Выпуск №2 (4808)

Свежий выпуск

15 января 2021

Светлый праздник духовного обновления

Праздник Крещения связан с событием земной жизни Иисуса Христа — крещением, которое совершил в реке Иордан пророк Иоанн Предтеча. Второе название праздника — Богоявление. Это название напоминает о чуде, которое произошло во время крещения Христа: в облике голубя с небес сошел Святой Дух. Также в знак того, что таинство крещения очищает человека от греха и просвещает Светом Христовым, этот день называли днем Просвещения, праздником Светов, или святыми Светами.

Согласно библейскому преданию Господь явился пророку Иоанну, живущему в Иудейской пустыне, и призвал его выступить перед народом с проповедью покаяния и крестить тех, кто покаялся, в Иордане. Крещение состояло в молитвенном погружении кающегося в воду, что символически и означало очищение грехов (слово «крещу», по-гречески bаptizо, значит «погружаю»).

Вместе с остальными иудеями пришел к Иоанну и Иисус Христос. Праведник Иоанн никогда до этого не встречался с Иисусом и потому не знал, кто он. Но когда Иисус подошел к нему, Иоанн как пророк ощутил его святость, безгрешность и превосходство над собой и сказал: «Мне надо креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?» На что Иисус ответил: «Так причитается нам исполнить всякую правду» (то есть верность и послушание заповедям Божьим. — Ред.). Тогда Иоанн Предтеча склонил голову перед волей Бога, а Иисус вошел в воды Иордана, с древности почитавшегося священной рекой.

Во время крещения на Христа с небес сошел Дух Святой в облике голубя и глас с неба назвал его Сыном. Так всему народу было явлено, что Иисус не только сын человеческий, но еще и Сын Божий. Поэтому праздник имеет ныне второе название — Богоявление.

Это необычное, сверхъестественное явление так описал евангелист Лука: «Когда же крестился весь народ, и Иисус, крестившись, молился: отверзлось небо, и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: „Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!”» Важно отметить, что о сошествии Святого Духа повествовали все четыре евангелиста.

После крещения Иисус удалился в пустыню, где постился сорок дней, чтобы подготовиться к миссии среди людей.

До V века было принято вспоминать рождение и крещение Иисуса Христа в один день. Первоначально общее название этого торжества было Епифания (в переводе с греческого — «явление»), позднее возобладал другой, ныне всем известный вариант — Теофания, то есть Богоявление. Церковный собор середины VI века официально именовал двенадцать дней между Рождеством и Крещением праздничными — с 25 декабря по 6 января, но два этих великих торжества уже различал.

Богоявление входит в число великих двунадесятых праздников. Он в православной церкви совершается с величием, равным Рождеству Христову. Канун праздника называется навечерием Богоявления, или Сочельником. Его службы сходны со службой навечерия Рождества Христова. В сочельник Богоявления также предписывается строгий пост.

Праздничные службы на Богоявление продолжаются несколько дней: накануне — навечерие, затем сам праздник Крещения, на третий день совершается служба собору Иоанна Предтечи. Тексты богослужений содержат в себе не только рассказ о событиях праздника, но и объяснение его значения, а также воспоминание всех прообразов, предсказаний и пророчеств.

В праздник Крещения Господня совершается два водоосвящения — в Крещенский сочельник и в сам праздник на Великом водосвятии. Причем русская Церковь только в 1667 году окончательно постановила святить воду дважды. Как правило, первый раз освящение совершается в храмах, а во второй — на реках, озерах, прудах. Часто крещенской называют воду, которую освятили именно 19 января, а воду, освященную накануне, называют богоявленской. На самом деле вода в эти два дня освящается одним и тем же чином, и называется великой агиасмой, что в переводе с греческого языка означает «великая святыня». То есть крещенская и богоявленская вода — это разные названия одной и той воды.

Два водосвятия восходят к двум различным церковным традициям. Первая из них связана с обычаем ранних христиан крестить новообращенных накануне Крещения, в навечерие праздника, то есть в преддверии церковного торжества. Но впоследствии желающих стать христианами стало так много, что одного дня для этого стало недостаточно, и крещения стали совершать и в другие даты. А вот обычай святить воду в навечерие, даже если никого из новообращенных нет в храме, сохранился.

Традиция освящать воду второй раз изначально касалась только Иерусалимской церкви, где существовал обычай выходить в день праздника на Иордан для водосвятия в память о крещении Иисуса Христа. Так обычай второго освящения воды постепенно распространился по всему христианскому миру.

Крещенскую воду можно набирать как восемнадцатого января, в Крещенский сочельник, так и девятнадцатого января, в сам праздник. Вода, освященная в навечерие (канун) и в сам день Богоявления, имеет одну и ту же благодать.

К освященной богоявленской воде христиане с древних времен имеют великое благоговение. Хранить агиасму стоит бережно. Хорошо, если святая вода хранится в отдельной бутылочке на полке с иконами или другими святынями. Крещенская святая вода обладает огромной целительной силой при болезни, но действие ее зависит от веры человека. Святую воду употребляют в небольшом количестве утром, строго натощак, со словами «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа» для освящения души и тела. Крещенская вода отгоняет нечистых духов, и поэтому ею окропляют жилище, вещи и пищу с той же молитвой.

Кстати, совсем не обязательно в праздник Крещения набирать огромные бутыли и канистры. Можно принести из храма домой небольшую емкость, а дома смешать святую воду с водой обычной или разбавлять крещенскую воду в течение года. Делать это надо с молитвой.

Считается, что крещенская вода не портится со временем. Есть свидетельство святителя Иоанна Златоуста, жившего в IV веке: «В этот праздник все, почерпнув воды, приносят ее домой и хранят весь год… Существо этой воды не портится от продолжительности времени, но… целый год, а часто два или три года она остается неповрежденною и свежею и после столь долгого времени не уступает водам, только что взятым из источников».

Есть популярная традиция в крещенскую ночь окунаться в иордань — специально отведенное для этого место на водоеме. Однако не стоит забывать о том, что купание в проруби после освящения в ней воды не является церковным таинством или обрядом. Это прежде всего символическое очищение от грехов, духовное перерождение. Очищение человека от страстей и грехов — это долгий путь личного, осознанного покаяния.

Ранее существовали особенные народные традиции празднования Крещения Господня. Например, на Крещение было принято выпускать голубей в знак Божественной благодати, снизошедшей на Иисуса Христа. А птиц, постучавших в окно в этот день, отождествляли с душами умерших близких. Если такое случилось, нужно раздать помин.

В старину люди по крещенским приметам пытались узнать, что принесет им наступивший год и какой урожай ожидает. Так, метель на Крещение Господне — быть урожаю. Холодная и ясная погода — к засушливому лету, снежная и пасмурная — к хорошему урожаю. Если день солнечный и теплый, то хорошая погода продлится еще несколько недель.

Считается, на Крещение нельзя стирать, полоскать белье и в целом заниматься физическим трудом и делами по дому. Недопустимы любые ссоры и ругательства или гнев на родственников и друзей. Нельзя шить, вышивать, вязать. Не стоит принимать спиртное, оставлять обувь за порогом, выбрасывать мусор.

Интересный факт

Образы Богоявления появились уже в первые века христианства. Одно из древнейших изображений Крещения сохранилось в римских раннехристианских катакомбах, где крестимый Иоанном Предтечей Христос изображался молодым юношей. В дальнейшем в соответствии с церковным преданием всеобщее распространение получит изображение Крещения Спасителя во взрослом возрасте.

Готовим сочиво

Преддверие церковного торжества — Крещения — называется навечерием, или сочельником. В этот день было принято варить пшеничный взвар с медом и изюмом — сочиво. Это сваренные зерна пшеницы, приправленные медом, сухофруктами и иными сладостями.

Для приготовления традиционного сочива вам понадобится: пшеница (зерно) — 200 г, очищенные орехи — 30 г, мак — 150 г, изюм — 50 г, фрукты, ягоды (яблоко, ежевика, малина и т. п.) или варенье — по вкусу, ванильный сахар — по вкусу, мед и сахар — по вкусу.

Зерна пшеницы растолките в ступке пестиком, периодически подливая немного теплой воды, чтобы оболочка пшеницы отошла. Затем ядра отделите от шелухи, просеивая и промывая. .Залейте пшеницу горячей водой, покрыв зерно, и варите в кастрюле на медленном огне до мягкости (или в глиняном горшочке в духовке), периодически доливая горячую воду. Мак промойте, запарьте горячей водой на 2—3 часа, слейте воду, мак разотрите, добавив по вкусу сахар, мед, ванильный сахар или любое варенье, покрошенные орехи, изюм, фрукты или ягоды по вкусу, добавьте половину стакана кипяченой воды и всё это соедините с вареной пшеницей, выложите в керамическую миску и охлажденным подайте на стол.

Можно приготовить сочиво из риса. Вам понадобятся: рис — один стакан, мак — 100 г, мелкий изюм — 100 г, фрукты — 100 г, цветочный мед — две столовые ложки. Рис нужно промыть, залить водой в пропорции на один стакан риса один стакан воды. Поставьте кастрюлю на плиту, накройте крышкой и варите на медленном огне двенадцать минут. Затем выдержите рис в кастрюле под крышкой еще десять минут. Мед разведите в воде, фрукты мелко нарежьте. Изюм залейте кипятком на две минуты, затем воду слейте. Рис смешайте с изюмом, мелко нарезанными фруктами и медовой водой.

Подготовила Людмила БУРКИНА

Здесь может быть ваша реклама
Оставьте заявку и наши менеджеры свяжутся с вами
Или вы можете посмотреть наше предложение