Выпуск №80 (4886)

Свежий выпуск

15 октября 2021

Страна чудес — гимнастика

Одним из триумфаторов Токийской Олимпиады стала 17-летняя спортсменка из Краснодара Алиса Тищенко, завоевавшая с российской командой серебряную медаль в групповых упражнениях по художественной гимнастике.

В Центре олимпийской подготовки (ЦОП) по художественной гимнастике, где занимается Алиса Тищенко, преподаватели между собой называют талантливую девочку «Алисой в Стране чудес», намекая на то, что в гимнастике тоже происходят чудеса. Не хотелось бы вспоминать о «чудесах» в недавнем Токио, но, как говорится, из песни слов не выкинешь.

Вот об этом и о том, как краснодарская воспитанница взошла на пьедестал почета в Токио и каковы дальнейшие перспективы развития художественной гимнастики на Кубани, мы и поговорили с директором ЦОП Татьяной Полионовой.

Татьяна Николаевна, мы все сейчас находимся под впечатлением от закончившейся в Токио Олимпиады. Олимпиады, мягко говоря, странной во всех отношениях: без зрителей, с жесткими ковидными ограничениями, с чередой скандалов, в том числе и судейских. И вот относительно качества судейства в художественной гимнастике споры в спортивном сообществе, прессе, социальных сетях не утихают по сей день. Эмоции некоторых спикеров были порой запредельными. Вы, конечно, видели выступление наших девушек, и у вас как специалиста наверняка сформировалась собственная оценка их выступления на Играх…

— Конечно, я видела эти выступления. Мало того, я их на компьютере просматривала по нескольку раз, разобрав всё по полочкам. Внимательно проанализировала программы и Линой Ашрам, ставшей олимпийской чемпионкой, и Дины Авериной. Также тщательно просмотрела и выступление нашей команды, в составе которой была воспитанница нашего центра — юная Алиса Тищенко.

Что могу сказать? Можно вспомнить на этот счет слова нашего прославленного гимнаста Алексея Немова и знаменитого борца Александра Карелина: побежденный должен молчать. Но это если побежденный. А мы что имеем? А мы имеем дело с командой из пятнадцати судей, которые вдруг решили данной им властью положить конец гегемонии россиян в художественной гимнастике.

Мне кажется, что это все-таки было не вдруг. Хотя насчет гегемонии вы справедливо заметили. Ведь российские «художницы» уже 25 лет кряду не уступали никому пальму первенства в этом виде.

— Вот именно! Никому не уступали, а тут что? Ни с того ни с сего стали в одночасье слабее своих соперниц? Вы понимаете, это же не просто медали для девчонок — это судьба. Они так долго шли к этой Олимпиаде. Та же Дина Аверина. Вы только вдумайтесь: 13-кратная чемпионка мира, выступившая безупречно и на квалификации, и в финальной части. Сработала как никогда. Я с уверенностью могу сказать, что выступление Дины на Олимпиаде — это высшая точка физической и технической формы.

Не буду спорить, что Линой Ашрам отлично отработала свою программу, но, увы, с ошибками, и другие спортсменки тоже были хороши…

Только Дина Аверина была все-таки выше всех. А судьи решили по-своему. Это и обидно. Я считаю это непорядочностью со стороны судейского корпуса: ставить ей оценку ниже, чем она получала на чемпионатах мира, Европы. Другое дело, если бы она плохо выступила. Но Дина — опытная спортсменка, она удерживала свою планку. Она прекрасно знает цену каждой ошибки, и она прекрасно понимала, что программу выполнила идеально. Только в нашем виде спорта нередко бывает так, что все старания спортсменки могут быть перечеркнуты судейским решением.

Должна заметить, что профессия судьи вообще очень сложная. С развитием художественной гимнастики оценивать выступления спортсменок становится труднее. Непросто разглядеть в череде сложнейших каскадов какие-то помарки и ошибки, но сейчас в распоряжении специалистов — как судей, так и тренеров — современные технологии, позволяющие детально разобрать выступления гимнасток. Поэтому те, кто судит, просто не могут не заметить те или иные нюансы. Вот они там сейчас после Олимпиады пытаются оправдать свое решение, объясняют журналистам, что там что-то не так было с телом у Авериной, что именно в этом компоненте («трудность тела». — Ред.) Дина и проиграла баллы Линой Ашрам. А что не так? Если на квалификации всё было отлично, то куда же это тело делось потом? Если вы что-то не заметили, всё же можно было заново пересмотреть, благо техника позволяет. Но тогда пришлось бы судьям публично объясняться, признавать свои ошибки.

В общем, я считаю, наших девчонок с самого первого дня соревнований просто морально убивали. Мы тут в центре, шокированные происходящим в Токио, потом никак на работу настроиться не могли. У нас у всех было такое состояние, как будто катком проехались по нам.

Я думаю, все эти ваши переживания просто ушли далеко на задний план после того, как юная Алиса Тищенко взяла серебро в командных соревнованиях. Как не порадоваться за нашу землячку, да еще и воспитанницу краснодарской гимнастической школы!

— О да! Это несомненный успех для семнадцатилетней Алисы, нашей стопроцентно доморощенной гимнастки.

Девушки показали в Токио свою программу, положенную на музыку Бородина («Половецкие пляски» из оперы «Князь Игорь») — ту самую, с которой взяли первое место на Гран-при в Москве в феврале этого года. Только сейчас — серебряные медали…

— Да они с этой программой не только в Москве, но еще и в Баку выступили на чемпионате Европы, и тоже были первыми. Но в Токио… Когда в индивидуальных соревнованиях такое происходило, мы уже ничему не удивлялись. В квалификации команда наша должна была получить 47 баллов. Это абсолютно очевидно. Но им на два балла оценку почему-то занизили. Тогда и стало всем понятно, что к золоту в групповых упражнениях нас тоже не пустят.

Тут странность в том, что обычно бригада судей меняется на каждый вид. Смена происходит с помощью жеребьевки. Просто невозможно одной бригадой судить все четыре вида. Но как раз именно это и было сделано в Токио: во всех четырех видах соревнований по художественной гимнастике отработала одна и та же бригада арбитров. Плюс ко всему среди судей были представители тех стран, гимнастки которых вышли в финал. Этого нельзя допускать. И в этом виде тоже происходят необъяснимые вещи. В квалификации наши девочки, вне всякого сомнения, выглядели на голову выше болгарских гимнасток. В финале они выступили не хуже, но почему-то золото отдали болгаркам.

Татьяна Николаевна, может, следует признать тот факт, что наши соперницы из других стран как-то подтянулись, стали сильнее?

— В этом нет никакого сомнения. Очень сильная школа гимнастики сегодня на Украине, в Белоруссии, Италии, Болгарии, в том же Израиле. Но объективно, и это даже признают мои знакомые коллеги из-за рубежа, наши гимнастки и на прошедшей Олимпиаде, и на других международных соревнованиях были на голову выше своих соперниц.

Как бы не было обидно, но согласитесь, что для нашей юной Алисы Тищенко серебряная медаль Олимпийских игр — это колоссальный успех. Много ли в истории Олимпиад таких случаев, когда спортсменка в столь юном возрасте оказывается в числе призеров?

— Конечно, для Алисы это огромный успех. Более того, Олимпиада в Токио стала первым соревнованием такого уровня в спортивной карьере Алисы. Мы до последнего дня не были уверены, что она будет заявлена в команду. Для участия в групповых соревнованиях на Олимпиаде во Владивосток вылетели семь спортсменок. Только там стало ясно, что Алису включили в команду. Мы все очень волновались за нее. Ведь смотрите: там в команде практически все, кроме Алисы, уже имели за плечами опыт выступлений на крупных международных соревнованиях, в том числе и на предыдущих Олимпийских играх, а для некоторых эти Игры были уже третьи.

На Олимпиаду в Токио поехали всего семь гимнасток. По существующему регламенту в соревнованиях групповых упражнений по художественной гимнастике участвуют команды из пяти спортсменок, еще две гимнастки — запасные. Так вот, из этих семи семнадцатилетняя Алиса Тищенко оказалась самой молодой, да и опыта у нее еще было маловато. Самые крупные соревнования, в которых краснодарская гимнастка принимала участие,— это юниорский чемпионат мира 2019 года и европейское первенство того же года. Ну а из личных достижений — Алиса ничего не успела выиграть даже на региональном уровне. Так что переживания Татьяны Полионовой и других тренеров краснодарского ЦОП по художественной гимнастике за свою воспитанницу не были лишены оснований.

— Сказать, что мы переживали,— это ничего не сказать. Вы представляете, что значит собрать в такой огромной стране команду из пяти гимнасток — и в числе этих пяти окажется наша девочка? Конечно, мы ее готовили, мы видели перспективу, что она может попасть на Игры 2024 года в Париже, но чтобы так — из юниоров сразу в Токио — об этом мы даже и не мечтали. Обычная практика в гимнастике — это когда талантливых девочек еще год-два готовят, подтягивают до взрослой команды. Но Ирина Александровна Винер (главный тренер олимпийской сборной России по художественной гимнастике — Ред.) поверила в нашу Алису и рискнула сразу включить ее в состав.

Расскажите, пожалуйста, как такое стало возможным для юной Алисы? Как ее вообще заметили?

— Алиса — очень талантливая и трудолюбивая девочка. Это отмечают все тренеры, кто с ней работал. В Петербурге есть такой прославленный тренер — Инна Валентиновна Быстрова. В 2017—2018 годах она сформировала команду юниоров из девяноста спортсменок со всей России. За год стажировки надо было из этих кандидатов отобрать семь девушек для юниорской сборной. Отсев был колоссальный, но наша Алиса попала в число этих семи гимнасток. В итоге все семеро девочек и поехали на юниорский чемпионат Европы в Баку, где взяли четыре золотые медали, а потом и на мировом первенстве 2019 года в Москве также взяли четыре золота.

Надо же! Из какой такой страны чудес эта Алиса появилась на гимнастическом олимпе? Если я не ошибаюсь, гимнастика никогда не входила в число приоритетных видов спорта на Кубани. Ну ладно, футбол, гандбол, баскетбол, батут, акробатика, единоборства, легкая атлетика…

— В том-то и вся прелесть, что Алиса Тищенко — никакая не привозная спортсменка. Она родилась в Краснодаре, училась в 49-й школе, начала заниматься художественной гимнастикой у Светланы Вячеславовны Журавель, которая, кстати, была первым тренером серебряной призерши Пекинской Олимпиады в составе сборной Белоруссии Инны Жуковой (индивидуальное многоборье).

Потом Алиса год тренировалась в спортшколе №8 Управления спорта. Там с ней продолжили работать те же тренеры: Светлана Вячеславовна Журавель, Наталья Ивановна Крицкая и старший тренер Елена Вадимовна Серебрякова. В 2016 году мы перевели Алису к себе — в Центр олимпийской подготовки. Здесь мы помогали ей развиваться дальше, обеспечивали финансированием. Тут и краевому Министерству спорта надо выразить благодарность за помощь, и краевой Федерации художественной гимнастики, которая нашла средства оплатить Алисе годовую стажировку в Петербурге.

Отчасти вы правы. Художественная гимнастика не входит в число приоритетных видов спорта на Кубани. Нас ведь как воспринимали всегда? Ну, пригласят девчонок на какое-нибудь мероприятие ленточками помахать на сцене, на площади — и всё! У нас даже помещений не было нормальных для тренировок. Обычно предоставляли спортзалы в школах, и то на два часа максимум, а гимнасткам только два часа на разминку требуется. Нормальная тренировка должна длиться часов пять. Сейчас, конечно, многое изменилось в лучшую сторону. Вот нам пообещали построить манеж рядом со стадионом «Кубань», и мы очень рассчитываем на положительное решение этого вопроса. Я надеюсь, что успех нашей Алисы на Играх в Токио тоже окажет благотворное влияние и к развитию нашего вида спорта в крае будут относиться с большим вниманием.

Ситуация коренным образом поменялась, когда воспитанницы кубанской гимнастической школы стали добиваться определенных успехов на всероссийских и международных соревнованиях. Так, в 2008 году в составе молодежной сборной России в групповых упражнениях краснодарка Елизавета Александрова стала чемпионкой Европы и обладательницей Кубка мира. В 2011 году команда Краснодарского края впервые в истории завоевала первое место на чемпионате Южного федерального округа. Такие успехи и послужили поводом для того, чтобы создать в Краснодаре Центр олимпийской подготовки по художественной гимнастике.

Сейчас в отделениях эстетической и художественной гимнастики занимаются 380 воспитанниц. Среди них есть мастера спорта и России (четырнадцать человек), и международного класса (пять человек). За время работы центра более сорока спортсменок были удостоены звания кандидата в мастера спорта. Тренерско-преподавательский состав насчитывает более тридцати квалифицированных специалистов, семнадцать из которых имеют высшую квалификационную категорию.

Усилиями краевой Федерации художественной гимнастики, Министерства спорта Краснодарского края был открыт филиал центра в Сочи. И там тоже есть своя звездочка. В 2014 году воспитанница сочинского филиала Ирина Анненкова стала абсолютной чемпионкой мира среди юниоров.

Остается пока нерешенной проблема с помещениями для проведения полноценного учебно-тренировочного процесса. Но в министерстве и с этим вопросом стараются помочь центру: пробили добро на выделение земельного участка в сквере у стадиона «Кубань». Дело осталось за малым: начать строительство, но тут последнее слово за губернатором, который любит спорт и которому, как надеется Татьяна Николаевна, не безразлично, как дальше будет развиваться художественная гимнастика на Кубани.

Сергей ЛАДОЖСКИЙ

Здесь может быть ваша реклама
Оставьте заявку и наши менеджеры свяжутся с вами
Или вы можете посмотреть наше предложение