Выпуск №80 (4886)

Свежий выпуск

15 октября 2021

В Краснодаре состоится концерт с участием известного пианиста Константина Емельянова

Тайна пианиста

Десятого сентября в Краснодаре, в Муниципальном концертном зале КМТО «Премьера», состоится концерт с участием известного пианиста — лауреата XVI Международного конкурса имени П. И. Чайковского и артиста Yamaha Константина Емельянова. Он выступит вместе с Кубанским симфоническим оркестром под управлением дирижера Дениса Ивенского.

Этой весной в рамках цикла концертов лауреатов Международного конкурса имени П. И. Чайковского Константин Емельянов (фортепиано) и Александр Рамм (виолончель) дали концерт на сцене Краснодарской филармонии. И вот теперь новая встреча с музыкантом, имеющим неповторимый исполнительский стиль и харизму.

В апреле этого года корреспонденту «МК на Кубани» удалось пообщаться с Константином Емельяновым перед концертом. Вниманию читателей сегодня предлагаем это интервью.

Константин, с журналистами вам легче общаться перед концертом или после него?

— Я об этом не задумывался. Хотя на самом деле после выступления еще какое-то время всеми мыслями нахожусь на сцене — поэтому тяжелей говорить, формулировать мысли, отвечать на вопросы…

Вы не часто выступаете в Краснодаре…

— К сожалению, да, это не часто происходит.

В прошлый раз вы давали концерт здесь в 2019 году?

— Да, мы открывали сезон в Муниципальном концертном зале. И с тех пор впервые здесь. В 2020 году произошло то, что произошло. И практически полгода по известным причинам не было выступлений. Но в этом сентябре приеду еще раз в Краснодар — снова будет концерт в Муниципальном концертном зале.

В Краснодаре живут ваши родные?

— Да, моя семья, родители.

Часто удается приезжать к ним в гости?

— Очень редко. В плотном рабочем графике тяжело выкроить время. И за последние два года больше, чем на дня три-четыре, не удавалось приезжать в Краснодар. Визиты очень короткие получаются.

В одном из интервью вы рассказали, что локдаун провели продуктивно — занимались творчеством. Был создан первый ваш музыкальный альбом… Это музыка Чайковского в вашем исполнении.

— Насколько продуктивно, не знаю. Но старался не потратить это время впустую. Как раз в прошлом году благодаря тому, что оно у меня появилось, написал диплом, посвященный творчеству американского композитора Сэмюэла Барбера и окончил ассистентуру-стажировку (аспирантуру) в Московской консерватории.

Думаете преподавать в будущем?

— Это как сложится. Никогда нельзя ни от чего зарекаться. Надо было завершить данную ступень музыкального образования. К тому же хотел побыть еще в учениках у моего любимого профессора — Сергея Леонидовича Доренского. К сожалению, в прошлом году его не стало. Но оканчивал я аспирантуру всё равно у него. Защищался через три месяца после его ухода.

В рамках цикла концертов лауреатов Конкурса имени Петра Чайковского, организованного Минкультуры России и Росконцертом, даете ли вы, помимо концертов, мастер-классы для юных музыкантов?

— У всех участников этого цикла всё индивидуально и зависит от загруженности. Если есть какое-то окно, почему бы не дать и мастер-класс? Но у меня, к сожалению, из-за физического отсутствия времени не получается это делать. Я отыгрываю сегодня концерт — и сразу же на самолет. Потому что завтра из Москвы утром мне нужно лететь в Саранск, где тоже у меня концерт…

Наконец этой весной концертная жизнь стала все-таки более активной?

— Да. Но это же самое сложно сказать про заграницу. В Европе в основном всё закрыто. У меня все гастроли — и европейские, и в Азии — перенесены на следующий сезон.

Информацию об очень многих музыкантах можно найти сегодня в социальных сетях. У многих известных людей есть свои странички, например в «Инстаграме». Без такой активности сейчас нельзя обойтись музыканту?

— Почему нельзя? Думаю, можно обойтись. Просто сейчас все анонсы концертов, мероприятий в сфере культуры публикуются именно в Интернете. И особенно большую роль в этом сыграл локдаун. Многое стало дистанционно. Знаю, что многие музыканты используют свои страницы в социальных сетях как инструменты для анонсирования каких-то событий, концертов.

Константин, а вам легко рассказывать о себе в социальных сетях, да и в СМИ?

— Нет. Но относительно легко могу говорить о своей профессии, о том, чем занимаюсь. Но опять же, не переходя определенную грань. Некоторые музыканты, например, могут выложить в Интернете записи своих репетиций. Но я не сторонник этого: подготовительный процесс не то, что должен слышать и видеть зритель. Все-таки должна сохраняться тайна. А зритель, чтобы услышать музыку, должен прийти в концертный зал.

Если вернуться снова к локдауну… В одном из ваших интервью вы рассказали о том, что много читали во время вынужденного сидения дома. В том числе прочитали «Игру в бисер» Германа Гессе и «Доктора Фаустуса» Томаса Манна…

— «Доктора Фаустуса» — нет. Я всё собирался это сделать… В этом произведении есть одна глава, которую все пианисты должны прочитать, вне зависимости от того, осилили они весь роман или нет. И я уже давно ту самую главу прочитал. А книгу целиком несколько раз начинал, доходил до середины, но потом какие-то дела, концерты отвлекали меня от нее… А это действительно такая литература, которой нужно посвятить время, чтобы спокойно, не спеша читать.

Правильно я понимаю, что у вас есть определенный так называемый список литературы для обязательного чтения?

— Нет, конечно. Просто есть книги, которые рано или поздно хочется прочесть.

У вас нет желания второй раз окунуться в атмосферу Конкурса имени Чайковского?

— Честно говоря, нет. Но я знаю музыкантов, кому нравится тот адреналин, который, несомненно, получаешь, будучи участником этого масштабного конкурса. Когда отправляешься в свободное концертное плавание, ты становишься более вольным в своих интерпретациях, в составлении программ, по отношению к той музыке, которую ты играешь… А конкурс всё равно ставит достаточно жесткие рамки. И ты должен понимать, что так, как ты играешь на концерте, ты иногда не сможешь себе позволить во время конкурса. И это, конечно, не самый приятный момент…

У вас есть друзья среди лауреатов Конкурса имени Чайковского?

— Есть. Но встречаюсь с ними нечасто. Выступление с ними на сцене, как, например, сегодня с Сашей Раммом,— это, скорее, исключение из правил. До этого момента с Сашей всего один раз вместе выступали — в Иркутске на фестивале Дениса Мацуева. А так у всех свои рабочие графики. И встречи с друзьями носят в последние годы элемент случайности.

Вы легко принимаете решение участвовать в каких-то фестивалях, концертах?

— Если меня зовут и есть окошко в рабочем графике, то почему нет?

Будете ли вы работать над новым альбомом?

— Надеюсь, что следующий альбом будет. Но музыка будет уже совсем другая. И это в принципе как составление сольных программ. Ты изначально держишь в голове одно, но потом в итоге всё меняется и от первоначального замысла остается всего процентов десять.

Сравниваете ли вы себя с другими музыкантами?

— Я большой противник кого-то с кем-то сравнивать. Конечно, есть конкурсы, но здесь совершенно другое. В принципе искусство — это не спорт. Когда есть такое разнообразие совершенно разных музыкантов, художников, писателей, это самое главное. Потому что каждый человек может найти то, что ему близко.

Константин, спасибо за разговор.

Марина АДАМОВА

Фото КМТО «Премьера»

Реклама

Здесь может быть ваша реклама
Оставьте заявку и наши менеджеры свяжутся с вами
Или вы можете посмотреть наше предложение