Желать и не созидать

Было заявлено 67 млрд рублей инвестиций на расширение и модернизацию Новороссийского порта.

Сказано красиво, но…

Понимая, что необходимо поддерживать универсальность перегрузочных мощностей, группа решила уделить особое внимание развитию перевалки высокодоходных грузов за счёт строительства новых и модернизации специализированных терминалов для контейнерных, наливных, навалочных и генеральных грузов.

Что еще планируется? Пересмотреть долгосрочную программу развития. Речь идет о новых мощностях по перевалке растительных масел объёмом до двух миллионов тонн в год и в таких же объемах – метанола. Планируется создать комплекса по перевалке и переработке соевых бобов и объединить е два контейнерных терминала. Логично, потому как это   позволит принимать суда, которые способны пройти проливы, и переваливать до 800 тысяч TEU ежегодно.

Кроме того, со строительством двух дополнительных причалов компания рассчитывает увеличить до 110 тысяч тонн дедвейт судов, обрабатываемых на зерновом терминале. Реконструкция зерновых терминалов НКХП и НЗТ позволит достичь общего объёма перевалки зерновых грузов более 18 миллионов тонн в год, а к 2023 году – вдвое увеличить перевалку сухих грузов.

В программе также значится строительство универсального перевалочного комплекса, предусмотрена реконструкция акватории порта Новороссийск с дноуглублением. что позволило бы нарастить мощность Новороссийского порта на 29 миллионов тонн сухих и 10 миллионов тонн наливных грузов.

Генеральный директор группы НМТП Султан Батов озвучил радужные планы в интервью РИА Новости, заявив, что есть неуемное желание превзойти второй по величине порт Европы. По его словам, сегодня Группа   занимает лидирующую позицию в России, является третьей в Европе.

«В ближайшие 10 лет мы ставим перед собой задачу стать самой динамично развивающейся компанией в портовом бизнесе в России. Группа НМТП планирует до 2025 года нарастить перевалочные мощности более чем на 50 процентов, превзойдя сегодняшние показатели второго по величине порта Европы Антверпена».

Амбициозные планы, не правда ли? И сказано красиво. Ну, хорошо, мечтать не вредно, но какая картина сегодня? Что в реальности? Смелые планы далеки от реализации и это все на фоне падения грузопотока. Ни один из проектов так и не был реализован. Более того, с момента принятия программы развития консолидированный грузооборот Группы НМТП ежегодно снижается, сократившись с 2016 года на 4,6 процентов.

Унизительное падение продолжилось и в 2019 году достигло максимального уровня. Достаточно взглянуть на цифры и все станет ясно. По итогам первого квартала грузооборот порта Новороссийск сократился на 4,6%, до 62,36 млн тонн. Стивидорной компанией ПАО «НМТП» перевалено 31,48 млн тонн (-4%), ЗАО «КТК-Р» — 24,83 млн тонн (-1,9%).

Легче продать, чем «пахать»

Вместо обещанного развития портовой инфраструктуры, компания избавляется от высокодоходных активов. Так, в апреле этого года НМТП закрыл сделку по продаже банку ВТБ Новороссийского зернового терминала. Сумма сделки составила 35,5 млрд руб.

На фоне стагнации операционных результатов НМТП финансовые показатели никак нельзя назвать выдающимися. Выручка в последние годы не радует своей стабильной динамикой, а чистая прибыль падает с 2017 г.

В итоге снижаются выплаты налога на прибыль и, как следствие, государство теряет деньги. Да еще какие! По данным МСФО, налог на прибыль компании за 2018 года составил 65,4 миллионов долларов против 114.7 миллионов годом ранее и 158,8 миллионов долларов в 2016 году.

Бюджет теряет деньги, зато акционеры компании вовсе не в накладе. Более того, ее дивидентные выплаты на протяжении последних нескольких лет уверенно растут и за 2018 год обещают стать рекордными. Судите сами, на дивиденды будет направлено 98,4% от чистой прибыли по РСБУ, которая в прошлом году составила 15,1 млрд рублей.

В конце мая совет директоров НМТП рекомендовал дополнительно выплатить дивиденды по результатам 2018 года в размере 9,6 млрд рублей, что эквивалентно 0,5 рубля на акцию. Общая сумма дивидендов за 2018 год с учетом промежуточных дивидендов составит 14,82 млрд рублей, или 0,76 рубля на одну бумагу.

Но и это еще все. Благодаря успешной сделке по продаже Новороссийского зернового терминала банку ВТБ, в этом году акционеров НМТП тоже ждут высокие выплаты: компания направит на дивиденды за 2019 год 10 миллиардов рублей из средств, полученных за продажу актива. И это не просто слова, как говорится, взятые с потолка. Об этом сообщил журналистам ни кто иной, а председатель совета директоров порта — вице-президент «Транснефти» Рашид Шарипов.

Кормушка есть, о чем и речь

НМТП демонстрирует привлекательные показатели рентабельности и свободного денежного потока.

график Новороссийск порт.png

график 1 новороссийск порт.png

Основной доход приходится на стивидорный бизнес, который является   довольно высокодоходным и в то же время стабильным. Судя по всему, на нем компания и решила сосредоточиться. А зачем вкладывать деньги в развитие порта, если можно очень просто и безболезненно   кормиться с того, что уже имеешь?

Тяжелый груз долгов

По итогам 1 квартала 2019 года «Транснефть» показала незначительный рост чистой прибыли и выручки. В основном, за счет консолидации результатов деятельности группы НМТП в связи с приобретением контроля в сентябре 2018 года. Так сказано в отчете «Транснефти» по МСФО. При этом свободный денежный поток снизился на 38,4%, до 17,4 млрд руб., а общий долг составил 668 млрд руб. «Транснефти» необходимы средства на погашение задолженности.

«Согласно утвержденному графику выплат, в 2019 году компании предстоит погасить более 81миллиарда рублей, что составляет порядка 8-10 процентов годовой выручки. С учетом сокращения объемов прокачки из-за проблем с «Дружбой», доходы «Транснефти» сократятся, поэтому расплатиться по счетам будет непросто. Особенно учитывая требования государства вдвое увеличить дивидендные выплаты. Скорее всего, компании опять придется занимать», — утверждает управляющий партнер аналитического агентства WMT Consult Екатерина Косарева. Именно поэтому такой актив как НМТП будет использоваться как центр прибыли, Вот такая не радужная картина и вовсе не маслом написанная.

Слабо, господа. Очень слабо!

В итоге сами собой напрашиваются выводы. Во-первых, слабые операционные результаты и отсутствие какого-либо движения в реализации долгосрочной стратегии развития порта красноречиво свидетельствуют о низкой эффективности собственников порта. Во-вторых. основной акционер держит курс не на стратегическое развитие актива, а горит желанием вместо вложения инвестиций в развитие инфраструктуры получить рекордные выплаты дивидендов.

Долгая борьба за НМТП имела лишь одну цель – захват крупнейшего портового оператора в России и третьего Европе. Для чего, спросит пытливый читатель. Все очень просто, как бросание камушков в морскую волну. Создать полноценную транспортную монополию, способную контролировать не только экспортные потоки, идущие по трубопроводам, но и перевалку в крупнейших портах.

А ведь это не нормально. Достаточно сказать, что в мире создание подобного «транспортного министерства» абсолютно неприемлемо. Абсурд! Напротив, все страны стремятся к максимальному «дроблению» активов, стимулируя развитие здоровой конкуренции и рыночного ценообразования. А в России, наоборот, процветает монополия.

Поэтому по-прежнему остаются вопросы, на которые хотелось получить ответы. Почему компания выплачивает рекордные дивиденды акционерам, а налог на прибыль (поступления в бюджет) снижается?

Почему компания не реализует планы по развитию инфраструктуры порта и по строительству новых мощностей, как было заявлено ? Ведь именно это могло бы повысить доходы, а значит, и налоги! А вместо этого компания распродает самые прибыльные активы, а деньги, полученные от продажи, пускает на дивиденды «Транснефти».

Вот и получается, как в той песенке из детского мультфильма про порт и акваторию: «Мы пришли сегодня в порт, мы стоим, разинув рот…» И очень печально, что не поводу его развития.

Максим Максимов