Мастер витража Анатолий Тамаков: Работа у нас сложная, филигранная

Красивые и разнообразные цветовые сочетания в интерьере призваны не только выразить индивидуальность, но и создать неповторимое пространство, отражающее индивидуальность жильцов. Каким может быть помещение, рассказал «Кубани сегодня» мастер витража Анатолий Тамаков.

Сделай себя сам

— Анатолий, с чего начался ваш творческий путь?

— Закончил КубГТУ, по специальности я инженер-механик, голова с руками всегда дружила. Всегда любил мастерить руками всякую мелочевку. Ходил на экскурсии на аэродром, в надежде найти ненужные авиаприборы, которые пришли в непригодное состояние, их отдавали для разборки. Интересно было, как они работали. Обстоятельства складывались так, что хобби перешло в свой бизнес.

До этого работал сборщиком витража в мастерской Игоря Степанова, которого считаю своим первым учителем. Проработал два–три года, потом окунулся в инженерную стезю. Был шеф–монтажником птицеводческого оборудования для выращивания бройлеров, потом трудился в техническом отделе дефектоскопии. Через время все это перестало быть интересным, работал, как многие наемные сотрудники, от рассвета до заката. Не было никакой творческой реализации, возможности дополнительных заработков, и самое главное — свободы! Не мог выделить ни одного дня посреди недели для отдыха с семьей. Руководство меня бы не поняло!

Спустя пятнадцать лет работы в собственном бизнесе выстроил взаимодействие со своими подчиненными по нескольким критериям: обеспечиваю объемом работ, согласовываю время работы так, что нашим специалистам было комфортно, и это влияет на продуктивность всего процесса. Для меня важно, чтобы люди были довольны всем процессом и мотивированы оплатой труда. В нашей мастерской работает всего четыре человека: я, два сборщика и художник, трудимся слаженно, в удовольствие.

Роскошный выбор

— Витраж в Краснодаре большая редкость. Кто чаще всего к обращается к вам в мастерскую?

— Да, это так. В Краснодаре витражей крайне мало. Композиции представлены только в ЗАГСах, в переходах на лестницах между помещениями на факультеты в КубГУ. Вообще, как-то так повелось, что традиций витража в России не заложили. Посмотреть витражные работы можно в Москве и Санкт-Петербурге, в оформлении фасадов зданий отражались веяния Европы. Там придавали большой вес профессионализму исполнителей и старались уделить внимание созданию атмосферы здания.

Делал витраж в храме-часовне, расположенной в станице Тбилисской. Заказывал работу меценат, который передал потом здание в пользование Русской православной церкви. Витражи хоть и небольшого размера, но очень интересные по композиции. Проектировал эту работу известный в Краснодарском крае Федор Афуксениди, разбирающийся в художественных тонкостях церковного интерьера, создающий картины гармонично и выразительно.

Основные мои клиенты — это люди с достатком выше среднего. У них большие квартиры с классическим интерьером или частные дома, в которых большим спросом пользуется витраж вдоль лестниц, окна между первым и вторым этажами, окна в ванной комнате, межкомнатные двери, защищающие от посторонних взглядов спальни. Витраж — это элемент декоративного оформления, предназначенный на века, если он грамотно создан, спроектирован и установлен. Все это мы делаем, ставя в приоритет безопасность и качество наших изделий.

Клиенты находят нас в соцсети, на сайте, они точно знают, чего хотят. Обычно это люди, которые видели витражи не раз в европейских соборах или у друзей, хотят наслаждаться интерьером. Обращаясь к нам, они рассказывают о своих желаниях. Художник предлагает композицию, потом цветовое решение в эскизе.

Гармония и спокойствие

— Анатолий, вы корректируете желание клиента, если его желание невозможно воплотить в жизнь?

— Если клиент хочет буйство красок, должен понимать, что это на эскизе будет смотреться, а в интерьере будет давить. Чаще всего, выбирают пастельные тона. Чем более активное стекло, тем его по площади должно быть меньше. Хороши яркие акценты, разбавленные прозрачным. Темные тона на полутораметровом полотне будет смотреться неестественно. Витражная работа, сделанная с любовью, передает хорошую энергетику, заряжает людей. Витраж должен нести гармонию. Чаще всего наши заказчики не хотят двухметровых попугаев или цветных полос на весь фасад. Они хотят подчеркнуть уникальность, индивидуальность интерьера. Работа корректируется до момента пайки. Потом подбирается комплект стекол и устанавливается стекло.

— Какой у вас был самый длительный по времени изготовления проект?

— С витражом «общаюсь» от двух недель до года. Самый сложный проект — двадцать пять квадратных метров огромных арочных окон два на шесть каждое — делал в особняке под Краснодаром. Только две недели три художника рисовали для них картон — полноразмерный эскиз с тенями. Девяносто девять процентов расписных стекол. Очень сложная работа, и, как обычно в таких вещах, не хватает времени, чтобы сделать все идеально. Потом смотрю и сам себя критикую, понимая, что нет предела совершенству.

Технические характеристики витража уступают плоскому стеклу такого же размера. Именно поэтому советую лучше предусмотреть одно стекло как защиту, а второе — как несущую эстетическую составляющую. Прочный стеклопакет будет служить более длительное время!

Прибыль должна оставаться в России

— Со стеклом каких производителей вы работаете?

— Хороший вопрос. Надеюсь, что мой ответ будет услышан бизнесменами, которые хотят вложить деньги в прибыльное дело. Все активы еще до СВО надо было переводить в Россию. Деньги в стране есть, и надо увеличивать отечественное производство в разных сферах, в том числе и производство стекла.

Раньше был Брянский завод, который выпускал светофильтры для светофоров и основное количество витражного стекла, которым пользовались художники в СССР. Сейчас это стекло называется StarGlass, но работа завода остановлена, распродаются складские остатки. В моей мастерской есть запас, но и он будет исчерпан. Вес в художественной работе отечественного стекла низок. Оно одноцветное и просто отлитое в массе.

Сначала был лучшим американский производитель, его вытеснили с рынка в Мексику, он использовал дым, переходы, растяжки, пузырьки, прочие эффекты, делающие стекло интересным. Стоимость стекла из США выросла за десять лет в разы, переписывался с ними, объясняя, что стоимость сильно завышена и могут возникнуть трудности с приобретением. Мне ответили, что их производство более сорока лет работало в убыль и им надо это восполнить. На третьем месте по качеству — китайское.

Уверен, что мастера витража с радостью будут пользоваться материалами российского производства, которые есть в небольшом количестве в Подмосковье, где есть песчаные карьер и находятся редкоземельные металлы. Из них делают цвет для стекла, если установить плавильные печи. Например, «Гусь хрустальный», производящий хрусталь по своей технологии, близкой к производству витражей.

У нас много полезных ископаемых, которые востребованы для цвета в работе с витражным стеклом. И это было бы хорошим вложением. Эта ниша пока не занята.

Витражи Тиффани

— В чем отличие вашей мастерской от конкурентов?

— Мы открыты для сотрудничества, готовы учиться и делиться наработанным опытом. В нашей сфере конкуренция не велика. Работа сложная, филигранная. Направление витражной мастерской — производство работ в технике Тиффани, которая была изобретена более ста лет тому назад Луисом Комфортом Тиффани.

В современности используются мотивы, заложенные основателем, часто стекла расписывают, потом закаляют в печах, установленных в мастерской.

СПРАВКА
Черпающий вдохновение в ярком разнообразии мира природы с его цветами, листвой, плодами и насекомыми и в многообразии американских ландшафтов, Луис Комфорт Тиффани был известен своими органичными творениями. В его талантливых руках гранаты превращались в ягоды с листьями, покрытыми зеленой эмалью, опалы в виноградных мотивах напоминали о беседках Новой Англии, увитых зеленью, а черные опалы, демантоиды и платина становились дорогостоящим украшением.

Классический витраж — это набор разноцветных стекол, собранных в одну картину. Их изготавливают поэлементно, мозаично. Кусочки цветного стекла оборачиваю медной фольгой, затем выкладывают весь витраж, а затем спаивают оловянным припоем в единое изделие. Эта техника позволила создавать разнообразные абажуры для ламп, известные как светильники тиффани.

Витраж в технике тиффани создается только при помощи стекла различных оттенков, он практически полностью монолитен. Это отличает его от других моделей, которые изготавливаются техникой сборной мозаики. Это требует безупречной работы и строго соблюдения технологического процесса.

Эскиз должен быть грамотным, чтобы можно было осуществить технологу и сборщику. Витраж не должен брать на себя нагрузку. Дизайном это может быть обосновано, но при эксплуатации не выдержит. Должен быть сделан по определенным правилам. Большой список, как не должно быть, и только одно, как должно быть! Никаких «сойдет» не принимается, работа должна быть качественной.

Лучше, если нет строгого дедлайна, и клиент доверяет. Тогда работа может отлежаться, и время позволяет увидеть творение новым взглядом. Не помешает конструктивная критика от художников, просто людей, обладающих творческой жилкой. Все замечания учитываются, и работа приобретает лучший вид.

Всему свое время

— Ваши дети готовы идти по вашим стопам?
— Дети приходят в мастерскую, где создана обстановка, располагающая к творчеству. Пока, в силу возраста, они не видят будущего в занятиях, не ценят информацию. Раньше, чтобы ее найти, уходило много времени и сил, сейчас, благодаря сети Интернет, нужно пять минут. Они не думают, что занятия витражом могут стать делом жизни. Это не представлял даже я, сначала делая мелочевку: бижутерию (серьги, кольца), зеркала, подсвечники. Начинал с подарков друзьям—зеркало—обрамление—витраж.

— В ваших соцсетях периодически публикуется информация о проведении мастер-классов. По какой причине вы их проводите?

— В Краснодаре не учат мастеров витража. Площадь мастерской со временем увеличилась, и появилась возможность делиться опытом с теми, кто хочет учиться. Это удовольствие не из дешевых, но придет именно тот, кто в этом заинтересован. За неделю можно освоить редкую и интересную профессию, приобрести оборудование и начать работать. Конкуренции я не опасаюсь, многие коллеги закрыли мастерские из-за нерентабельности. Но дело нужное, интересное, и хочется, чтобы оно росло и развивалось!

Подготовила Марина ЛЬВОВА.

Продолжая пользоваться этим сайтом, вы соглашаетесь с политикой обработки персональных данных, а также с тем, что элементы сайта могут использовать cookies и другие аналитические данные.