Потребитель не всегда прав…

За сутки до вылета семья туристов отказалась от тура и потребовала от турагента вернуть деньги, считая, что стоимость тура должна быть возвращена в полном объеме, несмотря на выполненные турагентом обязательства по подбору и бронированию тура. Потребители были так уверены в своей правоте, что из стоимости тура в чуть более ста тысяч рублей требования к агенту в мгновение превратились в полумиллионный иск с учетом неустойки, морального вреда, услуги на юриста и т. п. Предложение туроператора о мирном урегулировании путем возврата 70% оплаченной стоимости было отвергнуто с решимостью победителя.
Вопреки ожиданиям потребителя, судебным решением в иске было отказано в полном объеме. Суд разъяснил: поскольку вина турагента, как и туроператора, в том, что поездка не состоялась отсутствует, заказчик вправе отказаться от договора в любой момент, но фактически понесенные расходы возместить исполнителю обязан. Учитывая, что расходы турагента равны 100% полученной от потребителя суммы, т. к. она перечисляется туроператору за приобретаемый тур, подобные иски к агенту не могут быть удовлетворены по природе.
Положительный результат в деле был достигнут благодаря внимательному отношению к деталям на досудебной стадии, правильному подходу к формированию доказательственной базы, в том числе электронной переписки, и в целом четкому следованию нормам Гражданского кодекса РФ, Закона о туристической деятельности и Закона о защите прав потребителей, который, вопреки сложившемуся убеждению, защищает не только потребителя, но и добросовестного продавца товаров, услуг.