Всероссийский Союз страховщиков рассказал о методах борьбы с мошенничеством

На пресс-конференции, посвященной противодействию страховому мошенничеству, представители Всероссийского союза страховщиков (ВСС) и крупнейших страховых компаний обсудили результаты работы, а также ситуацию в российских регионах, сложившуюся в 2021 году. По их словам, проблема страхового мошенничества в России остается как никогда актуальной и серьезно влияет на финансовое и социальное благополучие каждого региона России.

По статистике ВСС, в полицию по выявленным признакам страхового мошенничества по итогам 9 месяцев 2021 года страховщики подали 7150 заявлений на общую сумму ущерба более 3,7 млрд рублей.  Из 100% поданных заявлений о мошенничестве 89% приходится на ОСАГО, всего 8% на каско, лишь 2% на жизнь и здоровье, только 1% на имущество и ответственность. Если смотреть по сумме ущерба, то 57% приходится на сферу ОСАГО, 22% на каско, 18% на имущество, 3% на жизнь и здоровье. Страховщики ожидают, что к концу года подобных заявлений будет подано не меньше 10 тысяч, а сумма ущерба по ним превысит 5 млрд рублей. Одновременно Сергей Ефремов, вице-президент Всероссийского союза страховщиков отметил общее улучшение ситуации в страховой отрасли по уровню мошеннических действий, если сравнивать данные за прошедшие несколько лет. «В 2018 году наблюдался пик активности, в полицию было подано более 13 400 заявлений. В 2019 их количество снизилось до 12 500, с общей суммой ущерба 8,2 млрд рублей. А в 2020 году страховщики направили 10 000 заявлений на сумму 5,5 млрд рублейТот опыт, который мы накопили за предыдущие годы, способы и меры противодействия дают свой результат, и ситуация не ухудшается. Страховщики активно используют технологии, которые позволяют выявлять, блокировать деятельность мошенников», — подчеркнул Сергей Ефремов.

На сегодняшний день округами, показывающими наибольшее количество обращений страховых компаний в правоохранительные органы, являются Южный, Центральный и Приволжский федеральные округа. И здесь важным вопросом становится упреждающий механизм выявления фактов мошенничества в области страхования, считает генеральный директор ООО «Зетта Страхование» Игорь Фатьянов: «Механизм запускается с самого первого этапа подачи заявки страхователем. Технически определение мошенничества происходит с самого первого этапа – с идентификации клиента, то есть ещё до начала страхования как такового. Страховики очень пристально оценивают историю каждого клиента не только в плане страхования, но и круг общения, а иногда даже проводят специальные проверки. Конечно же, если мы видим, что клиент был причастен или задействован в ряде мошеннических схем или имел серийные ДТП, то внимание к такой заявке будет повышенным. Борьба с мошенничеством продолжается и на этапе урегулирования», — рассказал Игорь Фатьянов.

В борьбе с мошенничеством страховщики стараются выстраивать активное взаимодействие с органами власти и правопорядка, а также применяют все доступные на сегодняшний день инструменты и методы по выявлению и пресечению недобросовестных действий. Благодаря налаженному эффективному взаимодействию с правоохранительными органами и при содействии властей за последние года кардинальным образом удалось переломить ситуацию с количество мошеннических действий в Краснодарском крае. Регион вышел из «красной» высокорисковой зоны и занимает 33 место в рейтинге регионов РФ по уровню риска мошеннических выплат в ОСАГО Российского Союза Автостраховщиков. За прошедшие три месяца резко укрепила свои позиции Волгоградская область, вплотную приблизившись к «желтой» границе рейтинга, переместившись с 12-й строчки рейтинга на 17-ю.

Однако до полного искоренения проблемы мошенничества во всех регионах страны ещё далеко. Мошенники постоянно изобретают новые схемы, а бороться с ними своими силами для страховщиков не представляется возможным. Поэтому так важна консолидация сил правоохранительных органов и региональных властей.