Без границ и без закона

О плачевной ситуации с земельными делами в Сочи в последние годы не писал и не слышал только ленивый. Во многом ее появлению способствовала двойственная позиция городских властей. С одной стороны, администрация Сочи не раз заявляла о борьбе с самостроями, с другой — закрывала глаза на некоторые из них. А уж судебная практика курорта по узакониванию построек и решению земельных вопросов с «нужными», а не справедливыми решениями стала известна на всю страну. И если читатели думают, что подобные проблемы вряд ли их могут коснуться, то ошибаются. Печальным примером тому служит история пенсионера Виктора Николаевича Милютина, проживающего в Адлерском районе Сочи, по ул. Свердлова, 3.

Чтобы разобраться в сложившейся ситуации, придется вернуться в 1955 год. Именно тогда в землеустроительных документах города Сочи и появился впервые несчастный земельный участок. Спустя время, уже в 1976 году, его обладателем стал сочинский пенсионер Виктор Милютин. Купленный участок он разделил с родной бабушкой, о чем свидетельствует соответствующее судебное решение. Таким образом в собственности у Виктора Милютина оказалась сотка земли и стоящая на ней часть дома, а также забор, обозначавший границы участка. Схема участка была зафиксирована в БТИ. В 1998 году в соответствие с законом в нашей стране стали появляться земельные комитеты. Приходившие на участки специалисты измеряли их, составляли планы и оформляли землеустроительные дела.
— В землеустроительном деле свои подписи ставили все соседи. Это свидетельствовало о том, что участники признают границы участка. Так произошло и в моем случае,— рассказывает Виктор Николаевич.
Годы шли, менялись соседи, менялась и ситуация с землей. В 2014 году, когда Сочи готовился к зимним Олимпийским играм, на прилегающих к земле Виктора Николаевича участках начали появляться «очень необходимые» для города гостиницы. Несмотря на закон, строились они на землях, отведенных под индивидуальное строительство. Например, позади дома Виктора Николаевича вырос отель в девять этажей. Объявившие гостинице El Paraiso борьбу власти оказались бессильны. Высотный самострой удалось узаконить через суд, правда для этого пришлось поделить его на трех хозяев, каждый из которых и получил ИЖС. А то, что «трехэтажные коттеджи» возвышаются друг над другом, образуя высотку, никого не смутило. Не осталась поначалу без внимания контролирующих органов и стройка слева от участка Виктора Николаевича. Предусмотренный по проекту частный дом превратился в гостиницу: четыре этажа жилых, а один — подземный. При этом расположены оба отеля оказались в опасной близости от дома Виктора Николаевича — расстояние до них не превышает и двух с половиной метров. Казалось бы, нарушение всех СНиПов и ГОСТов.
— Проверять строительство, идущее на соседних участках, приезжали комиссии Ростехнадзора. Даже выносили постановления о том, что стройка идет без соблюдения всяких норм. Но никого это не остановило: гостиницы были достроены, а власти развели руками: мол, что же делать, когда здания уже стоят,— рассказывает Виктор Николаевич.
Протестующему пенсионеру новые хозяева участков дали понять ясно: сделают так, чтобы он от земли отказался по собственной воле. Сначала на порог дома Виктора Николаевича, пробив крышу, упал кусок строительной арматуры. Пенсионер поблагодарил бога, что в этот момент во дворе не бегали внуки. Позже начал работать дизельный генератор. Гарь от него летела прямо на участок к Виктору Николаевичу, сжигая посадки. И наконец, обладателям гостиниц понадобился проезд на подземную парковку. Казалось бы, можно его сделать с улицы. Но первый этаж уже сдан арендаторам. Было решено немного подвинуть границу участка Виктора Николаевича, забрав у него подход к дому и снеся пристройку. Обладатель гостиницы господин Балазян подал на пенсионера в суд. Началось разбирательство.
— Это единственный подход к моему дому. Что ж, прикажете мне через окно или крышу заходить? А в пристройке находятся все коммуникации: котел для отопления, канализация, душ и туалет. Жить без всего этого в доме невозможно,— сетует пенсионер.
Оценить ситуацию приехал судебный эксперт Антонюк. Он-то и определил, что оформленные много лет назад документы у Виктора Николаевича неверные и пенсионер якобы сам залез на соседние участки. При этом во время суда эксперт пояснил, что дом Милютина стоит не в той плоскости — определить правильные координаты не представляется возможным. Не смутило Антонюка и то, что здание создано на фундаменте, заложенном еще в 1955 году, кроме того, сохранился дом соседа справа, который мог бы помочь в решении вопроса.
— В Кадастровой палате Краснодарского края и города Сочи пояснили, что между нашими участками нет межи. Тогда в соответствии с земельным законодательством граница должна определяться по забору, который разделяет участки более пятнадцати лет. Мой забор стоит уже около пятидесяти, а в суде считают, что я его подвинул. Как же так? У меня даже и фотографии есть: дети мои, еще маленькие, здесь играют, около этого самого забора,— рассказывает Виктор Милютин.
Доводам пенсионера Адлерский суд не внял. Отклонил апелляцию и суд в Краснодаре. Стоит отметить, что на рассмотрение дела в общей сложности было потрачено не более четверти часа: районный суд длился минут десять, краевой — и того меньше.
— Такое ощущение, что мои документы никто даже и не смотрел. Просто вынесли решение о том, чтобы забрать часть земли. Кому-то, наверное, так выгодно,— сокрушается пенсионер.
Попытался Виктор Николаевич пожаловаться в городскую прокуратуру. «Я вам сочувствую, но помочь ничем не могу. Есть решение суда!» — услышал он от прокурора. А вот юристы депутата Государственной Думы Константина Затулина документы посмотрели и даже предположили возможность мошенничества. Адвокаты посоветовали Виктору Николаевичу написать кассационную жалобу. Теперь пенсионер вновь рассчитывает на судебную справедливость. Остается надеяться, что, благодаря ей, решение будет законное, а у участка Виктора Николаевича Малютина, расположенного в Адлерском районе Сочи, по ул. Свердлова, 3, появятся границы.

Ирина ИГОРЕВА