Приоритетное направление надзорной деятельности

Надзор за соблюдением прав предпринимателей традиционно является одним из приоритетных направлений надзорной деятельности органов Прокуратуры Краснодарского края. Особое внимание уделяется вопросам законности проверок бизнеса.

В первом полугодии 2021 года прокурорами выявлено более одной тысячи нарушений в деятельности контролирующих органов, в целях устранения которых внесено почти триста актов прокурорского реагирования, 126 должностных лиц органов контроля привлечено к дисциплинарной, 86 — к административной ответственности.

Вступивший в силу с первого июля текущего года Федеральный закон от 31.07.2020 №248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон №248-ФЗ) внес кардинальные изменения в систему контрольно-надзорной деятельности.

Новый закон распространил свое действие на все категории проверяемых лиц: юридические лица, индивидуальных предпринимателей, граждан, а также органы публичной власти, если они выступают в качестве участников хозяйственной деятельности. Практическим следствием этого положения, в частности, является необходимость согласования с прокурором плановых и внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий в отношении граждан — владельцев производственных объектов.

Ранее установленный Федеральным законом от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее — Федеральный закон №294-ФЗ) риск-ориентированный подход был внедрен в три десятка наиболее массовых видов федерального и регионального контроля — теперь же будет использоваться повсеместно. Единственное исключение — виды муниципального контроля, если это предусмотрено положениями о них.

Существенно расширен перечень видов контрольно-надзорных мероприятий, проводимых во взаимодействии с подконтрольными субъектами. В дополнение к «традиционным» проверкам и контрольным закупкам Федеральным законом №248-ФЗ устанавливаются такие форматы «общения» инспектора и бизнесмена, как инспекционный визит, рейд, мониторинговая закупка, выборочный контроль. Также дополнены виды профилактических мероприятий, к числу которых отнесены меры стимулирования добросовестности, консультирование, самообследование и профилактический визит.

В силу прямого указания нового закона проведение профилактических мероприятий, направленных на снижение риска причинения вреда, является приоритетом по отношению к проведению контрольно-надзорных мероприятий.

Серьезной трансформации подвергнут Единый реестр проверок, который стал подсистемой Единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий (www.proverki.gov.ru).

Указанная информационная система является основным инструментом взаимодействия контролера с проверяемым лицом и прокурором, что позволит перейти на безбумажный документооборот в контрольно-надзорной деятельности. При этом гражданин, не осуществляющий предпринимательской деятельности, являющийся контролируемым лицом, вправе направить контрольному (надзорному) органу уведомление о необходимости предоставления документов на бумажном носителе, а не в электронном виде.

В названном реестре создан раздел — «Личный кабинет» юридического лица, индивидуального предпринимателя, содержащий сведения о мероприятиях по контролю, проводимых в отношении хозяйствующих субъектов, доступ к электронным паспортам которых предусмотрен посредством QR-кода. Такой код формируется органами контроля (надзора) на соответствующих документах при проведении контрольных мероприятий.

Важно отметить, что с первого июля текущего года практически любой визит инспектора к бизнесмену стал возможным только после внесения информации в Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий.

Вместе с тем ряд видов контроля до 31 декабря 2024 года по-прежнему будет осуществляться в соответствии с Федеральным законом №294-ФЗ и вся информация будет вноситься в Единый реестр проверок.

К таким видам контроля в силу ч. 1 ст. 26.3 указанного закона отнесен федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, за соблюдением антимонопольного законодательства, за деятельностью саморегулируемых организаций и т. д.

В целях координации работы уполномоченных органов, недопущения просчетов в рассматриваемой сфере прокуратурой края 15 июля 2021 года во взаимодействии с руководителями региональных общественных бизнес-объединений, уполномоченным по защите прав предпринимателей в крае, представителями тридцати органов государственного контроля (надзора), работниками территориальных прокуратур проведено расширенное заседание межведомственной рабочей группы по защите прав предпринимателей, на котором выработаны конкретные предложения по совершенствованию межведомственного взаимодействия в целях недопущения нарушения прав хозяйствующих субъектов в новых условиях осуществления проверок бизнеса.

Работа в указанном направлении будет продолжена.

Михаил ЛАГУТИН, начальник отдела по надзору за соблюдением прав предпринимателей прокуратуры Краснодарского края