Судьба и Родина едины

На днях Кубань отметила 29-ю годовщину реабилитации казачества

Двадцать шестого апреля 1991 года был принят закон РСФСР «О реабилитации репрессированных народов». Закон восстановил историческую справедливость в отношении многих репрессированных народов России, в том числе и кубанского казачества.

Этот день, как подчеркнул губернатор Кубани Вениамин КОНДРАТЬЕВ, имеет особое значение для региона.

«Кубанские казаки получили право на возвращение своих традиций, культуры и уклада жизни. Сейчас мы уже говорим не о возрождении и становлении казачества, а о его развитии. Казаки — это неотъемлемая часть нашего общества, они всегда на передовой, на службе государству,— написал губернатор в своих аккаунтах в социальных сетях. — Даже сейчас, в условиях борьбы с коронавирусом, казаки остаются на посту — на государственных границах, в составе мобильных отрядов вместе с представителями правопорядка следят за обеспечением безопасности, соблюдением карантинных мер».

Вениамин Кондратьев поблагодарил казаков за службу, готовность в любых ситуациях прийти на помощь.

С 29-й годовщиной реабилитации казачества поздравил земляков атаман Всероссийского казачьего общества казачий генерал Николай ДОЛУДА.

— Объединение российского казачества позволило нам усилить возможности и ресурсы казачьих войск, сплотиться в единую казачью семью! Благодаря новому импульсу развития вместе мы сделаем много полезного для процветания регионов. Мы сможем использовать весь потенциал российского казачества, занимаясь патриотическим и духовно-нравственным воспитанием подрастающего поколения, развитием системы казачьего образования, экономической составляющей казачьих обществ, совершенствуя несение государственной службы и многими другими делами,— сказал Николай Долуда.

С Днем реабилитации казачества поздравил стариков, братьев-казаков, казачек и казачат врио атамана Кубанского казачьего войска Николай ПЕРВАКОВ.

— В этот день мы отмечаем возрождение кубанского казачества, примирение с прошлым и торжество исторической справедливости. Вспоминаем всех, кто живет по закону: «Честь, вера и Родина для казака дороже жизни». Мы переживаем непростые времена, но я горд тем, что казаки, понимая, что их помощь необходима, не остались в стороне. Они — пример того, как надо помогать своим землякам, которые в трудной жизненной ситуации нуждаются в поддержке. И в этом я вижу проявление наших вековых устоев, традиций,— сказал Николай Перваков.

В память о жертвах казачьих репрессий казаки Кубанского казачьего войска в последнее воскресенье апреля ежегодно проводят торжественный парад. В этом году в условиях самоизоляции, связанной с борьбой с коронавирусом, казаки, соблюдая самозащиту, по одному-два человека возложили цветы и венки к поклонным крестам, к памятникам с соблюдением всех карантинных мер.

Во всех приходах Екатеринодарской и Кубанской митрополии была проведена заупокойная лития, посвященная невинным жертвам и воинам.

В начале ХХ столетия репрессиям подверглись многие народы России, однако казаки страдали по политическим мотивам. После вступления в силу циркулярного письма «Об отношении к казакам», названного впоследствии декретом о расказачивании, на Кубани было уничтожено свыше миллиона казаков.

Долгие годы никто не надеялся, что казаков когда-нибудь оправдают. И всё же этот день настал.

Казачество как феномен российской истории

Казачество разделило участь многих репрессированных народов России по причинам идеологического несоответствия провозглашенным канонам жизни. Как и другие репрессированные народы, в 1991 году оно получило статус реабилитированного. Но, что особенно важно, казачество сумело возродиться.

Сегодня казаки несут государственную службу, занимаются развитием казачьего образования, молодежного движения. О том, чем можно объяснить этот знаменательный факт новейшей российской истории, и о многом другом мы беседуем с доктором исторических наук, профессором кафедры всеобщей истории и международных отношений Кубанского госуниверситета, заместителем генерального директора Краснодарского государственного историко-археологического музея-заповедника имени Е. Д. Фелицына Олегом РАТУШНЯКОМ.

Олег Валерьевич, вы как автор более ста опубликованных научных, в том числе восьми зарубежных, и пятнадцати учебно-методических трудов, особое место среди которых занимают исследования истории кубанского казачества, что скажете по поводу феномена возрождения казачества? Чем его можно объяснить?

— В первую очередь отмечу, что казачество само по себе — феномен российской истории. До революции в нем уникальным образом оказались переплетены черты этничности и сословности. И именно эта уникальность предопределила тот факт, что до сих пор идут споры касательно определения казачества, и связанные с ним пути его возрождения и развития.

Помимо двойной этносоциальной идентичности существовали факторы, которые значительным образом повлияли на самосознание и самоидентификацию казачества. В первую очередь это репрессивная политика государственных и партийных органов советской власти, направленная против значительной части казачества. Достаточно упомянуть принятую в январе 1919 года Оргбюро ЦК РКП (б) директиву «Ко всем ответственным товарищам, работающим в казачьих районах», реализация которой привела к развертыванию массового террора в отношении казачества.

Несмотря на последующую отмену данной директивы, она сформировала определенное отношение ряда государственных, партийных работников и части населения к казачеству, что особенно ярко проявилось в период коллективизации, в частности в форме так называемых черных досок. Многочисленные исследования по устной истории казачества подтверждают, что данная политика нанесла существенный удар по его самосознанию и самоидентификации.

Вторым фактором, повлиявшим на самосознание и самоидентификацию представителей казачества, явился процесс расказачивания, который проявился как в виде объективного социально-экономического процесса, так и в форме целенаправленной политики советской власти.

Все эти факторы свидетельствуют о том, что начавшееся возрождение казачества и достигнутые в его ходе определенные успехи позволяют нам утверждать, что и сам процесс возрождения казачества можно охарактеризовать как феномен современной истории России.

В то же время лично я далек от того, чтобы утверждать, что процесс возрождения казачества завершился и казачество вступило в фазу своего дальнейшего развития. Более того, как я уже говорил, сами казаки, включая идеологов и лидеров возрождения казачества, по-разному понимали и понимают суть, цель и задачи процесса возрождения (это опять-таки обусловлено исторически сложившейся двойной этносоциальной идентичностью казаков). Так, одни считают, что основной упор в процессе возрождения должен быть сделан на культурно-исторической составляющей, другие обращают внимание на организацию государственной службы казачества, а третьи — на организацию экономической жизни казачьих обществ.

В какой степени способствовали процессу возрождения казачества общественно-политические искания эмигрировавших за границу предков? Насколько удалось сохранить живую ментальную связь современных поколений казаков, проживающих в России и за рубежом, на уровне языка, мировоззрения, восприятия единой Родины — России?

— Фактически это два разных вопроса, но связанных одной нитью, которая уходит в область истории. На мой взгляд, общественно-политические искания казачьего зарубежья практически никаким образом не влияли на процесс возрождения казачества, начавшийся у нас в конце 1980 — начале 1990-х годов, поскольку основные политические дискуссии велись казаками первой (послереволюционной) волны эмиграции, а с того времени в современном обществе произошли настолько кардинальные перемены, что наиболее острые точки дискуссий в среде казачьей эмиграции практически не затрагивали интересы возрождающегося казачества в России. А вот обращение казаков-эмигрантов к своей истории, к прошлому, в том числе и к вопросу о происхождении казачества, не осталось без внимания современных казаков. И этому есть несколько объяснений.

Во-первых, стремление идеологов возрождения казачества и их последователей опереться на те или иные исторические факты, касающиеся прошлого казачества.

Во-вторых, недостаток первое время серьезной научной литературы, изданной в СССР и России, в которой рассматривались бы ключевые аспекты истории казачества.

В-третьих, притягательность для современных казаков многих положений исторических работ, изданных казаками-эмигрантами. Как раз общее историческое прошлое и стало основной связующей нитью между казачеством в России и казаками за рубежом. И только на этой связующей нити прежде всего возможно сближение казаков России и казаков зарубежья.

Еще одним фактором сближения может и должно стать начавшееся возрождение казачества. При этом обращу внимание на то, что за рубежом тоже происходит своеобразное возрождение казачества. Потомки эмигрантов прошлых лет, порой даже плохо владея русским языком, стали задаваться вопросами о своих дедах и прадедах, интересоваться историей казачества, «ощущать» себя казаками. Казачьи организации и казачьи общества за рубежом активизировали свою деятельность как в направлении своего развития, так и в плане установления связей с казаками в России. Со стороны российского казачества мы видим тот же процесс — стремление устанавливать и развивать контакты с казаками, проживающими за пределами России.

Конечную цель возрождения кубанского казачества губернатор края Вениамин Кондратьев связывает с восстановлением казачьего уклада жизни. Как вы считаете, насколько реализуема эта задача сегодня? Можно ли говорить о том, что самосознание современных казаков меняется в сторону качественно новой личностной самоидентификации?

— Если честно, то я скептически смотрю на идею восстановления казачьего уклада жизни. Объясню почему. Обычно под исторически сложившимся укладом жизни казаков понимают тот уклад, который был в дореволюционной России. Но ведь за эти более чем сто лет фактически поменялся уклад всех слоев общества. Более того, если бы казачество не испытало груз репрессий, трагедию расказачивания и влияние многих других факторов, то его уклад неизбежно также подвергся бы изменениям. Это естественный процесс развития общества и государства. Провозглашая восстановление казачьего уклада жизни, мы фактически призываем к возврату казаков в прошлое, что, на мой взгляд, и невозможно, и не нужно.

В то же время такие факторы, как идентификация казаков с сельскохозяйственным производством и государственной службой, возможно и даже нужно использовать в популяризации этих профессиональных сфер современного общества. Но не как возвращение к старому укладу жизни, а как своеобразную социальную рекламу, своеобразный бренд современного казачества, который при этом не исключает и участие казаков в других сферах общественной и экономической жизни современной России.

Возрождение после расказачивания

Казачество сполна испытало репрессии советской власти, названные впоследствии расказачиванием. Этим словом именовались попытки прекратить существование казачества.

И всё же десятилетия спустя казачество, словно сказочная птица феникс, возродилось из пепла.

Идея или событие пробудили в десятках людей желание осознать свою принадлежность к культуре и традициям, которые почти исчезли? Этот вопрос мы адресовали педагогу и краеведу, профессору Армавирского государственного педагогического университета,
заместителю атамана Лабинского отдела ККВ Сергею ЛУКАШУ.

Заметим, что Сергей Николаевич — один из основоположников возрождения казачества на юго-востоке Кубани. В 1989 году организовал в Армавире клуб по изучению истории и культуры кубанского казачества и возглавил оргкомитет по подготовке учредительного круга армавирских казаков. В октябре 1990 года участвовал в работе первого Учредительного всекубанского казачьего съезда.

— Как ни парадоксально это звучит, кубанское казачество заканчивало свою прошлую историю на гребне политического и военного противостояния Гражданской войны. Но спустя семь десятилетий оно также и начинало свою новую историю, свое возрождение в «смутные» времена, когда общество вновь оказалось на грани разрушительного конфликта. Казачество возрождалось в полном напряжении жизненных сил и пассионарной энергии в одной из основных своих ипостасей: воинов — защитников родной земли.

Вместе с тем перед воинами-защитниками, входившими в ряды возрождавшегося казачества, встали вопросы, связанные с формированием новой идентичности. А эти вопросы можно было уяснить лишь через непосредственное участие в политической жизни того времени, примеряя на себе различные варианты и модели казачьего возрождения.

Сергей Николаевич, Армавирское РКО образовалось одним из первых на Кубани. Чем можно объяснить в буквальном смысле стремительное начало процесса возрождения казачества на юго-востоке края?

— Отчасти, причина в географическом расположении региона. В конце 1980 — начале 1990-х годов из-за известных событий на юге России: катастрофического землетрясения в Спитаке в 1988 году, беспорядков в Баку и Сумгаите, локальных войн в Абхазии и Карабахе — на Ставрополье и Кубань хлынул поток беженцев. Огромное число беженцев из Закавказья оказалось на юго-востоке Краснодарского края.

Другой точкой напряжения в регионе стало образование двух республик в составе Российской Федерации: Карачаево-Черкесской и Адыгейской, разделенных только узкой полосой земель Мостовского района Кубани. В то время правительства обеих новых республик в конечном итоге не исключали возможности воссоединения (за счет земель Мостовского района).

В такой взрывоопасной ситуации люди вернулись к забытым, но проверенным веками народным формам самозащиты. Акцент был сделан на изначально защитной для всего народа роли казачества с его исконными идеалами служения России, защиты веры и Отечества.

Безусловным лидером подъема линейных казачьих станиц Краснодарского края и проведения там организационных кругов и сборов стал Армавир. На правлении Армавирского казачьего круга было принято решение восстановить в старых границах Лабинский отдел Кубанского казачьего войска с центром в Армавире, включающим в том числе земли Мостовского района.

Какие события можно считать ключевыми в возрождении армавирского казачества?

— Историческими вехами возрождения армавирского казачества можно считать несколько событий, последовавших одно за другим. Во-первых, это образование клуба по изучению истории и культуры кубанского казачества весной 1989 года. Во-вторых, участие местных казаков в Учредительном съезде казаков Кубани в октябре 1990 года. В-третьих, создание оргкомитета по проведению первого учредительного круга армавирского казачества в ноябре 1990 года, проведение этого совета в январе 1991-го и в декабре этого же года учредительный съезд казаков Лабинского отдела ККВ, штаб которого исторически располагался в Армавире.

В следующем году исполнится тридцать лет со дня проведения учредительного круга армавирских казаков. Какой путь за это время прошло районное казачье общество?

— Сегодня армавирские казаки — это часть Кубанского казачьего войска, которое, как мы знаем, по праву считается лучшим в России. Неслучайно именно кубанские казаки, чеканя шаг, прошли по брусчатке Красной площади в Москве в составе Парада Победы в июне 1945 года и в составе парада в честь 70-летия Великой Победы в мае 2015 года. Пять лет спустя, в 2020-м, вновь был сформирован парадный расчет казаков Кубанского казачьего войска. Сто двадцать девять казаков, в числе которых представители Лабинского отдела ККВ, примут участие в параде в честь 75-летия Великой Победы, который состоится в российской столице после того, как улучшится эпидемическая обстановка.

Сегодня кубанские казаки — это больше пятидесяти пяти тысяч воинов и тружеников, в любой момент готовых встать на защиту Отечества. Кубанские казаки растят достойную смену. На воспитание молодежи в духе казачьих традиций направлены лучшие силы современного казачества. Армавирские казаки в этом процессе в числе лидеров, поскольку именно Армавир на сегодняшний день стал ведущим научно-методологическим центром развития системы казачьего образования как на Северном Кавказе, так и во всей России.

Ряды Кубанского казачьего войска множатся

Атаман Выселковского РКО войсковой старшина Александр ВОЙТЕНКО возглавляет районное казачье общество больше двух десятков лет. Он в числе тех, кто стоял у истоков возрождения Кубанского казачьего войска. Был участником первого Учредительного всекубанского казачьего съезда.

Сегодня, когда возрождение ККВ состоялось, Александр Андреевич уверенно говорит, что альтернативы этому событию не было и быть не могло:

Четырнадцатого октября 1990 года состоялся первый Учредительный всекубанский казачий съезд, на котором был избран атаман, утвержден устав рады и символы ККВ. С этого дня и началось возрождение Кубанского казачьего войска. ККВ формировалось, обретало свою структуру. Символично, что свою деятельность войско начало, участвуя в защите населения от последствий стихийных бедствий, ведя большую работу по оборонному и военно-патриотическому воспитанию населения, и прежде всего — молодежи.

За прошедшие с тех пор три десятка лет в войске сменились поколения, но оно не растеряло, а умножило свои ряды. Это и есть оценка его пути с начала девяностых годов прошлого уже века по сей день.

Какие события современности стали поворотными в кубанской казачьей истории? Как они повлияли на ее ход?

— На мой взгляд, ключевыми в истории развития ККВ стали приход к власти в декабре 2000 года губернатора Краснодарского края Александра Николаевича Ткачева, избрание атаманом Кубанского казачьего войска вице-губернатора Кубани Николая Александровича Долуды и приход на пост губернатора Кубани Вениамина Ивановича Кондратьева.

А. Н. Ткачеву вместе с Законодательным Собранием края удалось создать условия для развития казачьего движения на Кубани. Казакам была дана возможность реально нести государственную службу, развивать казачье образование, занять подобающее место в социальной структуре края.

В. И. Кондратьев не только продолжил политику своего предшественника в отношении казачества, но и обеспечил возможность развития его экономической базы за счет выделения земли и реализации уставной деятельности в области экономики, что очень важно именно для будущего Кубанского казачьего войска.

Н. А. Долуда был избран атаманом выборным сбором Кубанского казачьего войска в ноябре 2007 года. За годы правления Николая Долуды во многом по его инициативе впервые в России, в Краснодарском крае, были созданы казачьи дружины по охране правопорядка, формирования по охране госграницы, водных и лесных ресурсов. Это дало возможность казакам нести государственную службу и кормить свои семьи. За нескольких лет они уже доказали эффективность несения государственной службы.

Сейчас казачьи дружины вместе с полицией и общественными формированиями, казаками-добровольцами активно участвуют в проведении карантинных мероприятий для борьбы с эпидемией коронавируса, помогают во время самоизоляции нуждающимся в помощи социальным группам населения. Кубанское казачье войско под руководством Николая Долуды приняло активное участие в процессе воссоединения Крыма с Россией и защите интересов граждан Крыма в 2014 году.

С подачи атамана Долуды, которого в этом реально поддержало руководство администрации края, началось развитие казачьего образования: школы, а потом и детсады стали получать региональный статус казачьих образовательных организаций. Была организована система казачьего наставничества в школах и детсадах. Для их эффективной деятельности разработаны методические пособия. Казаки-наставники в большинстве случаев получают необходимую подготовку для работы с детьми.

И самое главное, Николай Александрович направил усилия войска на то, чего раньше фактически не было,— на развитие экономической базы районных и первичных казачьих обществ. Вопрос этот больной, потому что без экономической основы ККВ не сможет полноценно существовать. Деньги нужны на обеспечение работы войска, на проведение его мероприятий, на создание рабочих мест для казаков, на дальнейшее развитие казачьего образования, на поощрение деятельности казаков-наставников и педагогов казачьих классов… При атамане Долуде все эти вопросы стали главными задачами для каждого казака, начиная от атамана районного и первичного казачьего общества и заканчивая рядовыми казаками. Атаман создал план и указал направление развития. Мы этот план реализуем.

Каким вам видится будущее кубанского казачества? Какие направления деятельности Кубанского казачьего войска должны стать базовыми, задающими вектор его плодотворного развития?

— Будущее Кубанского казачьего войска определяется целями его деятельности, обозначенными в уставе. Это защита Отечества, его границ, помощь населению в чрезвычайных ситуациях. А если говорить конкретно о развитии войска и казачьего движения, то это увеличение численности его рядов и числа казаков на госслужбе, создание и развитие экономической базы РКО, первичных казачьих организаций и в целом всего Кубанского казачьего войска. Это развитие и укрепление системы казачьего образования именно для обеспечения Кубанского казачьего войска молодым пополнением в интересах обороноспособности России.

На сегодняшний день Кубанское казачье войско насчитывает более 160 тысяч человек вместе с членами семей. В 2020 году в несении государственной и иной службы принимают участие 2704 казака Кубанского казачьего войска, из которых 2134 несут службу по охране общественного порядка, защите госграницы, противодействию незаконному обороту наркотиков, природоохранным мероприятиям.

Система казачьего образования включает 4500 казачьих классов, 62 казачьи школы, семь казачьих кадетских корпусов. На данный момент открыты представительства в 27 профессиональных образовательных учреждениях. Союз казачьей молодежи Кубани объединяет свыше ста тысяч человек.

Фото ВОЙТЕНКО

Подготовила Екатерина ЮРЧЕНКО