Незаконные решения суда могут погубить крупнейший логистический проект в Ростовской области

Четвертый год идут тяжбы между АО «ФТ Транс Ойл» и ОАО «Азовский завод кузнечно-прессовых автоматов». Предмет спора — железная дорога, проложенная первой компанией, на которую теперь претендует вторая.

Гладко на бумаге

Еще в декабре 2010 года между АО «ФТ Транс Ойл» и филиалом ОАО «РЖД» — Северо-Кавказской железной дорогой был подписан договор. Речь в нем шла об субаренде земельного участка площадью 5192 квадратных метра в районе станции Азов в Ростовской области.

Это стало первым этапом осуществления амбициозного инвестиционного проекта по строительству крупнейшей в Южном федеральном округе железнодорожно-водной перевалочной базы.

Вполне понятно, что по закону, прежде чем приступить к строительству собственно базы, необходимо подвести к ней пути сообщения и связать объект с сетью железных дорог страны. Для этой цели и понадобился участок, который АО «ФТ Транс Ойл» взяло в субаренду у РЖД как монопольного арендатора всех железных дорог России.

Проблем не предвиделось, так как по всем документам на данном участке ничего, кроме редкого леса, не было.

Тем не менее, когда после подписания всех установленных законом документов и пройденных согласований «Транс Ойл» начал готовить место под трассу, обнаружились старые шпалы, ржавые рельсы и прочий мусор. Именно мусор, потому что нельзя назвать дорогой то, что никуда не ведет и к тому же поросло полувековыми деревьями.

С одной стороны, это существенно удорожает проект. С другой — существует процедура, по которой собственник этого хлама имеет возможность его забрать и распорядиться по своему усмотрению.

АО «ФТ Транс Ойл» опубликовало в местной газете информацию о находке с просьбой отозваться владельцев этих самых шпал — никого. Пришлось всё расчищать за свой счет, и подготовка участка затянулась почти на год.

Однако если взялись, то надо делать — плату за субаренду никто не скостит, да и проект сулил большие перспективы как для инвесторов, так и для территории.

В октябре 2015 года дорогу длиной 1533 метра после всестороннего исследования специально созданной комиссией (с участием представителя РЖД) приняли в эксплуатацию и поставили на государственный кадастровый учет под номером 61:45:0000304:629. Но трудности только начинались.

Выждать и отжать

Неожиданно появились претензии ОАО «Азовский завод КПА» — предприятия, едва дышащего на ладан. Суть их сводилась к тому, что новая дорога — это якобы реконструированный железнодорожный путь шестидесятых годов прошлого века, который принадлежал «кузнецам». К тому же, по заявлению заводчан, у «владельцев имущества» никто не спрашивал разрешения на ремонт путей.

Бредовость претензий сыграла злую шутку с «Транс Ойлом»: они просто сразу не приняли всерьез заявления «кузнецов», но вежливо попросили предоставить правоустанавливающие документы на те самые пути родом из шестидесятых. Бумаг не оказалось.

И кто бы мог подумать, что вскоре ОАО «Азовский завод КПА» подает иск в арбитражный суд с требованием, чтобы им не чинили препятствий в пользовании дорогой, которая построена «Транс Ойлом», на федеральной земле, взятой в субаренду у РЖД.

А суд иск удовлетворяет! Более того, затем по другому иску заводчан новую железнодорожную ветку снимают с кадастрового учета. Проект перевалочной базы встал.

Если описывать все фантасмагорические решения судов, которые принимаются уже на протяжении нескольких лет, трехтомник получится.

За это время «кузнецы» добыли документы, что они являлись собственниками железнодорожных путей. Это притом, что по закону единственным, кто может владеть железной дорогой, является государство. Данный эпизод даже стал предметом разбирательства полиции, и следователи нашли признаки уголовного преступления. Однако затем эти материалы каким-то непонятным образом затерялись.

Дело дошло до председателя Совета Федерации Валентины Матвиенко. Там, мягко говоря, опешили: как может то, что по закону нельзя приватизировать,— железная дорога оказаться в частных руках? Естественно, что никаких правоустанавливающих документов у ОАО «Азовский завод КПА» нет — это невозможно. А суды выносят решения, что есть. И никто ничего не может сделать. Даже Совфед.

То самое «дышло»

Судебная власть у нас независима. Кто считает иначе, перечитайте статью. Ей никто не указ, и в принципе это правильно. За единственным исключением, когда система правосудия не зависит от закона. Например, в данном деле позиция «Транс Ойла» подтверждена центнерами документов, десятками экспертиз, полностью отвечает нормам права — и ничего. Стоит недостроенная база, на которой могли бы работать сотни человек и кормить свои семьи. Налогов, понятное дело, тоже нет. Но самое страшное, что всё вышеописанное рушит в людях веру в закон. Получается, тот, кто захочет и будет знать нужные входы-выходы, может прийти и в любой момент забрать что понравилось. Может потому, что у Фемиды глаза завязаны? Посмотреть бы, не распахнуты ли карманы…

Игорь ПРИЛУКИН