Выпуск №5 (4811)

Свежий выпуск

28 января 2021

Незаслуженно забытые

В случае изменения дизайна кузовов автомобилей всё сразу заметно: это бросается в глаза — и эксперты сразу же обсуждают новинки. А вот эволюция автомобильных шин и дисков нередко незаслуженно остается незамеченной. А зря! Ведь в прошлом веке было немало настоящих прорывов.

Нет нужды лишний раз доказывать, что только узкие специалисты в состоянии оценить изменение рисунков протектора, многогранные шипы или еще что-нибудь новенькое.

Казалось бы, мелочи, но между тем каждая из них способна существенно повлиять на ездовые характеристики автомобиля порой даже больше, чем полностью новый кузов машины, даже самый ультрамодный и комфортный.

А оценить все эти изменения становится куда проще, если вспомнить, как менялись те же самые автомобильные покрышки, колесные диски и те или иные способы их крепления. Не буду акцентировать внимание на первом патенте на пневматическую шину и истории переноса достижений велосипедной промышленности на автомобильную.

Вполне достаточно начать с 1905 года, когда литая резина ушла в прошлое, появились зимние покрышки с шипами и технологии стали массовыми.

В 1905 году деревянные многоспицевые колесные диски, тяжелые и в то же время весьма хрупкие, несмотря на стальной обод, крепились на ось с помощью одной единственной гайки.

Причем это решение самые разные автопроизводители использовали вплоть до 1930-х годов. В то же время корд, появившийся в шинах, актуален и в настоящее время.

1911 год. Проколы автомобильных шин случались весьма часто, и дело было не столько в свойствах резины, сколько в состоянии дорог. В то время по грунтовкам не ездили грейдеры и автомобили передвигались по неприспособленным для езды маршрутам.

И именно постоянные повреждения машин вынудили водителей возить с собой запаску. Прада, на тот момент это было всего лишь покрышка без диска.

Чтобы облегчить жизнь автоводителей и существенно упростить процесс замены колеса, в двадцатые годы минувшего столетия придумали съемный обод, который крепился шестью гайками.

Причем центральная часть колеса оставалась на месте, а при проколе менялся обод вместе с покрышкой. Поэтому и запасное колесо возили с собой уже не просто в виде автошины, а в сборе с соответствующим оборудованием.

К началу тридцатых годов прошлого века деревянные колеса окончательно стали историей, потому как настала мода на штампованный металл. Очень быстро «штамповки» начали производить массово, и цены на такие диски были вполне приемлемыми.

Кроме того, в начале тридцатых годов автоводители стали возить с собой уже по два запасных колеса в сборе, что неудивительно. Автомобилями стали пользоваться уже довольно многие, а хороших дорог было по-прежнему мало.

Прошло совсем мало времени — автомобильная мода вновь поменялась. В середине тридцатых годов появились многоспицевые диски и шины с белой полосой.

Шестого апреля 1934 года Ford стал первым автопроизводителем в мире, который предложил своим клиентам шины с белыми боковинами в качестве опции.

Если кто-то полагает, что покрышки просто-напросто красили белой краской, он, мягко говоря, заблуждается. Это только в нашей стране покраской колес занимались разве что советские военнослужащие, готовящие технику к параду.

На самом деле бесспорно украшавшие автомобили тех лет покрышки с белыми боковинами или белыми полосами на колесах изготавливались заводским способом, по большей степени — за океаном.

Первый комплект вайтволлов — шин с белыми боковинами — стоил около двенадцати долларов США.

Надо сказать, что любовь к этому дизайну сохранялась у автомобилистов довольно долгое время и такие шины продержались без малого тридцать лет. Согласитесь, срок немалый.

Их можно было встретить на автомобилях пятидесятых и шестидесятых годов, и выглядели покрышки вполне презентабельно для того времени. Такие шины производят и сейчас, но в основном для ретрокаров.

Ну почему обувают машины

В хмурые шины из мрачной резины?

Вот бы машины носили бы шины

Из белой, красивой, веселой резины!

Сегодня мы воспринимаем покрышки с белыми боковинами исключительно как стилевое решение, элемент ретрошарма и классической роскоши, но не более того.

В 1937 году наступил исторический момент, когда запаска переехала в багажник автомобиля. Прятать дополнительное колесо требовал прежде всего дизайн. А вот вопросы аэродинамики в те годы автопроизводителей волновали меньше всего.

Заодно частично решилась и проблема с частыми кражами запасных колес, потому как шины, закрепленные на кузове, было красть куда проще, нежели вскрывать багажник.

Вспоминается советский анекдот. К милиционеру подбегает мужчина и кричит:

— Сержант, помогите! У меня с машины колеса украли.

— Видел. Видел… Профессионально сработали.

В шестидесятые годы появилась мода на так называемые стальные колеса, и актуальна она была во всём мире, в том числе и в Советском Союзе. Объемные сверкающие колпаки были у многих автомобилей, в том числе и у отечественной легендарной 21-й «Волги», и, разумеется, у знаковых американских машин той эпохи, например, у кадиллака. Выходит, что «железный занавес» трендам преградой не был.

В восьмидесятые годы появился актуальный по тем временам тринадцатидюймовый стальной диск с вентиляционными отверстиями. И это вполне понятно, если учесть, что скорости заметно увеличились, как и нагрузка на тормозные механизмы. Поэтому без грамотно организованного притока воздуха уже обходиться было нельзя. Появилась в то время и еще одна инновация — пластиковый колпачок ступицы.

Спустя десятилетие для массовых автомобилей самой популярной оставалась тринадцатидюймовая размерность, однако конструкция диска совершенствовалась и вентиляционные отверстия становились больше. Именно в те годы и зародилась мода на легкосплавные многоспицевые диски, хотя на автозаводах их устанавливали крайне редко.

За последние тридцать с небольшим лет колеса стали значительно больше, и с появлением кроссоверов и массовых внедорожников уже никого не удивишь восемнадцати-, девятнадцати- и двадцатидюймовыми дисками.

Низкий профиль резины вошел в моду не только по эстетическим причинам. Дело в том, что такие колеса обеспечивают автомобилю азартную управляемость.

Что касается темы автошин в Советском Союзе, то о них можно было сказать только одно: шины есть или шин нет. И еще, может быть, то, что шины лысые.

Автолюбители со стажем прекрасно помнят, что достать «обувь» для машин было сложнее, чем многое другое. И когда такое счастье приваливало, тут уже было не до капризов. Продукция разных заводов часто существенно различалась по качеству, но это было связано преимущественно с отношением к технологической дисциплине на предприятиях, поскольку рецептура и конструкция шин разрабатывалась в одном месте — в Научно-исследовательском институте шинной промышленности. Словом, только в одном месте.

Несмотря на обилие моделей покрышек, удачных среди них было не так уж много и с течением лет становилось меньше. Однако если шины, скажем, Бобруйского или Московского шинного заводов были мечтой советского автомобилиста, то бакинские или ереванские образцы покупали с большой неохотой.

Уже в восьмидесятые годы прошлого века стала заметна разница между отечественными и зарубежными покрышками. Естественно, не в пользу первых.

Если говорить об автомобильных коробках, то и они, естественно, имеют свою историю прогресса.

Если верить легенде, автомобильные коробки передач появились благодаря Берте Бенц, супруге создателя первой машины — Карла Бенца.

Есть мнение, что именно эта женщина после своей знаменитой поездки из Мангейма в Пфорцхайм в 1888 году посоветовала изобретателю оснастить самодвижущийся экипаж коробкой передач для преодоления подъемов, с которыми у первого автомобиля были существенные проблемы. Патент на коробку, похожую на современную велосипедную, принадлежит при этом самому Бенцу.

Конструкция, появившаяся на первом автомобиле, была далека от совершенства, и на протяжении вот уже более ста лет ее всё улучшают и улучшают инженеры из самых разных стран. Когда-то обычной была трехступенчатая коробка, а в настоящее время в серии есть и десятиступенчатые, которые используются на автомобилях концернов Ford и General Motors. И как правило, это автоматы.

Забрала детей и уехала к маме — скорее всего, именно такому поступку фрау Бенц мы обязаны бумом автомобилестроения. Если бы не Берта, автомобили были бы оценены публикой гораздо позже. Народ в коляски Карла Бенца до 1888 года не особенно верил, но супруга изобретателя изменила это, без спросу взяв экипаж из гаража и отправившись с двумя детьми на машине к матери. По пути Берта рассказывала зевакам о преимуществах автомобиля. Именно поездка женщины прославила автомобиль, и дело Карла пошло в гору.

На первых автомобилях рычаг коробки передач чаще всего располагался по правую руку от водителя. Это притом, что руль у большинства моделей устанавливался тоже справа.

Довольно быстро кузова автомобилей стали более закрытыми, но так как они были достаточно узкими, внутри не хватало места для рычагов.

В двадцатые годы салоны автомобилей стали просторнее и рычаг коробки передач переместился внутрь автомобиля.

Что касается тридцатых годов, то большинство автомобилей тех лет оснащались по-прежнему трехступенчатыми коробками передач, хотя на машинах высшего ценового сегмента уже начали устанавливать четырехступенчатые трансмиссии. Кроме того, именно в тот период на рукоятках коробок передач придумали делать гравировки с обозначением номера передачи.

В шестидесятые годы прошлого века рычаг коробки передач переместился с пола на рулевую колонку. Именно так инженеры попытались сделать автомобиль комфортнее, заменив раздельные сиденья на большой передний диван.

Такая компоновка, кстати, была и у любимой многими 21-й «Волги». В те же годы многие автопроизводители вернули рычаг переключения передач на пол. Но не все, как, например, Mercedes-Benz.

Кстати, среди автомобилей всех брендов два года назад машины с механической коробкой передач пользовались меньшим спросом, чем с другими трансмиссиями.

На долю механической коробки передач в 2018 году пришлось 44 процента продаж. А по итогам девяти месяцев того же года в России спрос на новые автомобили с автоматической коробкой передач, «роботами» и вариаторами побил все рекорды: на их долю пришлось 56 процентов продаж.

Михаил МИШИН

Здесь может быть ваша реклама
Оставьте заявку и наши менеджеры свяжутся с вами
Или вы можете посмотреть наше предложение