Многие начинания и традиции, которые на время прерывались из-за частой смены директоров и отсутствия творческого лидера, теперь вновь возрождаются в Краснодарском академическом театре драмы им. М. Горького. Именно это считает основной задачей директор театра Ирина Николаевна Репина. Уже год она в должности руководителя, и ее приход в театр вновь позволил коллективу строить далеко идущие творческие планы.
— Ирина Николаевна, расскажите, каково ваше видение: каким должен быть театр сегодня?
— Вся моя трудовая деятельность с 1982 года связана с театром. Вместе с коллективами переживала и взлеты, и падения. Уже год как я работаю в нашем театре и могу с уверенностью сказать, что Краснодарский театр драмы сегодня – это огромный потенциал для ярких проектов, которые будут созданы для нашего зрителя. Искусство театра одно из самых магических, мысль, обращенная к зрителю, иносказательна и передана через художественные образы. Все для того, чтобы затронуть самое важное – чувства и эмоции.
Наш зритель выходит из театра преображенным, приподнятым над повседневностью и по-хорошему удивленным игрой артистов, а, может быть, и собственными ощущениями от увиденного и пережитого. И, конечно, я вижу наш театр современным в плане технического оснащения и модернизации, на сегодняшний день этого очень не хватает. Зритель сейчас искушенный, и современные режиссеры в постановках хотят использовать не только традиционные декорации, но и новые, более выразительные и технически совершенные решения и технологии.
— До вас за короткий срок на должности директора драмы сменилось несколько человек. Вас это не испугало? Почему согласились на такую трудную миссию?
— Нисколько не испугало. Даже наоборот, когда министр культуры Краснодарского края Виктория Юрьевна Лапина предложила работу именно в театре драмы, долго не раздумывала. Это серьезный вызов моим управленческим навыкам и опыту работы в театральной сфере. К тому же, исполнилась мечта – служить в театре такого уровня. Да, в культуре
небольшие зарплаты, но мы не можем жить без своей профессии, эмоционально зависимы от нее.
— Ирина Николаевна, что стало первоочередной задачей, когда вы пришли в Краснодарский театр драмы?
— Из-за частой смены руководства театр не отметил весной 2015-го года 95-летие. Поэтому мы вместе с коллективом решили, что весь 2015-й год для нас юбилейный, и постарались провести как можно больше бенефисов, выставок, различных акций и событий. Апофеозом торжеств стали юбилейный вечер и интерактивная выставка, рассказывающая об истории нашего театра. Зрители увидели настоящие артефакты: афиши 1948 года, фотографии Михаила Алексеевича Куликовского и многое другое, что раньше просто пылилось в архивах. Благодаря череде юбилейных мероприятий в Краснодаре заговорили о театре в положительном ключе.
И это правильно. Театр, прежде всего, – культурный центр. Сотрудники театра и артисты – особая среда, в которой образованность, эрудиция, знание литературы, драматургии должны присутствовать априори. Труд каждого из нас оказывает на личность зрителя огромное влияние.
— Как воспринял коллектив перемены?
— Я прошла с коллективом целый театральный сезон. На мой взгляд, появилось доверие, мы нашли друг к другу подход. Как мне кажется, показателем этого стали яркие бенефисы, театральные гостиные, другие акции, в том числе «Читаем Достоевского — смотрим Достоевского» и «Ночь романтиков». Все прошло на высоком уровне, и я хочу выразить свое восхищение и благодарность артистам театра. Их профессионализм позволяет выполнять сложнейшие творческие задачи.
Конечно, пришлось решать некоторые проблемы. Из-за отсутствия главного режиссера и заведующего постановочной частью темпоритм сбился, а ведь театр должен работать как часовой механизм. К сегодняшнему дню назначено руководство художественно-постановочной частью, процесс налажен, специалисты смогли перестроиться. Показателем качества их работы стал выпуск спектакля «Алые паруса».
— Вам пришлось практически на ходу вливаться в коллектив.
— Да, это так. Было сложно и волнительно. Но, тем не менее, за сезон вышло несколько новых успешных спектаклей. С режиссером Вадимом Данцигером
мы выпустили «Один день из города М» по повести «Дядюшкин сон», с Ольгой Стороженко «Метод Гронхольма», с Еленой Журавлевой «Танго втроем». Замечательный спектакль для детей «Невероятные приключения трех Иванов» поставил Вадим Романов.
Вот и представьте, насколько я оперативно знакомилась с постановочной частью, изучала работу цехов, анализировала взаимодействие процессов, смотрела, на что обратить внимание. Ведь директор в первую очередь управленец, в творчество режиссеров и артистов я не вмешиваюсь. Мой принцип – доверять профессионалам.
— Завершился ли на сегодняшний день поиск главного режиссера театра или нет?
— Могу отметить, что поиск идет весьма активно. Постоянно приглашаем разных режиссеров, присматриваемся друг к другу. Ищем того, кто не просто поставил бы спектакль и уехал. Режиссеры такого плана, безусловно, обогащают театр, но конечная цель: чтобы главный режиссер принял ответственность за труппу, за репертуар академического театра. И за творческую мысль, которая будет идти к зрителю.
Мы пригласили в театр двух известных режиссеров. Алексей Гирба работал в Одессе, Прибалтике, Москве, снял несколько сериалов. Он приезжал в Краснодар, отсматривал спектакли, но, к сожалению, пока не может к нам переехать и возглавить творческий процесс.
Радион Букаев многим известен тем, что с 2011 года проводит в рамках специальной программы московского Театра Наций творческие лаборатории в малых городах России.
Сейчас Радион вместе с драматургом работает над современной пьесой, по которой хочет поставить спектакль на краснодарской сцене. Мне нравится такой подход, я чувствую, ему есть, что сказать зрителю. Традиционно режиссер приезжает с готовой постановкой, которая уже где-то шла. Радион делает по-другому. Сейчас он знакомится с репертуаром театра, изучает возможности труппы, потенциал каждого актера, чтобы на сцене Краснодарского театра появился эксклюзивный спектакль.
— Как воспринимают актеры нового режиссера?
— Наши актеры очень профессиональны и трудолюбивы. Практика работы с разными режиссерами – хочу заметить, высокого порядка – их закалила и
обогатила. А новый режиссер – это всегда новые возможности и оттачивание граней таланта артиста.
— Каковы ваши представления о том, каким должен быть репертуар театра драмы?
— Афиша, интересная всем. В репертуаре театра должны быть спектакли для каждого жителя и гостя нашего города. И, конечно, нужно воспитывать зрителя с раннего детства. Поэтому у нас много постановок для малышей и школьников. Ну а взрослый репертуар – это и классика, и современная драматургия. Не должно быть в этом плане никаких границ. Каждый спектакль – поиск новых средств выражения. Ведь формы разговора театра со зрителем могут быть разными, но цель всегда одна – обратиться к человеческой душе. Поэтому все жанры ценны для нас: драмы и мелодрамы, комедии и трагедии, абсолютно все!
— Каковы планы театра на этот сезон?
— Из-за того, что нет главного режиссера, долгосрочное планирование отсутствует. Сейчас все решения принимаются оперативно, планов и проектов много. Неизменным остается один пункт – празднование юбилея Михаила Алексеевича Куликовского, известного театрального деятеля, актера и режиссера, который четверть века руководил нашим театром. Весь 97-й сезон посвящен его 110-летию.
Сейчас собираем экспонаты для создания постоянно действующей выставки о жизни, творческой и общественной деятельности. В день его рождения 15 ноября откроется юбилейный XV региональный фестиваль «Кубань театральная — 2016» имени народного артиста СССР, лауреата Государственной премии РСФСР М. А. Куликовского.
Есть яркая задумка в рамках фестиваля провести творческую лабораторию – почитать «Маскарад» М. Лермонтова вместе с участниками фестиваля. У нас особое отношение к этому произведению: в Театральную энциклопедию Михаил Алексеевич вошел как один из лучших исполнителей роли Арбенина. Состоится презентация книги о Михаиле Алексеевиче Куликовском и Театральная гостиная, где о нем расскажут те, кто хорошо знал его, кто с ним вместе работал. Нам важно отдать дань памяти, ведь именно он заложил ту корневую систему, от которой сейчас питается наш театр. Вся труппа, весь коллектив театра понимают важность сохранения и продолжения созданных им традиций.
— Не только традиции поддерживают театр. Как обстоит дело с материальной частью?
— Мы на сегодняшний день не в самом плохом положении. Благодаря нашему учредителю — министерству культуры края — у нас есть средства и на постановку спектаклей. В очень многих городах России сегодня их нет. В минувшем театральном сезоне театр полностью выполнил государственное задание. С задачами справились. Но впереди у нас еще много работы.
Пользуясь случаем, я обращаюсь к тем, кто готов стать меценатом, для которых театр – не просто здание на Театральной площади. Материальная база отчаянно нуждается в финансировании, которое не по силам бюджету. Мы готовы рассмотреть разные формы сотрудничества и стать полноценными деловыми партнерами.
— У некоторых театров существует перекос: своих спектаклей на сцене идет намного меньше, чем привозных, антрепризных. Какая у вас в этом случае политика?
— Стремимся к гармонии. К тому же нельзя назвать политикой способ заработать деньги. В свое время театр драмы отказывался от очень многих предложений антрепризы. Сейчас такие постановки возвращаются на радость зрителю и нам. Помимо этого, в рамках госзадания мы должны дать более трехсот спектаклей в год. На сегодняшний день мы работаем почти на максимуме. Для такого количества спектаклей требуется по две бригады в каждом цеху: в осветительном, звуковом, монтировочном, костюмерном и других. Так что деньги, которые приносит антреприза, вовсе не лишние.
— Насколько ощутима помощь министерства культуры региона театру драмы?
— Позиция министра культуры такова: главный человек в театре – актер. Актеры – как дети, и они должны таковыми оставаться – непосредственными, талантливыми. А для этого мы должны окружить их любовью, создать им все условия, и творческие, и бытовые. Честно говоря, Виктория Юрьевна частенько заглядывает и в наше штатное расписание: не превышает ли зарплата администратора или бухгалтера зарплату артиста? Так что благодаря заботе министра наши актеры социально защищены. Молодым выделяются служебные квартиры, для их малышей оплачиваем детский садик.
Уже сегодня мы разрабатываем перспективный план по подготовке к столетнему юбилею нашего театра. Это будет грандиозный проект – с выездом в Москву и Санкт-Петербург. Ищем спонсоров, партнеров. Думаю, и администрация региона нам поможет, потому что театр работает в том числе и на имидж всего Краснодарского края.
— Присутствует ли какой-то соревновательный момент между краснодарскими театрами и концертными учреждениями?
— У каждого своя ниша. Мы уважаем друг друга, ходим друг к другу в гости на премьеры и бенефисы. Единственный негласный конкурс – новогодние спектакли.
— Что в этот раз театр драмы готовит для своих маленьких зрителей на новогодние праздники?
— Мы хотим, чтобы зрители имели больший выбор, нежели одна сказка за двадцать дней новогодней компании. Поэтому мы покажем «Снежную королеву», «Чудеса Тридевятого царства», «Невероятные приключения трех Иванов», и будет у нас еще один сюрприз – премьера спектакля для самых маленьких.
— Ирина Николаевна, есть ли удовлетворение от того, что уже удалось достичь?
— Я получаю огромное удовольствие от работы. И самая большая радость, когда вижу, как после спектакля зрители выходят из зала счастливыми. Мне очень жаль людей, которые работают не по своей воле и мучаются из-за этого. У меня таких проблем нет. Да, бывает «ни выходных, ни проходных», но, несмотря на загруженность, я вырастила троих детей: дочь и двоих сыновей.
— Они пошли по вашим стопам?
— Ни один не пошел. Но они выросли в театре. В детстве даже выходили на сцену – играли небольшие роли. А сегодня это самые благодарные зрители, и вот уже внучка с большим удовольствием приходит на спектакли.
— Что для вас сегодня самое важное?
— Хочу, чтобы наш театр процветал, и его любили зрители. Нужно создавать условия, комфортные для артистов и сотрудников. Чем больше профессионалов у нас будет, тем сильнее станут наши спектакли.
— Я делаю вывод, что вы не хотите никаких потрясений в театре.
— Никаких революций, только поступательное движение. Ведь смысл нашей работы состоит в развитии гармоничной, всесторонней личности по обе стороны театрального занавеса. Что не делается по щелчку. Это планомерный, скрупулезный и долговременный труд.
Спасибо за интервью, Ирина Николаевна. Удачи вам!
— Спасибо, ждем всех на наших спектаклях.
Визитная карточка
Ирина Николаевна Репина – директор Краснодарского академического театра драмы имени М. Горького.
Имеет большой опыт работы на руководящих должностях в учреждениях культуры и искусства Краснодарского края и Адыгеи:
Адыгейский областной драматический театр им. А.С. Пушкина (1989-1994) – главный администратор; заместитель директора.
Адыгейский Камерный музыкальный театр (1994-1998) – заместитель художественного руководителя; директор.
Центральный концертный зал Кубанского казачьего хора (2001-2007) – директор.
ГАУК КК «Агентство культуры и искусства» (2007-2013) – директор.