Выпуск №80 (4886)

Свежий выпуск

15 октября 2021

Ответственность автомойки за причиненный автомобилю вред

Как показывает практика, наиболее часто встречающиеся претензии клиентов к работе автомоек связаны с обнаружением на кузове царапин или сколов, заливом двигателя автомобиля или его салона, повреждением внутренней обивки сидений, а также с обнаружением менее значимых, но всё же неприятных недостатков оказания услуги, например с наличием пятен, разводов, невымытых частей автомобиля. В подобных ситуациях, как правило, сотрудники, а зачастую и сами владельцы автомоечного предприятия однозначно уверены в отсутствии у них ответственности перед клиентом за вред, причиненный имуществу, в чем и спешат убедить озвучившего претензии автовладельца. Вместе с тем действующее законодательство РФ в таких случаях на стороне клиента.

Отношения между заказчиком и исполнителем в сфере оказания услуг по обслуживанию автотранспортных средств, в том числе услуг автомойки, регулируются Гражданским кодексом РФ (далее — ГК РФ) и Законом РФ «О защите прав потребителей», нормы которых возлагают на исполнителя обязанность по возмещению причиненного в результате оказания некачественной услуги вреда.

Общие основания ответственности за причинение вреда установлены Гражданским кодексом РФ, а именно статьей 1064 ГК РФ, согласно положениям которой вред, причиненный имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. При этом в соответствии с частью 1 статьи 1068 ГК РФ юридическое лицо либо гражданин возмещает вред, причиненный при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей, что в рассматриваемых случаях означает обязанность автомоечного предприятия возмещать вред, причиненный непосредственно его работником.

Специальные нормы, действующие в потребительской сфере, установлены «Законом о защите прав потребителей». Так, в соответствии со статьей 14 закона вред, причиненный имуществу потребителя вследствие конструктивных, производственных, рецептурных или иных недостатков товара (работы, услуги), подлежит возмещению в полном объеме. Статья 29 устанавливает права потребителя при обнаружении недостатков оказанной услуги, в числе которых право на безвозмездное устранение в двадцатидневный срок со дня предъявления требования с указанными недостатками оказанной услуги, соответствующее уменьшение ее цены, возмещение в десятидневный срок со дня предъявления требования понесенных расходов по устранению недостатков оказанной услуги своими силами или третьими лицами. В случае нарушения исполнителем вышеуказанных сроков он выплачивает потребителю неустойку за каждый день просрочки.

При этом следует обратить особое внимание на тот факт, что отсутствие у клиента заключенного в письменной форме договора не лишает его всех вышеуказанных прав, поскольку в соответствии с частью 2 статьи 159 ГК РФ сделка, исполняемая при самом ее совершении, а именно так чаще всего и происходит в случаях с автомойками, может быть совершена устно. Сходная норма содержится в п. 17 Правил оказания услуг по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.04.2001 №290. Согласно указанному пункту договор, исполняемый в присутствии потребителя, может оформляться путем выдачи квитанции, жетона, талона, кассового чека и т. п. Любой из указанных документов будет являться доказательством принятия автомойкой на себя обязательств по оказанию услуги, и, следовательно, его наличие у потребителя значительно упростит взыскание причиненного имущественного ущерба в судебном порядке в случае недостижения согласия.

В ситуациях, когда услуга оказывается автомоечным предприятием не в момент совершения сделки, у последнего также возникают обязательства хранителя, а размер ответственности регулируется статьей 902 ГК РФ, согласно которой при безвозмездном хранении убытки, причиненные поклажедателю (потребителю) утратой, недостачей или повреждением вещей, возмещаются в размере стоимости утраченных или недостающих вещей либо в размере суммы, на которую понизилась их стоимость.

Таким образом, если в результате мойки вашему автомобилю причинен ущерб любого рода, а достичь согласия путем переговоров не удалось, рекомендуем вам обращаться с письменной претензией к руководителю автомоечного предприятия и в случае отказа в добровольном возмещении вреда обращаться в суд с исковым заявлением, в котором следует изложить также и требования о компенсации морального вреда на основании норм статьи 151 Гражданского кодекса РФ и 15 Закона РФ «О защите прав потребителей». Кроме того, в соответствии с нормами Гражданского процессуального кодекса РФ вы вправе требовать взыскания с ответчика расходов на оплату юридических услуг, если вы таковыми воспользовались.

Светлана МАХНЕНКО, руководитель департамента судебной защиты юридической компании

Здесь может быть ваша реклама
Оставьте заявку и наши менеджеры свяжутся с вами
Или вы можете посмотреть наше предложение