Стоянка разрешена

Круглый стол по организации платных муниципальных парковок прошел в редакции газеты «Кубань сегодня».

Для Краснодара нехватка парковочных мест, особенно в центре города,— вопрос важнейший и, как следствие, остросоциальный. Такие темы обладают уникальным свойством: какое бы решение ни предлагалось, всегда найдутся критики, которые будут выступать против нововведений. Не было платных парковок и машины стояли на Красной и близлежащих улицах в три ряда — плохо. Ввели плату за стоянку — тоже нехорошо, потому что «обдираловка» и «в чей карман идут деньги?». В то же время нельзя не отметить, что, несмотря на постоянно растущий в столице Кубани трафик, ситуация с парковками в центре города не только не ухудшилась, а приобрела черты решения.

Уже очевидно, что платные парковки востребованны и логичным видится развитие этого проекта. Чтобы ответить на вопросы противников еще до того, как они будут заданы, на круглый стол в нашу редакцию были приглашены ответственные лица, которые непосредственно занимаются развитием платного муниципального парковочного пространства: заместитель председателя комитета по промышленности, транспорту и связи городской Думы Краснодара Алексей Бердников, генеральный директор ООО «Городские парковки» Дмитрий Передерей и начальник отдела развития парковочного пространства Департамента транспорта и дорожного хозяйства администрации Краснодара Роман Мануйлов.

Роман Мануйлов

Плата за комфорт

Платные парковки в центре города уже стали привычной частью городского пейзажа, но споры вокруг них не утихают, и даже опыт Москвы, где в центре вообще нет бесплатных стоянок, мало кого убеждает. В то же время загруженность центра автомобильным транспортом и пробки вызывают еще большее раздражение горожан. Как найти баланс?

Алексей Бердников: — Организация платного муниципального парковочного пространства в Краснодаре началась в 2013 году. Это решение, на мой взгляд единственно правильное, было принято в ответ на тотальный коллапс со стоянками в центре города. Те, кто помнит, как машины стояли в три ряда на улицах, провоцируя десятибалльные пробки в любое время суток, поймут, о чем разговор. Было подписано инвестиционное соглашение с ООО «Городские парковки», по которому компания за свой счет оборудовала первые платные парковки возле нового Дома быта по улице Северной и напротив Театра драмы. Практически сразу стало понятно, что это решение вопроса, так как на данных участках удалось упорядочить движение и снизить количество заторов. Проект стал расширяться. В качестве дохода городская казна получала десять процентов от оплаты, и штрафы шли в казну города. В долевом соотношении это примерно пятьдесят на пятьдесят. В 2020 году согласно договору все муниципальные парковки перешли городу, и теперь все средства от оплаты машино-мест и штрафы поступают в городской бюджет. Таким образом, предваряю вопрос о том, куда деньги идут. На нужды города и горожан.

Алексей Бердников

Дмитрий Передерей: — Наша компания, согласно договору, выступала в роли инвестора строительства платных парковок. Все обязательства были выполнены в полном объеме, и на сегодняшний день мы занимаемся только обслуживанием оборудования. Опираясь на опыт, хочу отметить, что платные парковки действительно повышают культуру водителей. Простой пример: на парковках, оборудованных шлагбаумами, оборачиваемость места в шесть раз выше, чем на бесплатной парковке. На плоскостных платных стоянках этот показатель ниже, но всё равно в разы больше, чем на бесплатных местах. Люди совершенно по-другому начинают мыслить, когда знают, что время — деньги. Планируют дела так, чтобы всё решить быстрее и освободить парковочное место. И сейчас у водителей уже совершенно не то восприятие, которое было в начале проекта. Автовладельцы всё чаще предпочитают занять платное место, так как парковки оборудованы камерами и в случае аварии это гарантирует, что виновник будет установлен. То есть это плата за комфорт — стоять в центральной части города — и за безопасность.

Дмитрий Передерей

Роман Мануйлов: — На автомобильных дорогах общего пользования местного значения нашего города действуют 267 муниципальных платных парковок общей вместимостью 8162 машино-места. Все они оборудованы в соответствии с требованиями и действуют в штатном режиме. В сравнении с общим числом машино-мест в городе, которое составляет 72 тысячи, получается, что на данный момент платные парковки составляют чуть более десяти процентов. При этом платные парковки ежедневно обслуживают столько же автомобилей, сколько и бесплатные. Это в подтверждение слов об эффективности использования места. Что касается экономической составляющей, то только с пятнадцатого июня прошлого года оплата парковочных мест пополнила бюджет более чем на пятьдесят миллионов рублей. Сумма оплаченных штрафов составила более 42 миллионов. Все эти средства направляются на улучшение дорожной обстановки в городе.

Трудности перевода

Одна из наиболее частых причин, которые указывают водители при неоплате парковочного места: не работает паркомат. На самом деле, как оказывается, данный аргумент совершенно несостоятелен, так как способов оплаты целых три и любым можно воспользоваться.

Роман Мануйлов: — Автовладельцы могут оплатить услугу через паркомат банковской картой, через мобильное приложение «Городские парковки» (сервис оплаты доступен пользователям операционных систем iOS и Android), через «Личный кабинет» на сайте «Городские парковки Краснодара» (https://parkingkrd.ru). Обращу внимание на то, что при использовании двух последних способов человеку не нужно выходить из автомобиля и стоять в очереди к паркомату. Это удобно и экономит время.

Дмитрий Передерей: — К нам иногда обращаются граждане с жалобой, что паркомат не работает. Мол, подошел к нему, а экран не горит. Объясняю: есть два типа паркоматов: энергозависимые, которые подключены к электросети (окрашены в синий цвет, горят постоянно), и энергонезависимые (желтые), питающиеся от солнечных батарей. Второй тип устроен так, что после выполнения операции терминал уходит в режим сна. Естественно, экран не работает. Чтобы его включить, достаточно нажать на любую кнопку и подождать несколько секунд. Об этом мы говорим уже на протяжении нескольких лет, но до сих пор находятся люди, которые не платят за парковку по вышеназванной причине. Более того, сейчас формируется тенденция того, что не только наличные деньги не будут приниматься, потому что это анахронизм, но и паркоматов как таковых не станет. Всё перейдет в оплату через приложение или «Личный кабинет». Этот путь правильный, потому что он намного снижает затраты по обслуживанию парковок, а следовательно, влияет на себестоимость и цену.

Алексей Бердников: — Для того чтобы невольно не возникло даже тени дискриминации пожилых людей, которые не имеют смартфонов или не умеют пользоваться приложениями, прорабатывается вопрос оплаты посредством СМС-сообщений. Этот способ известен практически всем, и им могут пользоваться даже обладатели кнопочных телефонов. Кроме того, любой гражданин, если не сумел сразу оплатить парковку, имеет возможность сделать это до конца текущих суток. То есть приехать домой и через компьютер зайти на сайт, чтобы внести необходимую сумму и тем самым избежать штрафа. Говоря о муниципальных парковках, хочу обратить внимание на социальную ориентированность. Во-первых, на всех предусмотрены бесплатные места для инвалидов. Во-вторых, на недавнем заседании городской Думы Краснодара был поднят вопрос о необходимости предоставления льгот на стоянку транспорта для многодетных семей. Сейчас это вопрос прорабатывается, и он будет решен. И в-третьих, платными парковками может совершенно безвозмездно пользоваться любой автовладелец в ночное время суток.

Расширение пространства

С десятого января этого года на муниципальных парковках введена дифференцированная оплата. Стоянки разбиты на пять тарифных зон:

● зона I (самый центр) — 60 рублей/час — 102 парковки,

● зона II — 50 рублей/час — 34 парковки,

● зона III — 40 рублей/час — 58 парковок,

● зона IV — 30 рублей/час — 71 парковка,

● зона V — 100 рублей/час — одна парковка (Привокзальная площадь).

По мысли городской администрации, это нововведение не только позволило разгрузить центр, но и повысило эффективность парковок.

Роман Мануйлов: —Уже сейчас, по прохождении трех месяцев, можно констатировать, что данное решение поспособствовало увеличению оборачиваемости парковок, уменьшению заторных ситуаций, созданию приоритета общественного транспорта. С помощью введения дифференцированной оплаты за парковку появилась возможность регулировать количество личного транспорта, особенно в центральной части Краснодара. Необходимо отметить, что сейчас стоимость этой же услуги, для сравнения, на частных парковках начинается от пятидесяти рублей в час. При введении дифференцированного тарифа Департамент транспорта основывался на изучении положительного опыта других городов.

Алексей Бердников: — Я сам автомобилист, но считаю, что в развитии города надо отдавать приоритет пешеходам. Сегодня в Краснодаре зарегистрировано полмиллиона автомобилей. Еще двести тысяч ежедневно к нам въезжают. По оценке центров мониторинга, восемьдесят процентов загрязнения воздуха приходится именно на выхлопные газы. И широкое распространение платных парковок является одним из механизмов сокращения трафика. Краснодар — красивый и зеленый город, по которому должно быть приятно гулять, а не дышать дымом. Считаю, что человек, который хочет пользовать личным транспортом в городе, должен оплачивать вред, наносимый его автомобилем. В том числе посредством оплаты парковки. Мы же наблюдаем другое явление: массовое использование медицинских масок не по назначению — закрывают номера, чтобы не платить за парковку. Это является не чем иным, как неуважением людей и себя. Мне стыдно за «масочников», когда я вижу на парковках даже дорогие иномарки со скрытыми номерами. Бороться с этим явлением можно путем общественного резонанса, включая соцсети. Думаю, что самой эффективной мерой станет, если скрытного автовладельца разок-другой оштрафуют на три тысячи рублей за неоплату парковки благодаря тому, что о его хитрости узнали сотрудники ДПС из соцсетей. Мы все живем в этом городе и имеем равные права и обязанности.

В конце обсуждения коснулись темы развития проекта. Уже сейчас есть четкое понимание стратегии на ближайшие три года. В 2022-м платных парковок станет больше на сорок семь (843 машино-места), в 2023 году откроется тридцать пять парковок на 1195 машино-мест, а в 2024 году — восемнадцать парковок на 1174 машино-места. Кроме того, уже началось оснащение стоянок камерами наблюдения, которые будут фиксировать номера машин при въезде на парковку, что сильно ударит по тем, кто скрывается от оплаты. Мы все хотим жить в чистом и цивилизованном городе, а значит, и вести себя должны соответственно.

Илья Привалов