«Лента» оценила себя как «Магнит»

 

Ритейлер «Лента» объявил об IPO. Организаторы размещения рассчитывают, что покупатели согласятся заплатить за бизнес компании по мультипликаторам, близким к лидеру рынка — «Магниту» Крупный российский ритейлер «Лента» объявил о намерении разместить свои глобальные депозитарные расписки на Лондонской фондовой бирже. После этого ритейлер собирается получить листинг и в России, на Московской бирже, говорится в сообщении «Ленты».

Продавцами выступят нынешние акционеры компании — группа TPG (сейчас владеет 49,8% ритейлера), Европейский банк реконструкции и развития (21,5%), VTB Capital Private Equity (11,7%) и миноритарии. Организаторы размещения — Credit Suisse, JPMorgan, «ВТБ капитал», Deutsche Bank и UBS. Они получили опцион, который позволит им приобрести до 15% размещаемых расписок «Ленты» по цене предложения для покрытия доразмещения (если оно будет).

Одновременно с объявлением об IPO «Лента» раскрыла финансовые результаты за 2013 г. Они впечатляют: выручка сети выросла на 31,3% до 144,3 млрд руб., EBITDA — на 28,9% до 16,4 млрд руб. У конкурентов выручка росла медленнее: «Магнит» нарастил продажи на 29,21%, X5 Retail Group — на 8,7%, «Дикси» — на 22,7%, «О’кей» — на 18,7%. Чистый долг «Ленты» на конец 2013 г. составил 39,83 млрд руб. (2,4 EBITDA).

Размер размещаемого пакета акционеры пока не определили из-за «непонятной» ситуации на рынке, говорит источник, близкий к участникам размещения. Ожидается, что объем размещения составит около $1 млрд, сообщил он, «размер пакета зависит от оценки компании».

Один из банков-организаторов оценивает бизнес компании (enterprise value, EV) в диапазоне $5,3-6,8 млрд, говорит источник, знакомый с материалами банка. Размещено может быть около 25% компании, акционеры пока не установили размер продаваемого пакета акций, подтверждает он, их цель — привлечь от $1 млрд. Другой организатор — «ВТБ капитал» оценивает «Ленту» в $5,291-6,185 млрд, сказано в материалах инвестбанка (есть у «Ведомостей»).

Таким образом, по нижней границе, установленной двумя банками, «Лента» может быть оценена в 10,6 ЕBITDA (в пересчете на доллары по среднему курсу за 2013 г. она составляет порядка $500 млн). Это близко к мультипликатору лидера рынка — «Магнита»: по консенсус-оценке Bloomberg, показатель EV/EBITDA «Магнита» за прошлый год составляет 12,39, в 2014 г. — 10,26. У ритейлера «О’кей», также специализирующегося на гипермаркетах, показатель EV/EBITDA за 2013 г. — 9,16, за 2014 г. — 7,8.

Олег Попов, управляющий портфелем «Альянс Росно», отмечает, что в данный момент, может быть, это «немного завышенная оценка». Но если проводить размещение позже, рассуждает он, то рынок может восстановиться благодаря ожидаемой коррекции рубля и восстановлению глобальной экономики, наметившемуся с середины прошлого года. Сейчас, продолжает он, «Лента»проводит встречи с инвесторами и оценивает их спрос, в случае неудовлетворительного спроса организаторы всегда могут или скорректировать оценку, или отложить размещение.

У “Ленты” амбициозные планы. “ВТБ капитал” пишет, что ритейлер может открывать по 25 гипермаркетов и по 22 супермаркета в год; в 2014-2018 гг. это даст среднегодовой прирост торговых площадей на 21%, выручки — на 27%, EBITDA — на 23% при ее рентабельности в 10%. “Такие планы по росту делают компанию самым агрессивным российским гипермаркетом в среднесрочной перспективе”, — говорится в материалах банка. В 2013 г. “Лента” открыла 21 гипермаркет, в 2014 г. обещала открыть не менее 24 новых гипермаркетов и 15 супермаркетов.

Основные риски ритейлера — задержка открытий гипермаркетов, ухудшение экономики в уже работающих магазинах и недостижение заявленных уровней централизации логистики (с сегодняшних 40% до 60%), сказано в материалах “ВТБ капитала”. Сейчас компания владеет 90% недвижимости, ожидается, что этот показатель снизится до 75% к 2018 г.

“Ленте” будет сложно избежать вопросов: инвесторы хорошо помнят случаи, когда российские ритейлеры не достигали заявленных целей, считает старший аналитик Райффайзенбанка Наталья Колупаева: “Есть история „Магнита“, который достигает цели, названные инвесторам, а есть другие примеры…” “Строительство гипермаркетов — капиталоемкий процесс. Кроме того, есть специфичные риски для этого формата, связанные с административными процедурами для получения всех необходимых документов и согласований”, — говорит аналитик. Но при этом “Лента” — уже заметный и сильный игрок рынка и может продолжать укреплять позиции, что зависит от эффективности менеджмента, полагает эксперт.