Выпуск №83 (4786)

Свежий выпуск

23 октября 2020

Точки роста кубанского образования

Что такое «Точки роста» и в каких городах помимо Краснодара откроются «Кванториумы»? Когда высокоскоростной Интернет придет в каждую школу края и почему учиться должны не только дети, но и педагоги? Какие профессиональные компетенции будут востребованы на рынке труда и для чего нужен демонстрационный экзамен?

Заместитель министра образования, науки и молодежной политики Краснодарского края Андрей Цветков рассказал о работе ведомства, изменениях в образовательной системе региона и этапах реализации национального проекта «Образование».

Восемь приоритетов

Андрей Васильевич, первый вопрос — о главном. Сколько региональных проектов реализуется вашим ведомством в крае в рамках национального направления «Образование»? Какой из них, на ваш взгляд, является самым важным?

— В рамках нацпроекта разработано восемь региональных проектов. Это «Современная школа», «Успех каждого ребенка», «Поддержка семей, имеющих детей», «Цифровая образовательная среда», «Учитель будущего», «Молодые профессионалы», «Социальная активность» и «Новые возможности для каждого». Для их успешной реализации в нашем министерстве был создан ведомственный проектный офис. В его состав входят проектные команды по каждому из направлений.

Я бы не стал выделять, какой из проектов важный, а какой второстепенный. Все они дополняют друг друга. Но, безусловно, центральным, системообразующим в этой цепочке является проект «Современная школа», направленный на создание таких условий, в которых образовательный процесс будет проходить на качественно новом уровне.

С учетом специфики нашего региона часть школьников проживает на селе и зачастую лишена тех возможностей, которые открыты перед учащимися в больших городах. Губернатор края сегодня ставит задачу сократить этот разрыв. На это нацелен и нацпроект. Расскажите подробнее.

— Действительно, нацпроект предусматривает ликвидацию разрыва между качеством и условиями получения образования в городских и сельских школах. Но, сразу оговорюсь, это не означает, что меньше внимания в ближайшее время будет уделено городским школам. Что касается сельских образовательных организаций, то в рамках регионального проекта «Успех каждого ребенка» сегодня создаются условия для занятий физической культурой и спортом. Сейчас в проекте участвует десять школ из восьми муниципальных образований. На ремонт и оборудование спортзалов из федерального и краевого бюджетов в этом году направлено 29 миллионов рублей. Ребята смогут заниматься в новых комфортных условиях уже с начала нового учебного года.

Конечно, большая часть нацпроекта — это ремонт самих школ и школьной инфраструктуры. Повторю: сегодня на эти цели выделяются беспрецедентные средства как из федерального, так и из краевого бюджетов. Приобретаем современные предметные кабинеты, решаем насущные вопросы ремонта кровли, замены оконных блоков, благоустраиваем территории.

Точки роста

Спортзал в каждой школе, хороший ремонт, оборудование кабинетов — всё это касается условий, в которых учатся дети. Что делается в рамках нацпроекта, чтобы в школы пришли новые методы обучения и образовательные технологии? И прежде всего — в сельские, о которых мы заговорили.

— По проекту «Современная школа» в этом году мы открываем 153 центра цифрового и гуманитарного профиля «Точка роста». Они появятся в сельских школах во всех муниципалитетах края. Пользуясь случаем, хочу пригласить всех 20 сентября на единый день открытия центров по всей стране. К слову, наш регион — один из лидеров по числу «Точек роста».

Сразу скажу, что образовательные программы центра включают новые подходы в изучении таких предметных областей, как технология, информатика, основы безопасности жизни.

Мы провели большую и сложную работу на этапе подготовки к новому учебному году. Для занятий предусмотрено единое брендирование помещений, закуплено оборудование: 3D-принтеры, шлемы виртуальной реальности, квадрокоптеры, планшеты и ноутбуки. Один из важных компонентов — зонирование пространств, где дети будут заниматься. Здесь появятся зоны проектной деятельности, коворкинга, медиазона. Для чего это надо? Сегодня крайне востребованная компетенция любого человека, в том числе и школьника,— это умение реализовывать собственные проекты, способность работать в команде, вести переговоры, слышать других, отстаивать свою точку зрения. В этих новых пространствах будут создаваться условия, где под руководством опытных наставников у детей как раз и будут формироваться навыки общения и командной работы.

Всякий проект, в том числе и школьный, предполагает этап его презентации. Для этого в «Точках роста» организовано специальное медиапространство, где ребята смогут показать результаты своего труда и получат возможность обмениваться идеями со сверстниками из других образовательных учреждений.

Предусмотрена и шахматная зона. Кстати, проект «Шахматы в школе» успешно реализуется в нашем крае уже несколько лет. Мы были одним из пилотных регионов. И то, что такие зоны появятся в «Точках роста», лишь подтверждает, что мы движемся в верном направлении и даже идем на несколько шагов впереди других регионов.

Технопарки будущего

В прошлом году в Краснодаре заработал первый в крае «Кванториум». Мы видим, насколько сегодня это востребованное образовательное направление. Где еще откроются детские технопраки? Как сделать их доступными для большинства кубанских школьников?

— Детские технопарки создаются по всей стране. Это площадки с высокотехнологичным оборудованием, где ребята реализуют свои идеи и технологические проекты в разных областях. К примеру, в краснодарском «Кванториуме» есть «Энерджиквантум», где ребята изучают основы энергетики, в том числе альтернативной. В «Аэроквантуме» обучаются управлению беспилотными летательными аппаратами и сами создают их. «Робоквантум» объединяет тех, кто конструирует роботов и пишет для них программы.

Я назвал только три направления, но перечень их не ограничивается. Пока в крае работает один «Кванториум». Но проектом «Успех каждого ребенка», который мы реализуем, предусмотрено приобретение к концу года двух мобильных комплексов, которые будут выезжать в муниципалитеты. Из регионального бюджета на это выделено пятьдесят миллионов рублей. Сейчас край стал победителем федерального отбора по созданию еще двух стационарных и трех мобильных технопарков. В следующем году «Кванториум» должен открыться в Новороссийске, а в 2022-м — в Армавире. А всего до 2024 года ставим задачу создать четыре стационарных и приобрести десять передвижных детских технопарков. Мы уже прошли федеральный отбор на получение субсидий в размере 240 миллионов рублей. Этот ресурс, считаю, в ближайшие годы должен удовлетворить потребности значительной части родителей и детей в получении дополнительного образования по данному направлению.

А как сейчас обстоят дела? Сколько ребят занимается в краснодарском «Кванториуме»?

— В прошлом учебном году это тысяча школьников — в этом будет больше. На данном этапе мы ищем гибкие формы, чтобы максимальное количество школьников могло осваивать площадки «Кванториума». Технопарк предлагает как долгосрочные, так и краткосрочные программы. В том числе в летнее время проводятся выездные образовательные смены на черноморском побережье. В период учебного года некоторые городские школы заключали соглашения с «Кванториумом» о проведении на его базе части образовательной программы, к примеру уроков технологии. При этом и сами специалисты технопарка выезжают в школы и используют их площадки и ресурсы для работы с детьми.

Пой, рисуй, учись

Мы сейчас говорим о программах дополнительного образования в рамках регионального проекта «Успех каждого ребенка». Какие задачи стоят перед министерством, если говорить в целом?

— Одной из значимых задач для нас является, конечно, увеличение доли детей, посещающих различные кружки, секции, студии. К 2024 году мы должны достичь 80-процентного охвата. То есть практически каждый ребенок должен иметь возможность проявить свой талант, личные способности, стать разносторонне развитой личностью. И эту функцию во многом решает дополнительное образование. Поэтому расширение сети учреждений, возможность для детей и родителей выбрать, чем заниматься во внеурочное время,— это одна из задач. Для ее решения создана цифровая платформа «р23.навигатор.дети», где можно получить полную информацию о возможностях дополнительного образования в крае.

Сколько сегодня таких учреждений? Насколько они доступны для детей с ограниченными возможностями здоровья?

— В крае 247 профильных организаций допобразования. И все они имеют паспорта доступности и утвержденные программы для работы со всеми детьми. Для нас ребята с ограниченными возможностями здоровья — это прежде всего дети с уникальными способностями: художники, вокалисты, юные техники. Поэтому мы говорим, что это дети с безграничными возможностями. Чаще всего такие ребята интегрируются в традиционные группы, что помогает им не только проявить себя, но и успешно адаптироваться в социуме. И у остальных ребят формируется правильное, толерантное отношение к тем, кто не такой, как они. Здесь крайне важная работа именно в атмосфере эффективного взаимодействия «дети — дети».

Вообще, программы помощи в социализации детей с особыми потребностями работают в крае не первый год. Это касается не только дополнительного, но и общего образования. В крае создана сеть центров дистанционного обучения ребят, которые в силу различных обстоятельств не могут посещать обычную школу. Комплекты специального оборудования устанавливаются дома у детей и в школах — центрах дистанционного обучения. Сегодня в крае таких центров семьдесят три. Благодаря этому равные возможности получения качественного образования имеют семьсот детей.

Есть вопросы?

Еще один важный проект, который реализуется в крае,— «Поддержка семей, имеющих детей». На что он направлен?

— Этот проект рассчитан на помощь родителям, чьи дети не посещают дошкольные образовательные учреждения и воспитываются дома. При этом многие такие родители испытывают потребность в получении квалифицированных консультаций, как развивать и воспитывать детей. Поэтому мы открываем центры, где можно будет бесплатно получить консультации в сфере психологии, медицины, педагогики. Четыре учреждения: детские сады в Краснодаре, Армавире и Сочи, а также краевой Центр диагностики и консультирования — стали победителями федерального отбора на оказание психолого-педагогической и консультативной помощи гражданам и получили гранты на общую сумму 32 миллиона рублей. Хочу добавить, что с каждым годом количество таких центров будет расти.

Цифровая среда

Андрей Васильевич, давайте вернемся к школе. К 2024 году все наши учреждения общего образования должны полностью перейти на цифровую платформу. Неужели в каждой школе будет высокоскоростной Интернет, а у каждого школьник — электронный дневник?

— Пять лет ждать не придется. Уже сейчас у всех школьников есть электронные дневники и в каждой школе ведутся электронные журналы. И родители в любое время могут узнать об успехах и результатах учебы своих детей. Эта работа ведется на протяжении последних нескольких лет, и сейчас наш край в числе лидеров среди российских регионов по цифровизации учебных заведений. Но мы понимаем, что цифровое образовательное пространство должно расширяться, модернизироваться. Поэтому сегодня видим несколько направлений работы. Во-первых, необходима замена компьютерного парка, обновление локальных вычислительных информационных систем в школах и создание там, где их не было. Во-вторых, продолжим внедрять цифровые технологии в вопросах безопасности школьников. Это связано с учетом доступа в образовательные организации, контролем за организацией питания, получением электронных аудиокниг и других образовательных ресурсов.

Что касается скорости Интернета, то это одна из самых сложных тем. Край у нас очень большой. Это не только крупные города, но и малые населенные пункты в горной местности. И там тоже учатся дети. Поэтому обеспечение всех школ — и городских, и сельских качественным интернет-трафиком — одна из ключевых задач. Она реализуется в рамках регионального проекта «Цифровая образовательная среда».

Молодые профи

Национальный проект «Образование» предполагает также модернизацию профессиональной ступени. Край — активный участник движения «Молодые профессионалы». Кстати, именно сейчас в Казани проходит 45-й чемпионат мира по стандартам WorldSkills. Сколько наших ребят вошло в национальную сборную и что в целом дает участие в этом движении?

— Мы рады, что Россию в Казани представляют шесть наших студентов и выпускников. Еще два школьника — Артем Хасровьян и Роман Сулайманов из Новороссийска вошли в юношескую команду страны.

Хочу сказать, что движение WorldSkills — это мощный ресурс развития системы профессионального образования. Поднятию престижа рабочих профессий большое внимание уделяет руководство края. Эта системная работа дает результат. Разительно изменилась инфраструктура, техническое оснащение наших колледжей и техникумов и соответственно — подготовка профессиональных кадров. Хочу отметить и высокий потенциал педагогических кадров в СПО. Это подтверждает и тот факт, что многие наши педагоги принимают участие в чемпионатах рабочих профессий в качестве экспертов.

Безусловно, такой интерес и востребованность специалистов профессионального звена связаны с теми процессами, которые происходят в крае: активным строительством, развитием курортной сферы, АПК, рынка услуг. Чтобы осуществлять эти проекты и двигать экономику вперед, нужны грамотные, высококвалифицированные специалисты. Именно на их подготовку и нацелены наши профессиональные заведения и чемпионат WorldSkills.

Какие специальности наиболее востребованы? Куда отдать ребенка, чтобы получить конкурентную профессию на рынке труда? Когда об этом надо начинать задумываться?

— Еще в школе. Сегодня в фокусе внимания вопросы ранней профориентации. Заканчивая среднюю ступень, дети уже владеют информацией о системе профобразования, колледжах и техникумах, специальностях, которые в них можно получить. Многие школы проводят экскурсии в колледжи и показывают детям, чему и как учатся студенты.

К наиболее востребованным рабочим специальностям в крае относятся операторы станков с числовым программным управлением, сварщики, электромонтажники, строители, сборщики и ремонтники электрического и промышленного оборудования. Также рынок труда нуждается в продавцах, поварах, горничных. И, кстати, у нас сегодня очень высокий конкурс на многие из этих специальностей: пять, восемь и даже десять человек на место. Приемная кампания этого года показывает крайнюю популярность и востребованность рабочих профессий среди абитуриентов. И только лучшие выпускники с высокими баллами смогли поступить на бюджет.

Вы говорите, что наше среднее образование претерпевает серьезные изменения. Это касается не только технического оснащения учебных заведений, но и самого образовательного процесса. Популярной становится сдача демонстрационного экзамена по окончании колледжа. Зачем он нужен и сколько ребят его сдают?

— В системе профобразования сегодня действительно появляются многие новации. Это новые программы по профессиям и компетенциям, которые являются предметом соревнований на чемпионатах WorldSkills и наиболее востребованы у работодателей. Как проверить, насколько выпускник колледжа освоил профессиональные навыки, насколько он готов завтра включиться в производственный процесс, стать успешным на новом месте работы? Для этого и вводится демонстрационный экзамен. То есть это экзамен, который проводится на практической площадке с использованием необходимых материалов, оборудования и оценивается по международным стандартам. К примеру, каменщик должен положить кладку, электрик — смонтировать систему освещения дома, а сантехник — проложить коммуникации холодного и горячего водоснабжения. В этом и заключается новшество демонстрационного экзамена.

Впервые такой экзамен наши студенты сдавали в 2017 году — 98 человек. Сегодня их уже более тысячи, или пять процентов от общего числа выпускников. Вырос и уровень подготовки. В рамках нацпроекта мы будем и дальше работать в данном направлении. В этом году в пяти колледжах будут созданы учебные мастерские по компетенции «Повар» стандарта WorldSkills, в семи — по компетенции «Сварщик». Всего у нас в крае сейчас 41 центр проведения демонстрационного экзамена в 37 колледжах и техникумах, и число их будет расти.

Успеть за временем

Современных детей должны учить современные учителя. Поэтому в нацпроекте ключевой темой прописан профессиональный рост педагогов. Когда в крае заработают центры непрерывного повышения квалификации? Сколько их будет?

— Уже само название регионального проекта «Учитель будущего» формулирует главную цель. В наше время педагоги должны успевать за теми быстрыми и постоянными изменениями, которые происходят в мире, обществе. Поэтому проектом предусмотрено, что более половины педагогов пройдет профессиональную переподготовку и повышение квалификации. Для этого создаются центры непрерывного повышения педагогического мастерства. А наряду с этим планируется создание центров независимой оценки тех самых профессиональных компетенций, которыми должен обладать учитель.

Хочу добавить, что участниками проекта станут не только молодые специалисты, но и педагоги с большим опытом работы, которые также могут испытывать определенный профессиональный дефицит по каким-то направлениям.

Сколько будет таких центров?

— До 2022 года по результатам федеральных отборов мы планируем создание двух центров. Один откроется в Краснодаре, другой — в Ленинградском районе. По результатам следующих отборов будем говорить о создании таких площадок и в других городах края.

К слову, этим летом педагоги всех 153 центров цифрового и гуманитарного профиля прошли подготовку на площадке «Кванториума» в Севастополе.


Подготовила Марина ГЛЕБОВА

Фото Михаила СТУПИНА

Здесь может быть ваша реклама
Оставьте заявку и наши менеджеры свяжутся с вами
Или вы можете посмотреть наше предложение