Выпуск №84 (4787)

Свежий выпуск

29 октября 2020

Константин МОХОВ: «Мы находимся в бесконечном творческом процессе»

Нынешний сезон у Краснодарского краевого театра кукол – юбилейный. Театр отмечает свое 75-летие. Хотя точно не известна дата основания культурного учреждения, его история ведется с апреля 1939 года.

Это время, когда в архивных документах впервые появляются сведения о нем как о профессиональном творческом объединении. Кстати, в этом году у театра еще одна юбилейная дата: десять лет, как его возглавляет художественный руководитель, заслуженный деятель искусств Кубани Константин Николаевич Мохов. Сегодня в театре работает замечательная, а самое главное – профессиональная команда, которую худрук сплотил вокруг себя и с которой решает самые сложные творческие задачи. В театр вернулся успех, театр любим в городе и крае, а аншлаговые залы этому прямое подтверждение.

– Константин Николаевич, в этом году театр кукол отмечает свое 75-летие. Что для Вас и Вашего коллектива значит эта дата?

– Юбилей – это всегда рубеж, когда можно оглянуться назад и подвести некоторые итоги. А также ответить на ряд вопросов: что сделано за последние десять лет, в правильном ли направлении мы движемся, какие ощущения у людей в профессии? Хотя я всегда ловлю себя на мысли, что в театре окончательные итоги подвести невозможно. Дело в том, что мы находимся в таком бесконечном творческом процессе, который никогда не завершается и не имеет границ.

– Но есть же какие-то вещи, от реализации которых получено удовлетворение и есть то, что пока не удалось воплотить жизнь?

– Наверное, об этом нужно в большей степени спрашивать у членов нашего коллектива – у актеров, художников, всех сотрудников. Потому что сверху все видится немножко не так, как есть на самом деле. Хочу признаться, что десять лет назад мы начали даже не с нуля, а, если можно так сказать, с Марианской впадины. Только для того, чтобы выйти в ноль, понадобилось года три-четыре. Когда начинали строить репертуар, прежде всего, конечно же, детский, то ставили такие задачи: он должен быть качественным, уникальным, высокохудожественным.

В целом эти десять лет ушли на то, чтобы коллекционировать коллектив, создавать репертуар, создавать само здание театра – оборудовать его по последнему слову техники и по самым высоким эстетическим принципам, чтобы было приятно входить в этот Дом, чтобы хотелось возвращаться сюда снова и снова. И с этой точки зрения, я считаю, сделано очень многое.

– Давайте поговорим конкретно о репертуаре. Сколько сейчас в нем названий? Как часто он обновляется?

– Названий в репертуаре много: более тридцати. Обновляется часто, ежегодно мы привносим в него три новые постановки. В этом сезоне зрители уже могли побывать на премьере спектакля «Царь-Пузан», который был сделан питерским режиссером – лауреатом национальной премии «Золотая маска» и высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит» Петром Васильевым. Также «Тростниковая шапка» (спектакль по пьесе Юрия Сидорова и Ирины Уваровой поставил Константин Мохов, – Авт.). И вот сейчас готовится к сдаче «Веселая деревня». Этот спектакль по моей пьесе – о преодолении одиночества, об обретении смысла жизни – для самых маленьких наших зрителей. Его премьера состоится 20 декабря.

– Маленькие зрители, наверное, не знают еще в полной мере, что такое одиночество?

– Уверяю вас, они знают гораздо больше, чем мы думаем. И намного острей, глубже чувствуют одиночество. К примеру, мама ушла на работу, и ребенок переживает одиночество так сильно, как мы не можем. Потому что это происходит, может быть впервые. Казалось бы мелочь, на самом деле это очень глубокое и важное переживание для ребенка – повод не важен, важна его глубина. И потом преодолевать одиночество им приходится каждый день.

– Как и нам всем…

– Абсолютно, как и нам всем… Мы все одиноки, но в детстве и в старости люди чувствуют одиночество гораздо острей. Увы, понимание подобных вещей приходит с возрастом.

– Насколько критично вы оцениваете репертуар театра? Есть ли что-то, что еще предстоит в него привнести?

– Что касается детского репертуара, то создана основа – прочная и качественная. Создано нечто большее – индикатор качества. Здесь уместно вспомнить слова Марка Захарова: «Какие спектакли я ставлю? По-моему, очень хорошие, иногда просто хорошие. Иногда средние, посредственные и даже удовлетворительные. Иногда я даже ставлю спектакли, о которых можно сказать: «Так себе». Ниже этого определения, мне думается, я все-таки не опускаюсь...». Если продолжать эту мысль – очень важно театру понимать, ниже чего опускаться категорически нельзя. По-моему, мы этот индикатор для себя выработали.

Стоит вспомнить еще и цитату Станиславского: «Для детей, как для взрослых, только лучше»… Вот мне кажется, это мы очень и очень стараемся делать. Если говорить о том, чего нет и что является основной задачей на ближайшие годы, – это создание взрослого репертуара. По нему скучает зритель, спрашивает о спектаклях для взрослых. В этом смысле в нашем репертуаре появился два года назад пробный камень – спектакль «Игры сновидений». Но в работе еще несколько названий, и мы будем активно трудиться над созданием взрослого репертуара.

– Расскажите, пожалуйста, об актерах – о мастерах театра и о тех, кто только начинает свой творческий путь.

– В последнее время к нам пришло несколько молодых актеров. Это Александр Куча, Ольга Колосова, Валерия Подвойская, Полина Стрижакова.

Молодая энергия – это всегда замечательно. Кто-то уже успел влиться в общий творческий процесс – как Александр Куча и Ольга Колосова. У них есть роли в нескольких спектаклях, то есть свой, пусть небольшой, но репертуар. Хотя Саша Куча всего год служит в театре. Оля Колосова и того меньше. Пару месяцев назад пришла еще молодежь. Она пока негде не занята. Мы их разминаем, готовим. У Полины Стрижаковой в ближайшее время будет ввод в «Игры сновидений» на одну из главных ролей.

Вообще актерство – дело молодое. Потому что требует огромных затрат энергетических, мозговых, душевных, что подвластно прежде всего молодости.

Но у нас замечательное среднее поколение. Это заслуженная артистка Кубани Анна Сезоненко, актеры Виталий Лобузенко, Дмитрий Часовских, Евгений Суманеев. Удивительное старшее поколение – заслуженная артистка России Валентина Ивановна Головушкина, заслуженный артист Кубани Раваши Шамуилович Шамуилов

Что касается балласта – то его у нас просто нет. И это выгодно отличает нас от многих театров. Я стараюсь все-таки раскрывать людей, если они со мной работают, и чтобы у каждого был свой хотя бы и маленький, но бенефис.

Возвращаясь к вопросу о том, что удалось, а что нет, мне думается, удалось самое трудное – это коллекционирование коллектива – по человеку, по душе. И эти люди действительно будут работать очень-очень долго.

– Это касается труппы, а вообще коллектива, который работает в театре?

– То же самое я могу сказать обо всем коллективе, о работниках каждого цеха – бутафорах, технических работниках, осветителях, звукорежиссерах, бухгалтерах, водителях. Все они люди проверенные, высокопрофессиональные и замечательные.

– В ноябре исполнилось десять лет, как вы возглавляете театр. Какие задачи изначально Вы перед собой ставили и с какими трудностями Вам пришлось столкнуться?

– С самого начала у меня было огромное желание создавать свой театр, свой Дом. До этого около 12 лет много ездил по России – ставил спектакли. Работал режиссером в краснодарском драматическом театре и в ТО «Премьера». Были большие проекты и в нашем городе, и по стране. Но очень хотелось направить свои усилия в одно русло.

Что касается трудностей, то самое сложное – это выстраивание человеческих, профессиональных взаимоотношений.

Конечно, огромное спасибо нужно сказать министерству культуры Краснодарского края, вице-губернатору Галине Дмитриевне Золиной, нашему губернатору – Александру Николаевичу Ткачеву – за всемерную поддержку и помощь в решении проблем.

– Сейчас Вы взяли на себя еще и функции директора. Трудно?

– Нелегко, конечно. Но куда деваться. Работа есть работа, и ее надо выполнять. Это дисциплинирует, заставляет по-другому распределять время, действовать быстрей.

– За последние годы театр был отмечен дипломами на «Театральном олимпе» в Сочи и на других театральных фестивалях. Вы придаете этому значение?

– Нет, не придаю. Мне кажется, что сейчас такое время, когда театру может быть даже полезно закрыться, как монастырю, и тихо, но честно делать свое дело. Перед любым, особенно творческим организмом есть всегда два пути – я про это ставил в свое время спектакль «Черная курица». Первый путь – путь внутреннего самосовершенствования. Он не броский и для внешних глаз он очень скрытый. Это путь внутренней работы. А есть путь внешней славы и видимых побед, – но он может привести к тупику, к выхолащиванию самого важного. Спектакль «Черная курица» был про предательство собственного дара. Ведь это самое важное – не предать собственный дар – а я это вижу часто сегодня у тех, кто занимается театром профессионально.

– Как вы будете отмечать юбилей?

– 28 ноября покажем спектакль «Игры сновидений». Также в этот день состоится праздничный вечер в формате театральной гостиной, где соберутся самые близкие наши друзья для душевного разговора, поздравлений.

Врезки:

У истоков создания первого на Кубани театра для детей стоял Самуил Маршак. 18 июня 1920 года в помещении Екатеринодарского драматического театра состоялся спектакль для детей «Летающий сундук». Именно эта постановка положила начало детскому театру в городе Екатеринодаре.

В 70-е годы театр обретает огромную популярность в городе, становится известен в стране, он поистине входит в пору творческой зрелости.

В 1997 году театр выезжает на гастроли в Германию, а на Всемирном фестивале театров кукол в Праге получает Гран-при.

Здесь может быть ваша реклама
Оставьте заявку и наши менеджеры свяжутся с вами
Или вы можете посмотреть наше предложение