Выпуск №4 (4810)

Свежий выпуск

22 января 2021

Звук из прошлого

Уничтожение советской электроники — один из многих нокаутирующих ударов, которые в свое время обрушили либеральные реформаторы на нашу страну и народ.

Но если авиапром, автопром и машиностроение хоть в какой-то степени пережили разгромные девяностые годы, то отечественные производители аудио- и видеотехники были, по сути, уничтожены, что называется, под корешок.

В свое время по числу одних только марок аудиоаппаратуры Советский Союз превосходил любую другую страну, включая Японию и США вместе взятые. Другое дело, что не по качеству, а по количеству, но это уже отдельная тема.

Достаточно вспомнить бренды советской аудиоаппаратуры. Это «Астра», «Вега», «Ода», «Амфитон», «Радиотехника», «Корвет», «Каравелла», «Бриг», «Барк», «Лорта», «Кумир», «Пульсар», «Феникс», «Эстония», «Электрон», «Прибой», «Орфей», «Сириус», «Романтика», «Электроника», «Кливер», «Нота», «Комета», «Илеть», «Союз», «Олимп», «Рапри», «Ростов», «Орбита», «Яуза».

Без всякого сомнения, одними этими марками список не ограничивается, так как нельзя объять необъятное радиотехническое наследие Советского Союза. Выпуском аудиотехники занимались радиозаводы на всей территории нашей страны, практически во всех республиках.

Например, только в одном Ленинграде было семь радиозаводов, в Москве — шесть, в Минске — два, в Риге — три и столько же в Запорожье.

Радиоаппаратура сходила с конвейеров в Баку, казахском Петропавловске, Махачкале, Грозном, Каунасе, Кыштыме, Челябинске, Львове, Муроме, Бердске и т. д.

И это не просто географические названия. Каждое предприятие — это сотни и тысячи сотрудников, большинство — с семьями. Следовательно, каждый радиозавод не только давал своим работникам возможность стабильно зарабатывать и содержать семьи, но и обеспечивал социальной поддержкой: яслями, детскими садами, пионерскими лагерями, санаториями, больницами, клубами.

Нужно вспомнить и о уже не десятках, а о сотнях заводах-смежниках, на которых трудились десятки тысяч человек. Те, кто был занят производством комплектующих изделий для радиоприемников, телевизоров, магнитофонов, проигрывателей.

А вот список советских телевизионных марок был куда больше и по количеству телевизионных марок СССР превосходил весь остальной мир вместе взятый. Кстати, в конце восьмидесятых годов каждый шестой советский телевизор шел на экспорт и в год за рубеж отправлялось более миллиона телевизоров.

Качество советской аппаратуры. Разумеется, среди зашкаливающего обилия телевизионных марок были телевизоры, качество которых хромало, но были и такие, которые работали годами. Для своего времени они считались не хуже зарубежных аналогов.

И если подходить к этому вопросу непредвзято, не выпячивать презрительно губу, априори ругая всё, что было произведено в «совке», то выяснится, что советские телевизоры были вполне конкурентоспособными.

Что касается качества советских радиоприемников, то ему сегодня может позавидовать любой китайский производитель. Аппараты сами по себе ломались нечасто, даже после падений и появления на корпусах небольших трещин радиоприемники прекрасно ловили любимые каналы.

Неужели сегодня нет такой технологии, чтобы создать действительно качественный аппарат? Есть! Просто производителям экономически невыгодно делать приемники «раз и на всю жизнь». Сегодняшние компании будут только рады, если через год ваш приемник сломается и вы прибежите за новой покупкой в радиомагазин.

Еще более интересная картина с советскими Hi-Fi аппаратами. Пессимисты, конечно же, акцентируют внимание на примитивных магнитофонах типа «Электроника-302», совершенно не замечая аудиоаппаратуру, индекс которой начинался с нуля, то есть технику высшего класса. И эта аппаратура была вполне достойной.

Кто-то может сказать, что под родными марками выпускали один и тот же убогий аппарат. Украденный, разумеется, у зарубежный конструкторов. При этом этих людей совершенно не смущает тот факт, что унификация является повсеместной практикой во всём мире.

Хотите верьте, хотите проверьте, но японский концерн Matsushita выпускал под марками Panasonic и National одни и те же магнитолы и другую аппаратуру. Огромное количество общих электронных компонентов использовалось не только в аппаратуре вышеназванных марок, но и брендами Technics, Quasar, Philips.

Ярчайший пример унификации аппаратуры продемонстрировала другая японская компания — Funai. Она выпускала аппаратуру не только под собственными марками Funai, Sylvania, Emerson, Symphonic, но и под марками Toschiba, Denon,Sharp, JVC, Sanyo, Lexmark и Deil. И никто при этом гневно не ругал, например, фирму Denon, чьи DVD-плееры были лишь перелицованными Funai.

Так что радиопромышленность в Советском Союзе развивалась примерно по тем же законам, что и в других странах, за исключением Японии, где развитие электроники на определенном этапе стало одним из главных национальных проектов, а в СССР электроника была лишь побочным продуктом оборонки.

Один вполне интересный факт. Пару лет назад в японских средствах массовой информации появилась новость о том, что в Стране Восходящего солнца 68-летний ведущий инженер компании Panasonic Харуто Тагава попытался покончить жизнь самоубийством, написав в предсмертной записке, что законы чести не позволяют ему и дальше вести разработки на основе ворованных и скупленных за бесценок патентов советских инженеров.

Как сообщали японские СМИ, полиция изначально пыталась скрыть содержимое записки, однако выяснилось, что Харуто Тагава предусмотрительно сфотографировал ее и разослал своим друзьям.

В своем послании инженер написал, что не может дальше «вести работу, которая снизу и доверху пропитана ложью, построена на воровстве и благословлена бесчестием».

«Всё, чего мы достигли, мы достигли благодаря советским инженерам. Весь современный так называемый хай-тек основан на их патентах, некоторые из которых датируются еще 1960-ми годами, когда мы и мечтать не могли о чем-то высокотехнологичном.

Потом мы воровали эти патенты, я видел шпионские микропленки, переданные подкупленными предателями из СССР. Мы скупали их патенты за бесценок, когда их страна рухнула и им нечем было прокормиться.

Нас считают в мире великими изобретателями, однако на самом деле великий изобретатель — советский инженер. Тот самый, которого лишили всего. Я не могу больше работать в индустрии, которая появилась путем обмана и зиждется на несправедливости. Моя жизнь была посвящена этому обману. Я покрыл позором свое имя»,— написал в записке Тагава.

В своем развернутом послании инженер отметил, что видел неоспоримые доказательства того, что японская разведка для устранения конкуренции делала всё, чтобы ухудшить качество готовой продукции в Советском Союзе.

Тагава упомянул о случае, когда он лично видел финансовые отчеты: в 1968 году работник конвейера на Александровском радиозаводе специально заменял новые, качественные конденсаторы в радиоприемниках и телевизорах на бракованные с расчетом, что устройство выйдет из строя вскоре после его покупки.

За это советский работник каждый месяц получал от японских концернов сумму, эквивалентную двум его зарплатам, и несколько раз в год импортные вещи: мелкую бытовую технику, джинсы, туалетную бумагу.

«Здесь трагедия не в сломанном телевизоре, не в плохо работающем приемнике. А в том, что, старясь устранить конкурента на экспортных рынках, мы заставили русских в их собственной стране думать, будто они действительно не умеют делать хорошую технику»,— добавил японец.

После того, как Тагава разослал текст друзьям, он оставил записку у порога своего дома, достал меч, который хранился в его семье как семейная реликвия в память о прадеде, и вонзил его себе в живот.

К счастью, инженера удалось спасти. Испуганные текстом записки друзья успели вызвать «скорую». Пострадавший потерял много крови, однако врачи смогли его быстро прооперировать.

Выпускали в Советском Союзе и виниловые проигрыватели высшего класса, среди которых были вполне конкурентоспособные аппараты.

К примеру, проигрыватель «винила» «Корвет 038» тогда имел баснословную стоимость и данную модель во времена Советского Союза достать было довольно сложно, даже если человек обладал крупной суммой денег.

Надо сказать, что советские проигрыватели высшего класса до сих пор не утратили своего шарма. Богатая история, теплое звучание, азарт поиска виниловых пластинок — всё это делает технику популярной и в наши дни. Причем некоторые советские модели можно найти на различных аукционах или только в коллекциях истинных меломанов.

Надо сказать, что в последние годы виниловая пластинка выступает в качестве «премьерного» носителя, издатели сначала выпускают пластинки, потом CD, и лишь затем альбом появляется на цифровых сервисах. Есть и отдельные лейблы, которые специализируются исключительно на выпуске виниловых дисков.

Интерес к виниловым дискам у рядового слушателя стал вновь расти с 2007 года, когда был учрежден международный праздник — День музыкального магазина. Продавцы музыки по всему миру делают в этот день большие скидки на свой ассортимент, в первую очередь на винил.

Кстати, в 2018 году впервые за последние годы виниловые пластинки и диски принесли лейблам больше денег, чем интернет-продажи.

Возвращение винила и проигрывателей — это не только дань ностальгии. Многие полагают, что доступность различной музыки в Интернете снижает ее ценность. Ведь при желании всего за пару часов можно скачать неплохую коллекцию альбомов любых стилей. Винил же стал убежищем для тех, кто хочет вернуть себе радость от приобретения нового релиза для создания собственной коллекции.

Электромеханический способ воспроизведения музыки делает ее ближе к слушателю, потому как сигнал идет напрямую по аналоговому тракту, без преобразования в «бездушные» нули и единицы.

На этой почве в индустрии наметился рост продаж аудиокассет и даже магнитофонных лент для катушечных магнитофонов. В нашу жизнь вернулись и эти аппараты — монстры аудиотехники.

Винил сформировал свою культуру прослушивания — не для фона, а для погружения в музыку. Пропустить трек, как на смартфоне, здесь не получится. А если проиграть еще раз только что звучавший, пластинка будет изнашиваться неравномерно.

Поэтому музыкальные альбомы слушаются целиком, причем, по понятным причинам, только дома. Некоторые меломаны под это дело оборудуют даже целые комнаты — своего рода виниловые джунгли.

Покупая проигрыватель, меломан сознательно обрекает себя на десятки ритуалов. Взять конверт, достать пластинку, поставить ее на проигрыватель, протереть антистатической щеткой или тряпочкой, опустить тонарм — и это только для того, чтобы включить воспроизведение.

Наконец проигрыватель винила стал модным домашним аксессуаром. Он всё чаще мелькает в кадрах кинофильмов и телевизионных сериалов, его используют как элемент интерьера.

Большое количество меломанов покупают «винил» ради звука. Бытует мнение, что цифровые записи звучат по-цифровому холодно, а виниловые пластинки — по-аналоговому тепло. Поэтому за уникальным волшебным звучанием гоняются не только истинные аудиофилы, но и рядовые слушатели.

Михаил МИШИН

Здесь может быть ваша реклама
Оставьте заявку и наши менеджеры свяжутся с вами
Или вы можете посмотреть наше предложение