Секреты прославленного коллектива

В малом зале Кубанского казачьего хора состоялась очередная — третья по счету с февраля ежемесячная встреча художественного руководителя Кубанского казачьего хора Виктора Захарченко с краснодарскими студентами, которые готовятся стать специалистами в области культуры. Для них знать творчество старейшего в стране профессионального национального творческого коллектива просто необходимо.

На сей раз аудиторию для беседы составили воспитанники Краснодарского государственного института культуры, причем самого близкого по сфере будущей деятельности отделения — факультета народной культуры. Виктор Гаврилович является инициатором его создания и бессменным деканом. Но одно дело — читать лекцию в аудитории по истории народно-певческого исполнительства и методике руководства хоровым коллективом, а другое — на практике, вместе с артистами показать, чем отличается аутентичный фольклор от сценического народного пения.

Как, скажем, добиться, чтобы заслужить ту высокую оценку творчества коллектива, которую высказал как-то за кулисами, отвечая на вопрос Захарченко «Как вам наш хор?» известный классический музыкант, народный артист СССР, лауреат Государственной премии РФ Юрий Башмет: «Большинство народных хоров просто демонстрирует ту или иную исторически сложившуюся культурную традицию, а в том, что делает Кубанский казачий хор, есть искусство. Это единственный на сегодня народный коллектив, который может свободно составить конкуренцию любому исполнителю высокой классической музыки».

— Думайте, юные друзья мои, анализируйте, в чем секрет настоящего искусства,— советует Виктор Гаврилович. — Я, например, уверен, что признаком дошедшего до сердца произведения являются искренние слезы зрителей. Об этом мне говорят они, подходя после каждого концерта: «Я так наплакался, спасибо за ваши песни!»

Именно такие песни и пел всегда народ, вкладывая в них самое сокровенное, веками выстраданное: любовь, верность, веру… У русских — православная. Сама судьба привела маэстро к православной вере, проведя через огромное количество испытаний: от войны и голода в детстве до страшной аварии, вразумившей на плодотворное композиторское творчество.

Малая сцена едва вместила основной состав Кубанского казачьего хора, сбоку разместились музыканты: баянисты, балалаечники, струнные и духовые… Один за другим к микрофону подходят солисты: Егор Момот и Мария Мухина, Артем Пищемука, Марина Ищенко и Софья Бовтун, Иван и Алена Немченко, Иван Лубягин и Екатерина Пермякова…

Каждую песню — народную или авторскую, подтверждающую мысль опытного хормейстера, фольклориста, композитора Виктора Захарченко, молодежь в зале встречала бурными аплодисментами. Рядом сидели не только российские студенты, но и несколько ребят из Англии, приехавших по обмену изучать русский язык и культуру в Краснодаре. Они уже побывали на концертах хора и вновь кричали «браво!», поясняя, что у них в стране нет таких профессиональных народных коллективов.

— «О ком и о чем поет Кубанский казачий хор»,— напоминает тему разговора Виктор Гаврилович. — Инициатором подобного цикла наших творческих встреч с молодежью стал, как известно, губернатор Кубани Вениамин Иванович Кондратьев. Ему же я весьма признателен за помощь в издании многотомного собрания моих сочинений: нот, публикаций и научных статей. Девять книг уже издано, еще двенадцать будет издано до конца этого года. Все они поступят в библиотеки края, в учебные заведения и помогут вам узнать замечательную историю Кубанского казачьего хора, преемника дореволюционного Войскового певческого хора, чьи традиции мы перенимаем, пытаясь достичь тех высот, которые были у наших предшественников, исполнявших на свое столетие в 1911 году вместе с симфоническим оркестром Торжественную увертюру П. И. Чайковского «1812 год».

Завершая встречу, хор спел студентам и их преподавателям «Многая лета». Стоя зрители еще долго аплодировали маэстро, а доцент кафедры сольного и хорового народного пения КГУКИ Татьяна Александровна Криницкая, вручая большой букет цветов, пожелала Виктору Гавриловичу от имени всех присутствующих крепкого здоровья и дальнейшего творчества.

Наталья ПУГИНА