для себя пустующие ниши или улучшить качество продукции при переизбытке товара, а также сделать конкурентоспособным ценник. Помимо этого, запросы потенциальных покупателей помогут сориентироваться на будущее.

Создатели обещают, что у кубанской торговой платформы большое будущее. Для успешного функционирования она будет обновляться и обрастать новыми возможностями. В дальнейшем можно будет добавлять состав предлагаемой продукции и штрих-коды товаров.

Инвестиции в хорошую жизнь

Уровень жизни населения во многом определяется доступностью и ассортиментом рынка. Между прочим, Краснодар в свое время уверенной поступью двинулся вперед в веренице других таких же российских городов, недотягивающих до миллиона жителей, сделав ставку на торговый сектор. Тогда многие шутили, что на каждого горожанина приходится по одному ТРЦ. Когда кубанская столица единственная в России вышла с прибылью в бюджете после экономического кризиса 2008 года, ирония поутихла. Остаться в плюсе, хоть и минимальном, помогла именно потребсфера.

Те уроки в регионе хорошо усвоили и снижать темпы развития отрасли не намерены. Так, за сложную первую половину этого года в торговую сеть на Кубани было инвестировано 7,3 млрд рублей. Это на 27 процентов выше прошлогодних объемов вложений в отрасль. К уровню обеспеченности краснодарцев торговыми площадями подтягиваются теперь жители районов края. В среднем этот показатель составил 881,5 кв. метров на тысячу кубанцев, что выше установленного в стране минимума на 57 процентов.

Среди новых крупных объектов в Краснодарском крае выделяются: Тимашевский ТЦ стоимостью 144,5 млн рублей, армавирский двухэтажный магазин розничной торговли, в который вложено 30 млн рублей, и овощехранилище в Брюховецком районе, потребовавшее 29,6 млн рублей инвестиций. Всего 5,4 млрд рублей было потрачено для возведения предприятий розничной торговли и 1,2 млрд рублей — для объектов логистики и оптовой торговли. С января до начала осени 2020 года в Краснодарском крае введено в эксплуатацию 265 объектов потребительской сферы общей площадью 126,9 тыс. кв. метров.

Но не только вширь развиваются торговые площади края. Потребитель чаще приходит туда, где чистота и красота, где удобно ему и семье, куда захочется возвращаться. Да, речь о современном оформлении, к которому когда-то привыкли относиться по остаточному принципу. Времена меняются: сегодня красота — залог и торговли тоже. Руководствуясь этим правилом, в Департаменте потребительской сферы и регулирования рынка алкоголя Краснодарского края разработали единую концепцию оформления рынков и ярмарок.

Бренд-бук поможет привести к единообразию как имеющиеся площади, так и проектируемые новые. Помимо внешнего вида рыночно-ярмарочных объектов, позаботились и об удобстве, и о функциональности. При разработке концепта были учтены пожелания покупателей и продавцов. К бренд-буку прилагается и список строительных материалов, которые помогут не тратить время на подбор образцов, соответствующих установленному дизайну.

Мера поможет сделать рыночную торговлю более конкурентоспособной, ведь места на этих площадях предназначены преимущественно для реализации фермерской продукции. В год ее оборот составляет 110 млрд рублей. На сегодняшний день средняя доля продаж на кубанских рынках и ярмарках в обороте розничной торговли региона составляет около девяти процентов.

Рыночный привес

Признаки выздоровления всегда приходят оттуда, где процессы наиболее активны. Торговля региона одной из первых начала подавать сигналы об экономическом восстановлении после кризисного застоя, вызванного пандемией. Уже в сентябре обнародована радостная новость: отчисления налогов предприятиями торговли вышли в плюс и даже превысили показатели прошлого года. Так, за восемь месяцев с начала года в краевой бюджет поступило 29,2 млрд рублей, что превышает аналогичный показатель 2019 года на 0,9 процента и в денежном исчислении составило 273 миллиона рублей.

Говорить, что спад полностью преодолен, преждевременно. Цифры всё еще упрямо показывают недостающие объемы в обороте отраслей торговли: на два процента ниже, чем год назад, и это 2,1 млрд рублей. Розница упала на 7,3 процента, составив 875,8 млрд рублей. Оптовые продажи просели заметно меньше — на 2,2 процента. Сложнее дела обстоят в сфере услуг и общественного питания. С января по сентябрь оборот по этим направлениям снизился на 17,3 процента, но если учесть, что показатели за полугодие после снятия карантина пугали провалом на четверть и даже на треть, то всё не так плачевно.

Отчетливо видно, что отрасль выходит из пике, во многом благодаря поддержке, работе с предпринимателями и капитальным вложениям в сферу. А это значит, что и у потребителя возможностей прибавились. Ведь, рынок, как природа не терпит пустоты. Особенно в кошельках.

Даша БАКЛАН

Здесь может быть ваша реклама
Оставьте заявку и наши менеджеры свяжутся с вами
Или вы можете посмотреть наше предложение