Сессия ЗСК: бюджет, медицина и инфраструктура Кубани

В Законодательном Собрании Краснодарского края состоялось очередное, семидесятое пленарное заседание. Сессия прошла под председательством руководителя регионального парламента Юрия Бурлачко. В пленарном заседании приняли участие руководитель территориального управления Минюста России Игорь Бабаев, председатель Контрольно-счетной палаты края Сергей Усенко. В повестке сессии было порядка сорока вопросов.

Приоритеты бюджета

Первым депутаты рассмотрели внесенный Губернатором Кубани Вениамином Кондратьевым законопроект о бюджете края на 2026 год и на плановый период 2027 и 2028 годов.

Подробную информацию о законопроекте парламентариям представил исполняющий обязанности министра финансов региона Александр Кнышов. Он отметил, что подготовленный к первому чтению документ предусматривает объем доходов на уровне 544,5 миллиарда рублей, расходов — 547 миллиардов рублей.

Приоритетом расходов бюджета остается социальная сфера: на 2026 год предусмотрено 369 миллиардов рублей, или более 67 процентов от общего объема расходов.

В бюджете края заложено повышение заработной платы работников бюджетной сферы отдельных категорий в соответствии с указами президента России на 10,1 процента, а также индексация на четыре процента оплаты труда остальным работникам бюджетной сферы, социальных выплат и стипендий, расходов на обеспечение питанием и медикаментами и на оплату коммунальных услуг.

При этом не только сохранены, но и расширены меры социальной поддержки граждан. Увеличена с первого января 2026 года еще на пять тысяч рублей ежемесячная доплата учителям школ и педагогическим работникам детских садов.

На реализацию двадцати восьми государственных программ в 2026 году направляется 507,6 миллиарда рублей, или 92,8 процента всех расходов.

В ходе обсуждения законопроекта свое мнение о нем высказали руководители парламентских фракций. Лидер коммунистов в ЗСК Павел Соколенко отметил, что бюджет достаточно напряженный и в целом отражает тенденции социально-экономического развития края. Вместе с тем депутат заметил, что в представленном к первому чтению документе оптимизированы отдельные расходные статьи. Фракция также обозначила ряд предложений и воздержалась при голосовании по законопроекту.

Руководитель фракции партии «Справедливая Россия» Денис Хмелевской выразил поддержку представленному законопроекту. Он добавил, что фракция подготовила свои предложения и большая их часть в нем уже учтена. В поддержку документа высказался и Иван Тутушкин, возглавляющий фракцию ЛДПР, также обозначив пакет предложений.

Озвучивая позицию фракции «Единой России», депутат Иван Артеменко отметил, что параметры краевого бюджета на предстоящий бюджетный цикл в целом оцениваются как реалистичные и обоснованные. Прогнозные значения по собственным доходам определены с учетом динамики основных показателей базового варианта прогноза социально-экономического развития Краснодарского края. По словам Ивана Артеменко, фракция поддерживает документ, но отмечает и наличие резервов поступлений по отдельным доходным источникам. Речь о них, в частности, шла во время парламентских слушаний, прошедших накануне.

Состоявшуюся дискуссию прокомментировал руководитель краевого парламента.

— Большинство парламентских фракций поддержали проект бюджета. Вместе с тем прозвучавшие сегодня предложения предлагаю детально рассмотреть на заседании профильного комитета Законодательного Собрания с привлечением представителей политических партий, налоговой службы, Контрольно-счетной палаты, экспертов. При этом все выдвинутые предложения должны быть четко сформулированы и аргументированы,— сказал Юрий Бурлачко, дав соответствующее поручение.

Законопроект был принят парламентариями в первом чтении.

Достаточное финансирование

Депутаты ЗСК в первом чтении также приняли бюджет Территориального фонда обязательного медицинского страхования Краснодарского края на 2026 год и на плановый период 2027 и 2028 годов.

По словам директора Территориального фонда обязательного медицинского страхования Краснодарского края Надежды Губриевой, его доходы на 2026 год запланированы в сумме более 135 миллиардов рублей, на 2027 год — свыше 153 миллиардов рублей, на 2028 год — порядка 165 миллиардов рублей. Рост доходов на 2026 год к бюджетным назначениям нынешнего года составит четыре процента. Данные средства пойдут на реализацию необходимых мероприятий, в том числе на финансовое обеспечение региональной территориальной программы обязательного медицинского страхования.

Бюджет фонда в целом сбалансирован по доходам и расходам. Им устанавливается и общий размер нормированного страхового запаса фонда. В его рамках запланированная на 2026 год сумма в размере более 43,5 миллиарда рублей будет направлена на оплату стоимости помощи, оказанной медицинскими организациями Краснодарского края лицам, застрахованным на территории других субъектов Российской Федерации, финансовое обеспечение мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медработников по программам повышения квалификации, а также на приобретение медицинского оборудования и проведение его ремонта, софинансирование расходов медицинских организаций на оплату труда врачей и среднего медперсонала.

Комментируя принятое решение, председатель ЗСК Юрий Бурлачко отметил, что от объема финансового наполнения регионального фонда напрямую зависит то, каким образом в ближайшее время в крае будет выстраиваться работа по реализации мероприятий базовой программы обязательного медстрахования и поддержке системы здравоохранения в целом.

— Это один из безусловных приоритетов совместной деятельности федеральных и региональных властей, позволяющих выполнить перед людьми немаловажную часть социальных обязательств. Ожидается, что доходная часть ТФОМС ощутимо вырастет. И в первую очередь — за счет федеральных субвенций, объем которых будет увеличен. Это следует из закона о бюджете Федерального фонда обязательного медстрахования на 2026 год и на плановый период 2027 и 2028 годов, принятого Государственной Думой во втором чтении буквально на днях. Это станет хорошим подспорьем для дальнейшего развития региональной системы здравоохранения,— считает Юрий Бурлачко.

Улучшить придорожную инфраструктуру

В ходе сессии были одобрены поправки к региональному закону «Об автомобильных дорогах, расположенных на территории Краснодарского края».

Как объяснил председатель комитета ЗСК по вопросам ТЭК, транспорта, дорожного хозяйства и связи Иван Тутушкин, документом приводится в соответствие с федеральным законодательством краевой нормативный правовой акт. Изменения, в частности, нацелены на обеспечение качественной мобильной связи и доступа к Интернету, в том числе к цифровым системам, водителей и пассажиров на автодорогах. Предложено установить, что не только прокладка, перенос, переустройство, эксплуатация линий и сооружений связи, но и их строительство, реконструкция в границах полос отвода и придорожных полос автодорог осуществляются на основании законодательства о градостроительной деятельности с учетом особенностей, предусмотренных законодательством об автодорогах и дорожной деятельности.

Комментируя данный вопрос, председатель ЗСК напомнил депутатам о том, что совершенствование краевого законодательства через приведение его в соответствие с федеральным — это один из способов повысить эффективность действующей нормативной правовой базы с учетом специфики той или иной отрасли.

— Изменения, вносимые в региональный закон об автомобильных дорогах, призваны уточнить ряд положений, определяющих особенности проведения работ, связанных со строительством, реконструкцией и капремонтом придорожной инфраструктуры. Это в конечном счете будет способствовать сохранению пропускной способности трасс, их поддержанию в надлежащем порядке и, как следствие,— обеспечению дополнительной безопасности участников дорожного движения,— подытожил обсуждение вопроса Юрий Бурлачко.

Нужен строгий контроль

Депутаты приняли обращение к заместителю председателя правительства России Марату Хуснуллину по поводу необходимости совершенствования федерального законодательства в сфере градостроительства в части осуществления строительного контроля в субъектах Российской Федерации. Об инициативе Законодательного Собрания Краснодарского края рассказал глава комитета ЗСК по вопросам промышленности, строительства и ЖКХ Владимир Лыбанев.

По его словам, кубанский парламент просит правительство России инициировать соответствующие изменения в Градостроительном кодексе Российской Федерации с целью расширения полномочий субъектов по проведению строительного контроля в отношении объектов капитального строительства. Речь идет о тех объектах, строительство, реконструкцию которых планируется осуществлять полностью или частично за счет средств регионального бюджета.

В своем комментарии руководитель ЗСК Юрий Бурлачко отметил, что с учетом постоянно растущей численности населения края год от года всё более актуальным становится вопрос расширения социальной инфраструктуры, что в свою очередь требует новых больниц, детских садов, школ и спортивных сооружений.

— Сейчас согласно действующему Градостроительному кодексу Российской Федерации процесс строительства находится под контролем того, кто непосредственно возводит тот или иной объект. Но зачастую организации, осуществляющие строительный контроль, являются аффилированными с подрядчиком и тем самым не обеспечивают его должный уровень. Если же наделить полномочием по строительному контролю орган исполнительной власти либо подведомственное ему учреждение, то, на наш взгляд, существенно повысились бы безопасность и качество возведения объектов, а процедура организации и проведения всех работ стала бы более прозрачной. Соответственно можно было бы оптимизировать использование бюджетных средств и сам процесс строительства,— считает Юрий Бурлачко.

Система МСУ останется смешанной

Одним из ключевых пунктов повестки сессии стало рассмотрение законопроекта «Об отдельных вопросах организации местного самоуправления в Краснодарском крае». Он подготовлен в связи с принятием в марте этого года Федерального закона №33 «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти». Основные положения федерального документа устанавливают переход субъектов России на одноуровневую систему организации местного самоуправления. При этом за регионами оставляется право сохранить прежнюю двухуровневую модель самоуправления с оглядкой на исторические и социально-экономические особенности своей территории.

Согласно краевому законопроекту на большей части субъекта система местного самоуправления останется прежней — двухуровневой. При этом продолжится уже устоявшаяся работа органов местной власти в муниципальных и городских округах. Там действует одноуровневая система организации местного самоуправления, которая нарабатывает свою эффективность.

Останется прежней и организация избирательных кампаний: депутаты, как и раньше, будут выбираться только на прямых муниципальных выборах. Также краевым нормативным документом предусматривается возможность поддержки ТОС за счет краевого и местного бюджетов.

Законопроект допускает и проведение дистанционных заседаний представительных органов местного самоуправления. Это нововведение позволит организовывать безотлагательную работу районных депутатов и оперативно решать срочные задачи.

Подробнее с проектом нового закона депутатов ознакомил председатель комитета ЗСК по вопросам местного самоуправления, административно-территориального устройства, социально-экономического развития территорий и информационной политики Андрей Дорошев.

По его словам, в Краснодарском крае сохраняются городские и муниципальные округа, муниципальные районы, городские и сельские поселения. При этом изменения претерпел порядок назначения мэра краевой столицы: гордума будет выбирать претендента на эту должность из числа кандидатов, предложенных губернатором. Новый законопроект также определяет случаи назначения Губернатором Краснодарского края временно исполняющих полномочия глав муниципальных образований.

Резюмируя обсуждение законопроекта, председатель краевого парламента Юрий Бурлачко подчеркнул, что депутаты воспользовались своим правом сохранить устоявшуюся и проверенную временем двухуровневую систему организации местного самоуправления без значительных изменений.

Комментируя принятый в первом чтении законопроект, Юрий Бурлачко также отметил:

— Для Кубани выстроенная в течение двадцати последних лет вертикаль власти зарекомендовала себя как эффективный инструмент управления. При этом, напомню, еще до принятия в первом чтении 33-го федерального закона, предусматривавшего обязательный для всех регионов страны переход на одноуровневую систему с оптимизацией поселенческого уровня, мы в качестве эксперимента внедрили ее в трех муниципалитетах. Таким образом, сейчас в Краснодарском крае действует смешанная система организации местного самоуправления. Проектом предлагается оставить ее неизменной.

Подготовила Марина ВЛАДИМИРОВА
Фотографии предоставлены пресс-службой ЗСК

Продолжая пользоваться этим сайтом, вы соглашаетесь с политикой обработки персональных данных, а также с тем, что элементы сайта могут использовать cookies и другие аналитические данные.