Быть патриотом

Сергей Аркадьевич Третьяков — председатель комиссии Общественной палаты Краснодара по вопросам патриотического воспитания, молодежных инициатив, делам казачества и военнослужащих. И ее работу, которая охватывает многие аспекты патриотического воспитания горожан, трудно переоценить, к тому же Сергей Третьяков — исполнительный директор Краснодарского краевого отделения Российского военно-патриотического общества.

— Патриотическая работа среди всех слоев населения, и прежде всего среди молодежи, была важна всегда. Но наиболее актуальна она именно сегодня, когда всем необходимо сплотиться в интересах защиты нашего Отечества, в сохранении его целостности,— уверен Сергей Аркадьевич. — Речь идет о воспитании именно осознанного патриотизма. И здесь семья играет ключевую роль. Очень важно, как родители говорят о патриотизме, что доносят до своих детей, как воспитывают чувство любви к Отечеству. И здесь не может быть мелочей, потому как это имеет очень важное значение.

Общество понимает, что подготовку ребят к военной службе с хорошими волевыми, моральными и физическими качествами надо начинать не со старших классов в школе, а куда раньше. И уже с детского сада ребенок должен понимать, что патриотизм — это любовь к Родине, семье, тому городу или селу, где он живет. То, что будет в него заложено с юных лет, он пронесет через всю свою жизнь.

В этом направлении и ведет свою системную работу Общественная палата Краснодара совместно с городской администрацией и гордумой. И речь идет не только о заседаниях круглых столов, на которых решаются различные вопросы, связанные с патриотическим воспитанием, не только об организации различных мероприятий патриотической направленности.

— Продолжаем активную работу, чтобы учебные заведения Краснодара становились центрами патриотического воспитания молодежи, в школах создавались музеи,— говорит Сергей Третьяков.

По его мнению, большое значение имеет и создание документальных фильмов на патриотическую тему, и не только об исторических личностях и героях Великой Отечественной войны, но и о сегодняшних воинах, отстаивающих целостность нашей страны. Это яркие примеры, на которых воспитывается молодое поколение.

Сергей Третьяков уточняет, что немаловажное значение имеет и присвоение имен героев Советского Союза и Российской Федерации краснодарским учебным заведениям: это помогает школьникам глубже изучать историю города, края, нашей страны.

Сорок семь краснодарских школ носят имена героев Советского Союза, девяносто девять — героев Российской Федерации. Есть и классы, которым присвоены имена героев Отечества.

— В последнее время при поддержке администрации Краснодара и гордумы в городских школах установили четырнадцать бюстов выдающихся людей. Общественная палата Краснодара готовила все необходимые обоснования, собирала исторические справки, и всё это делалось с учетом мнений горожан. Активное участие в этой важной работе принимала и ветеранская организация «Боевое братство».

За последние три года по линии Общероссийской общественной организации «Российское военно-историческое общество» в Краснодаре установили 39 мемориальных досок, причем совершенно бесплатно. Таких досок по Краснодарскому краю около пятисот, и только в Краснодаре — тридцать девять. Это довольно серьезное количество,— говорит Сергей Третьяков.

— Когда школа носит имя знаменитого человека, особенно земляка, это стимул для патриотического воспитания подрастающего поколения, для того, чтобы молодые люди стремились быть похожими на героев. Когда школа носит имя Героя Советского Союза или Героя России, это высочайшая планка нравственности, порядочности во всём для учеников и всего коллектива учебного заведения,— говорит Сергей Третьяков.

Краснодарская школа №96 носит имя Героя Российской Федерации Владислава Посадского. Он окончил Московское суворовское военное училище, отучился в Орджоникидзевском высшем общевойсковом командном дважды Краснознаменном училище имени Маршала Советского Союза Еременко.

Затем Владислав Посадский проходил службу в подразделениях, находящихся в разных военных округах. С 1994 года занимал должность командира роты специального назначения Главного разведывательного управления Генерального штаба. Вверенное ему подразделение располагалось на территории Северо-Кавказского военного округа, в Краснодаре.

Посадский принимал непосредственное участие в операции по восстановлению конституционного порядка в Чеченской Республике. В период проведения контртеррористической операции, более известной как вторая чеченская война, являлся начальником штаба отдельного мотострелкового батальона специального назначения, постоянно дислоцирующегося в Чеченской Республике.

В январе 2004 года в Чечне полковник Посадский принимал участие в боевой операции по освобождению заложников. В ходе ожесточенной схватки с боевиками, спасая от смерти чеченских женщин и детей и израсходовав весь свой боекомплект, Владислав Посадский вышел на линию огня и прикрыл заложников своим телом. В этой боевой операции было уничтожено четверо боевиков, в том числе полевой командир.

За мужество и героизм, проявленные при выполнении воинского долга в Северо-Кавказском регионе, указом президента России полковнику Посадскому было посмертно присвоено звание Героя Российской Федерации.

И естественно, учащиеся школы, зная о подвиге соотечественника, стараются быть похожими на патриота, который был верен своему Отечеству.

— Торжественное присвоение городским школам имен героев-соотечественников, создание школьных музеев, открытие памятных досок, издание брошюр о героических поступках, съемки документальных фильмов на патриотическую тему — эта работа продолжается в том числе и при самом активном участии Общественной палаты Краснодара. Считаю абсолютно правильным, чтобы школьники понимали, что они наследники тех, кто ковал победу и сегодня отстаивает целостность России. И здесь большую роль играют различные тематические мероприятия, системно проводимые в учебных заведениях,— считает Сергей Третьяков, который частый гость на патриотических мероприятиях в различных организациях.

К сказанному им добавлю, что серьезная патриотическая работа проводится не только в школах, но и в системе профессионального образования — в техникумах и колледжах.

Так, понимая и осознавая всю значимость и необходимость сохранения исторической памяти, на территории Краснодарского торгово-экономического колледжа силами учебного заведения создали памятник сестрам Лидии и Елене Воскресенским, которые в годы оккупации Краснодара ценой своих жизней противостояли немецко-фашистским захватчикам.

Тринадцатилетняя Лида отравила пять гитлеровских офицеров, тем самым отомстив за смерть своей тети — Евдокии Никитичны Калашниковой (Воскресенской).

Фашисты нашли девочку, жестоко ее избили и отправили в Первое полицейское отделение, которое в годы оккупации Краснодара находилось на улице Длинной. Затем девочку перенаправили в военную комендатуру.

Оккупанты решили публично повесить девочку, прикрепив ей на грудь табличку с надписью: «Она отравила пять немецких офицеров».

Фашистские палачи согнали к месту казни девочки сотни краснодарцев и повесили юную героиню на металлическом столбе. Всего шесть дней не дожила Лида до освобождения родного города от захватчиков. Ее старшую сестру — Лену Воскресенскую — изуверы сожгли в застенках гестапо.

Героизм и стойкость сестер Воскресенских всегда будет в памяти народной — нынешнего и будущего поколений. И студенты Краснодарского торгово-экономического колледжа, на территории которого находится памятник юным героиням, прекрасно понимают, как досталась победа нашему народу в Великой Отечественной войне. Это ли не яркий пример патриотической работы в учебном заведении!

— Именно от молодого поколения зависит будущее нашей страны. От того, как сегодня взрослые доносят до подрастающего поколения гордость за великую историю нашей страны, зависит, какой она будет. Наше настоящее и будущее должно строиться на духовных основах. И такой основой является именно патриотизм. Это уважение к своей истории и традициям, духовным ценностям, нашей многонациональной культуре. Это ответственность за свою страну и ее будущее. Чувство патриотизма, система ценностей и нравственных ориентиров закладывается в человеке именно в детстве и юности,— уверен Сергей Аркадьевич.

Для него патриотизм не просто слова, потому как служению Отечеству он посвятил многие годы. Можно сказать, всю свою жизнь. Родился в семье военнослужащего и, решив пойти по стопам отца, в возрасте пятнадцати лет поступил учиться в Уссурийское суворовское училище. После трех лет обучения в училище поступил в Новосибирское высшее военное командное училище.

С 1976 года служил в войсках Дальневосточного военного округа, Группе советских войск в Германии, в Приволжском военном округе в должностях заместителя командира роты, батальона, дивизии по политической части.

В 1984 году Сергей Третьяков поступил в Военно-политическую академию имени В. И. Ленина. Позднее был назначен заместителем командира полка по политической части в Туркменском военном округе. Участвовал в разрешении осетино-ингушского конфликта 1992 года, затем в боевых действиях в Чеченской Республике.

В 1993 году в должности заместителя начальника политического отдела 52-й отдельной армии прибыл в Краснодар. Завершил службу начальником группы организации воспитательной работы в звании подполковника. С 1999 по 2003 год работал помощником председателя Законодательного Собрания Краснодарского края.

Сергей Третьяков награжден орденом «За военные заслуги», десятью медалями, в том числе медалью «За военные заслуги». Это настоящий патриот, для которого работа в Общественной палате Краснодара — возможность еще шире вести патриотическую работу среди горожан.

— Что такое настоящий патриотизм? Это образованный патриотизм. Настоящий патриот тот, кто знает, как и чем он может служить своему Отечеству. Патриотическое воспитание должно отвечать состоянию общества, люди должны быть едины в своих стремлениях, и для этого должна проводиться не только разъяснительная работа. Патриотическое воспитание — это не единичное мероприятие. Нельзя провести один молодежный форум патриотической направленности и назвать это воспитанием. Работа должна вестись постоянно и гармонично вписываться в состояние, интересы и стремления людей. Это составная и неотъемлемая часть воспитания человека и гражданина, потому что, каким станет ребенок в будущем, зависит от множества факторов,— уточняет Сергей Аркадьевич.

— Патриотическое воспитание — это системная и целенаправленная деятельность не только органов государственной и муниципальной власти, учебных заведений, ветеранских и молодежных организаций, средств массовой информации, Общественной палаты Краснодара, но и, конечно, семей по формированию у молодого поколения высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству и готовности выполнения гражданского долга по защите интересов Родины. Патриотизм проявляется также в активном участии в жизни общества, в оказании помощи тем, кому она действительно необходима, в заботе и поддержке близких, в стремлении изучать историю своей страны, ее культурное наследие. Причем патриотизм — это не только наш набор знаний, наши мысли, но и наши реальные действия. Необходимо посвящать себя развитию своего города, края, страны сегодня и движению вперед. Помнить героическое прошлое нашей страны, знать ее настоящее и уверенно строить успешное будущее,— считает председатель комиссии Общественной палаты Краснодара по вопросам патриотического воспитания, молодежных инициатив, делам казачества и военнослужащих Сергей Аркадьевич Третьяков.

Подготовил Михаил МИШИН