Окружающий нас мир прекрасен и разнообразен. Он представляет огромный выбор возможностей для личностного и профессионального роста. Но в то же время современный мир полон сомнительных соблазнов и реальных опасностей, одними из которых являются наркотики. Поэтому нет никакого смысла рисковать своим здоровьем и попадать под влияние дурмана, что сгубить свою жизнь.
Важно знать, чтобы уберечь
Важно уберечь детей от пагубной привычки и сохранить им жизни. Для того чтобы справиться с этой непростой задачей и противостоять возникающим угрозам, родителям важно и нужно знать о причинах и ранних признаках наркотизации несовершеннолетних.
Каковы же основные причины потребления наркотических и психотропных веществ? Одна из основных причин — любопытство. Существует миф о том, что все в жизни нужно попробовать.
Почему-то эта фраза для многих обозначает «попробовать всё плохое» Нередко из любопытства подростки пробуют наркотики, а после, получив зависимость, приносят беду в семью.
Это была первая причина. Затем следует желание казаться более взрослым, неверные, искаженные представления о взрослении.
Третья причина — обратить на себя внимание родителей, близких людей. Кроме того, серьезные внутренние психологические конфликты, проблемы социализации, низкая самооценка, а также бунтарство как форма протеста против общепринятых норм и правил.
Еще одна из причин потребления дурмана — отсутствие занятости и неорганизованность досуга подростка.
Выявить можно и нужно
Родители могут выявить признаки потребления наркотиков без помощи специалистов. Если говорить о внешних признаках, это бледность или покраснение лица и кожных покровов, замедленная или ускоренная речь, потеря аппетита, нарушение координации движений, покраснение глаз, мутный взгляд или суженные зрачки, похудение, общее истощение и хронический кашель.
Есть и так называемые поведенческие реакции, о которых должны знать родители, дабы избежать беды. Это нарастающая скрытность подростка, уходы из дома, снижение успеваемости, прогулы занятий, смена круга общения, беспричинное возбуждение, вялость, безразличие, резкие смены настроения, нарушение памяти и внимания, изменение интересов, возросшая потребность в деньгах, пропажа из дома ценностей, неопрятный вид ребенка, частые телефонные звонки, особенно от незнакомых людей.
Родитель должен создавать так называемую общую реальность. Нужно идти в ногу со временем, чтобы понимать своего ребенка, его увлечения и поступки. Как это делать? Можно завести социальную сеть — и ребенок может в этом помочь.
Кроме того, желательно ходить вместе за покупками, проводить совместно выходные дни так, как интересно подростку. Например, заниматься спортом. Желательно дружить с друзьями своего ребенка, интересоваться их делами.
Родителю необходимо действовать через плюсы. Что это значит? Нужно подчеркивать то хорошее, что есть в подростке, выделять его честные и правильные поступки. Стараться игнорировать недостатки, незаметно корректируя их.
— Необходимо создавать «равноценный обмен» с ребенком. Другими словами, учить его не только брать, но и что-то отдавать взамен. Ребенок обязан понимать, что для получения желаемого он должен что-то сделать или чем-то поделиться.
И о помощи взрослые могут просить своих детей. Например, помочь по дому или разобраться с компьютерным программами. Так подросток будет чувствовать свой вклад в семью, будет понимать, что он ее часть.
Очень важный момент: как родитель ведет себя дома, так и ребенок будет вести себя в социуме: в детском саду, школе, в компании друзей. Нужно подавать подростку только хорошие и здоровые примеры,— считает краснодарский врач-нарколог Лидия Леднева.
По ее мнению, при воспитании ребенка важнейшим компонентом является именно пример взрослых. И нужно понимать, что именно родительские вредные привычки дают повод ребенку обвинить старших в неискренности.
Любой подросток хочет быть значимым, особенным и нужным. Именно родители могут помочь своему ребенку развить в себе положительные качества.
Когда подросток чувствует, что достиг чего-то и взрослые разделяют эту радость, то повышается уровень его самооценки, а это в свою очередь приближает ребенка к занятию полезными и важными делами, которые значимы и для старших.
— Родители должны доказать своему ребенку, что он уникален. Но не захваливать и не сравнивать с другими подростками, ругая их. Ребенок должен знать, что он что-то умеет делать хорошо. И для родителей это важно,— считает врач-нарколог.
Если пришла беда
Многие родители боятся огласки и закрывают глаза на первые факты потребления наркотиков или других одурманивающих веществ своими детьми. Это одна из самых распространенных ошибок взрослых.
Даже одна проба может привести к отрицательным последствиям для здоровья человека. Например, вызвать психоз или привести к крайне тяжелому отравлению, развитию болезней печени, сердца или почек. Зачастую подростки не понимают, что всего одна проба наркотика может привести даже к летальному исходу.
Как говорят эксперты, действие наркотиков во многом зависит от дозы, и она различная в разных участках мозга. Эффект тех или иных видов наркотиков также неравнозначный. Употребление легкого неизбежно заканчивается переходом к тяжелому.
Привыкание к сильнодействующим наркотическим средствам обычно сочетается с пристрастием, то есть с непреодолимым стремлением любителя дурмана прибегнуть к новому приему этих препаратов. При повторном введении таких веществ в организм у человека возникает временное улучшение самочувствия. Но это ощущение быстро улетучивается — наступает в буквальном смысле страшное похмелье.
Потребность в наркотиках не проходит и даже не уменьшается. Мало того, она возрастает: возникает психическая и всё возрастающая зависимость от наркотика.
По статистическим данным, время от начала приема наркотиков до смерти при отсутствии клинического лечения не превышает десяти — пятнадцати лет. Поэтому пожилых наркоманов не бывает.
К факторам, способствующим началу приема наркотиков, относится одобрительное отношение со стороны друзей к приему запрещенных препаратов, неблагополучная окружающая среда и, конечно, безразличное отношение родителей к интересам ребенка.
Не стоит забывать о том, что до шести лет мать является для ребенка неоспоримым авторитетом, с шести до двенадцати лет отец — кумир и наставник. После двенадцати лет подросток ищет наставника на стороне. И кого он найдет? Того, кто популярен в его среде. Того, на кого хотят равняться сверстники. И хорошо, если этот кумир добропорядочный человек, ведущий здоровый образ жизни, а не тот, кто ведет безмятежную жизнь. Поэтому только открытое и дружеское общение родителей с ребенком не заставит подростка обращаться к сторонним советчикам.
Ценить каждую минуту
Нужно ценить каждую минуту, вести здоровый образ жизни и не растрачивать себя на сомнительного рода пристрастия в виде потребления веществ, которые могут одурманить.
По этому поводу есть небольшая притча.
Отец, обеспокоенный тем, что сын растрачивает свою юность, пригласил его на прогулку. Был ясный безветренный день. Когда они пришли к озеру, отец обратился к сыну:
— Посмотри на весь ландшафт — и небо, и солнце, и горы отражаются в воде.
Окунув руку в озеро и стряхнув капельки воды с пальцев на землю, он предложил сыну посмотреть на одну из них: в ней также отражался весь ландшафт.
— То же происходит и со временем,— продолжал отец. — Одна минута обладает всеми свойствами всей твоей жизни. Она есть макрокосм, отражение целого твоего дня, а один день есть микрокосм. Поэтому ты должен ценить каждую минуту этой жизни.
Что делать?
Что делать родителям, если возникли подозрения в том, что ребенок, образно говоря, ступил на скользкий путь?
По мнению врача-нарколога Лидии Ледневой, взрослым необходимо удержаться от проявления первых негативных эмоций. Не нужно ругаться, угрожать, наказывать ребенка, применять к нему физическую силу. Это может оттолкнуть подростка. Но нельзя откладывать решение этой проблемы и не стоит впадать в панику, потому что она не лучший помощник. Нужно помнить, что данная ситуация поправима, если взрослые отнесутся к ней спокойно и обдуманно.
Не нужно терять времени на нравоучительные беседы. Лучше поддержать подростка, показать ему, что родители проявляют внимание и заботу. Поговорить доверительно с ребенком, убедить его в том, что взрослые действуют в его интересах, любят его и искренне хотят ему помочь.
И еще. Ситуацию необходимо широко обсудить в семье, выработав единую позицию. Нельзя бороться в одиночку и допускать самолечение.
Ребенок должен понимать, что за него жизнь никто не проживет: ни родители, ни педагоги, ни кто-нибудь другой. Поэтому взрослые должны дать им понять, что здоровье детей в руках самих же детей. И помнить о том, что наркотические вещества лишают надежды, радости, свободы, а главное, лишают человека жизни. Были великие и талантливые люди, которые стали наркоманами. Но нет на свете такого наркомана, который стал бы великим.
Шаги к успеху
Вредные привычки и здоровый образ жизни несовместимы. Они не могут вместе уживаться и пересекаться. Человеку придется выбирать между долгой и благополучной жизнью и смертью в тридцать — сорок лет.
Как научиться вести здоровый образ жизни? Главное — сделать первые шаги, которые приведут к успехам в жизни.
Первый шаг — это желание. Второй шаг — начинать жить без вредных привычек нужно не завтра, а сегодня. Третий шаг — составить список вредных привычек и каждый день избавляться по одной из них. Четвертый — все неприятности воспринимать с улыбкой. Пятый шаг — активно заняться физкультурой.
Делая каждый последующий, шаг стоит помнить, что сегодня в моде крепкое тело и лицо, которое сияет здоровьем. И никаких наркотиков! Отношение к наркотикам должно быть однозначным и категоричным: им не должно быть места в нашей жизни.
Михаил МИШИН
фото: minzdrav.krasnodar.ru