На прошлой неделе в селе Коноково Успенского района открылась серия зональных парламентских слушаний, проводимых ЗСК, по обсуждению проекта краевого бюджета на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов. В таком формате проект главного финансового документа Кубани рассматривается жителями края уже в третий раз, что делает процесс его формирования открытым и понятным для них. Есть возможность разобраться, как регион должен работать дальше, чтобы успешно развиваться. Отрадно отметить, что на этих слушаниях уже не было просьб «дайте», а сыпались предложения, как своим трудом можно увеличить доходную часть местных бюджетов. Вел слушания председатель ЗСК Владимир Бекетов.
Цифры говорят обо всем
С основным докладом выступил вице-губернатор Кубани, министр финансов Иван Перонко. Он напомнил участникам слушаний о том, что федеральный бюджет на 2014 год уже принят в первом чтении. Следующий финансовый год, как предупредил минфин, будет непростым: за последние десять лет расходы бюджетов всех уровней выросли в 2,5 раза, при том что сегодня экономика замедляется, сокращаются налоговые поступления, прежде всего налога на прибыль.
В основу проекта регионального бюджета на 2014 год заложен следующий сценарий социально-экономического развития края в 2014 году: сохранение объема ВРП края на уровне 2013 года; рост прибыли прибыльных предприятий на 13,3 процента; рост фонда оплаты труда на 10,5 процента. Основные параметры краевого бюджета: доходы составляют 175,9 млрд. рублей, расходы – 180,4 млрд. рублей.
Как мы уже рассказывали в одном из последних номеров газеты, этот проект краевого бюджета имеет несколько особенностей. Необходимо обеспечить рост доходов бюджета, чтобы выполнить все социальные обязательства края и сохранить бюджетную поддержку развития экономики; перейти на программный бюджет, дабы обеспечить эффективность бюджетных расходов и получить максимум федеральной поддержки; поддержать сбалансированность бюджетов всех уровней; снизить долговую нагрузку и в несколько раз сократить дефицит бюджета.
В Краснодарском крае сохраняется стабильность, но, как отметил Иван Александрович, 2014 финансовый год для Кубани ожидается более напряженным, чем нынешний. На ближайшие годы предусматривается увеличение доходов до 10 процентов. Нужно оптимизировать расходы и менять приоритеты. Сокращаются бюджетные инвестиции, расходы на материальные закупки, приобретение оборудования и капремонт. Но при этом социальные выплаты
увеличатся, и все социальные обязательства края будут выполнены в полном объеме.
Прогноз собственных доходов краевого бюджета на 2014 год – 155 млрд. рублей, с ростом на 9 процентов к уточненному бюджетному назначению 2013 года. В консолидированный бюджет края (краевой плюс местные бюджеты) планируется мобилизовать 205,3 млрд. рублей налоговых и неналоговых доходов – с ростом на 9,8 процента. Сумма безвозмездных поступлений из федерального центра на текущий момент – 21,3 млрд. рублей. Без учета федеральных ассигнований на строительство олимпийских и инфраструктурных объектов в Сочи это практически столько же, замечает министр финансов, сколько запланировано на текущий год. В целом доходы краевого бюджета на 2014 год рассчитаны в сумме 175,9 млрд. рублей.
Расходы краевого бюджета на 2014 год (на текущий момент) запланированы в сумме 180,4 млрд. рублей. Социальная направленность бюджета в 2014 году не только сохранится, но и усилится. На социально-культурную сферу будет направлено более 123 млрд. рублей – 68процентов всех расходов краевого бюджета. В ближайшие три года на социальную сферу будет направляться более 65 процентов расходов бюджета.
Продолжится работа по повышению уровня зарплат в социальной сфере. За последние пять лет вдвое увеличились расходы края на социальную сферу и на зарплату ее работников.
В 2014 году на выполнение указа президента России будет направлено 12,8 млрд. рублей (в 2015 году – 19,7 млрд. рублей, в 2016 году – 28,9 млрд. рублей). На Кубани прибавку к зарплате получат около 190 тысяч человек.
В результате зарплата педагогических работников школ и дошкольных учреждений к 2016 году вырастет еще почти на 40процентов (по сравнению с 2013 годом), а у педагогов учреждений профессионального, дополнительного образования и в учреждениях для детей сирот – на 66 процентов. У медицинских работников она поднимется более чем на 70процентов, а у работников культуры и соцработников – в два раза.
Кроме того, у остальных работников государственных учреждений оплату труда планируется повышать ежегодно с 1 октября в 2014 и 2015 годах на 5,5 процента и в 2016 на 5 процентов.
Все обязательства по реализации Указов Президента по повышению заработной платы работников как государственных, так и муниципальных учреждений полностью взял на себя краевой бюджет. В 2014 году из краевого бюджета на оплату труда работникам муниципальных учреждений направляется 2,7 млрд. рублей, в 2015 – 4,2 млрд., в 2016 – 5,8 млрд. рублей.
На образование в 2014 году планируется направить 46,1 млрд. рублей. Из них почти три четверти (34,9 млрд. рублей) будет передано муниципальным образованиям в виде субсидий и субвенций.
На комплекс мер по оздоровлению детей и подростков будет направлено более 1 млрд. рублей. Различными оздоровительными мероприятиями планируется охватить не менее 40 процентов школьников.
С 2014 года с муниципального на региональный уровень передаются полномочия по обеспечению дошкольного образования. С нового года муниципальные и частные детские сады будут получать бюджетное финансирование из краевого бюджета по утвержденному подушевому нормативу. На эти цели в бюджете 2014 года предусмотрено 12,9 млрд. рублей. Свыше 2 млрд. рублей в консолидированном бюджете предусмотрено на строительство ремонт и реконструкцию детских садов.
На здравоохранение в 2014 году будет направлено 38,2 млрд. рублей. Расходы на обеспечение отдельных категорий граждан бесплатными и льготными медикаментами – 3,3 млрд. рублей, на развитие высокотехнологичной медицинской помощи –1,4 млрд. рублей.
На социальную политику на 2014 год предусмотрено 31,9 млрд. рублей. В сферу культуры в 2014 году планируется направить 3,2 млрд. рублей. На физкультуру и спорт – 3,7 млрд. рублей.
Значительная доля расходов направляется на развитие инфраструктуры и экономики края. На финансирование мероприятий по развитию и повышению конкурентоспособности агропромышленного комплекса края из краевого бюджета пойдет 3,5 млрд. рублей, плюс из федерального бюджета планируется привлечь не менее 3,7 млрд. рублей. На поддержку малых форм хозяйствования в АПК будет направлено более 500 млн. рублей, на развитие сельских территорий – свыше 200 млн. рублей.
В рамках государственной программы модернизации жилищно-коммунального хозяйства края в 2014 году предусмотрено 0,5 млрд. рублей на обеспечение населения качественной питьевой водой.
На 2014 год предусмотрено почти 850 млн. рублей на переселение граждан из аварийного жилищного фонда, более 840 млн. рублей – на финансирование мероприятий подпрограммы «Жилище» государственной программы в сфере строительства (развитие ипотечного жилищного кредитования, обеспечение земельных участков инженерной инфраструктурой)
Региональный дорожный фонд на 2014 год сформирован в объеме 19,5 млрд. рублей. Непосредственно на строительство, реконструкцию, ремонт и содержание сети региональных дорог расходы возрастут на 18 процентов (16,4 млрд. рублей). На развитие дорог местного значения будет
выделено 1,7 млрд. рублей. Формирование муниципальных дорожных фондов позволит выполнять ремонт более 420 км дорог местного значения в год.
Объем межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных образований в 2014 году превысит 60 млрд. рублей, в том числе субсидии – 13 млрд. рублей. На предоставление субсидий муниципалитетам уходит каждый четырнадцатый рубль краевого бюджета.
Практически все субсидии предоставляются муниципалитетам в рамках краевых программ. Это основной инструмент по укреплению финансовых основ местного самоуправления – в 2013 году почти четверть расходов местных бюджетов осуществляется за счет субсидий из краевого бюджета на реализацию 103 краевых целевых программ. В 2014 году эти пропорции сохранятся – будут работать 25 государственных программ, включающие в себя основные мероприятия краевых программ.
Всего на предоставление дотаций местным бюджетам в 2014 году предусмотрено 6,9 млрд. рублей. На прямые дотации бюджетам поселений предусмотрено почти 0,5 млрд. рублей.
При расчете финансовой помощи муниципальным образованиям сделано все необходимое, чтобы обеспечить сбалансированность местных бюджетов, отметил министр финансов.
Прежде всего нужно работать
Председатель ЗСК Владимир Бекетов в своем выступлении остановился результативности и отдаче социальных программ. В каждом муниципальном образовании, заметил он, действуют программы развития таких отраслей, как спорт и культура, есть свои коллективы и команды, добившиеся значительных успехов. И если продуманно организовать межрайонный обмен, совместное проведение мероприятий, то при тех же затрачиваемых средствах можно добиться значительных результатов. Каждый район будет представлять соседям лучшее, что у него есть, и, в свою очередь, принимать их у себя.
Статистика последних лет фиксирует рост рождаемости, и это отрадно. К 2016 году планируется закрыть вопрос дефицита мест в детских садах. Значительные средства предусматриваются также на текущий и капитальный ремонт школ, совершенствование их материально-технической базы. Этот вопрос надо держать на постоянном контроле, считает Владимир Андреевич, и планировать развитие школьной сети с учетом изменений в демографии, потому что через несколько лет поколение тех, для кого мы сейчас расширяем сеть детских садов, пойдет в первый класс.
Остановился председатель ЗСК и на такой проблеме: недавно Центробанк опубликовал о многом говорящие данные – за различного рода кредиты россияне задолжали банкам 9 триллионов рублей, что сопоставимо с годовым доходом
федерального бюджета. В Краснодарском крае на каждого трудоспособного приходится более 110 тысяч рублей долга. Некоторые попадают в долговую кабалу от безысходности, попав в тяжелую жизненную ситуацию. Другие доверчиво покупаются на рекламу, призывающую их ни в чем себе не отказывать, жить красиво не завтра, а уже сегодня. А после и те, и другие выясняют, что за все надо платить, и рассчитываться большими процентами. И тогда начинаются настоящие трагедии, зачастую подрывающие здоровье людей, разрушающие семьи.
Такая же ситуация складывается зачастую и в муниципальных образованиях, когда темпы роста бюджетных расходов превышают рост собственных доходов. Статистика текущего года такова: в ряде муниципальных районов края сумма накопленного муниципального долга в 1,5 и более раза превышает объем налоговых и неналоговых доходов, поступивших за 8 месяцев текущего года.
Нужно стимулировать развитие малого и среднего бизнеса, повышая уровень благосостояния жителей края. В последние годы краевые власти активно поддерживают АПК. Положительные результаты уже есть. Десятки тысяч семей получили возможность работать на рынок. Несколько тысяч человек, начав с работы в своем ЛПХ, впоследствии перерегистрировались, стали предпринимателями. Многие из представителей малых форм хозяйствования вышли на уровень высокого мастерства, по уровню рентабельности производства способны соперничать с более крупными хозяйствами.
Было решено продолжить поддержку ряда приоритетных направлений малых форм хозяйствования. Также были определены основные причины, сдерживающие активность малого бизнеса на селе. Это и дефицит качественной малой сельхозтехники, и нехватка земель на отдельных территориях, и отсутствие возможностей сбыта и переработки сельскохозяйственной продукции. Если эти вопросы не будут решены, дальнейшее наращивание государственной помощи сектору малого предпринимательства будет малоэффективно. Поэтому органам местного самоуправления муниципальных районов рекомендовано создать на своих территориях оптовый сельскохозяйственный продовольственный рынок, совместно с Крайпотребсоюзом организовать сеть заготовительных пунктов и контор, активизировать разъяснительную работу с представителями малых форм хозяйствования по поводу преимуществ работы в рамках кооперативов и ассоциаций.
Совместными усилиями мы должны в кратчайшие сроки создать на Кубани эффективно работающую систему инфраструктурной поддержки малого сельхозтоваропроизводителя, в рамках которой он получит, при необходимости, помощь в наделении его землей, приобретении малогабаритной сельхозтехники, покупке кормов и забое скота и птицы, консультациях ветеринара. А также сможет реализовывать произведенную им продукцию на заготпункте или оптовом сельскохозяйственном рынке.
В прошлом году был принят краевой закон «О сельских усадьбах в малых сельских населенных пунктах Краснодарского края». Не так быстро как хотелось бы, но процесс идет. Краевая комиссия уже провела отбор участников ведомственной целевой программы «Организация сельских усадеб в малых сельских населенных пунктах на 2013-2015 годы». На конкурсной основе 13 человек были признаны победителями.
Несколько лет назад власти приняли решение о приоритетности развития виноградарства в крае. Чтобы люди могли успешно заниматься этим видом бизнеса, было решено обучать этому непростому делу, требующему специальных знаний. Недавно в Динском профессиональном училище №63 состоялся выпуск первой группы, прошедшей обучение по курсу «Инновационные технологии в виноградарстве».
В проекте краевого бюджета вопросу господдержки малого предпринимательства в АПК уделено значительное внимание. По основной для этого сектора программе «Развитие малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе Краснодарского края» предусматривается выделение более 560 миллионов рублей. Помимо этого, поддержка будет осуществляться и в рамках других программ.
Знаем, что делать
Как мы уже говорили, участники парламентских слушаний выходили на трибуну с конкретными предложениями. Так, председатель Совета муниципального образования Курганинский район Евгений Романов заметил, что пополнение местных бюджетов – ежедневная работа власти, как по строительству детских садов, дорог, благоустройству территорий, так и поиску резервов по пополнению доходной части местной казны. Например, сегодня НДФЛ в бюджете Курганинского района составляет 70 процента, поэтому планируется ужесточить борьбу с серыми зарплатами, эффективно использовать земельные участки и муниципальное имущество.
Валентина Кравченко – руководитель органа ТОС Успенского сельского поселения говорила о том, что когда у ТОСа появились средства, стало легче решать проблемы территорий. Поблагодарила краевые власти за организацию конкурса на звание лучший орган ТОС, стимулирующий кубанцев на добрые дела. Ее ТОС неоднократно входил в число его номинантов, получил премию, которая пошла на покупку спортивного комплекса и детского городка, которые никогда не пустуют. Надеется, что в районе скоро появится свой плавательный бассейн. Отрадно, отметила Валентина Харитоновна, что краевые власти не экономят на развитии сельской местности, – район участвует во многих краевых программах. В частности, на обеспечение водоснабжения на условиях софинансирования из краевого бюджета выделено 7 миллионов рублей, а из местного – только 800 тысяч.
– Сколько в Успенке неплательщиков за воду? – поинтересовался Владимир Бекетов у главы района.
– Около 100 тысяч рублей. А вместе с должниками за отопление порядка 2,5 миллионов рублей.
– При имеющемся финансировании это никуда не годится, – замечает председатель ЗСК. – Нужно не бороться с неплательщиками, а делать все возможное, чтобы их вообще не было. И органы ТОС нужны в том числе и для этих целей. Нельзя все время ждать помощи из краевого бюджета.
Это хорошо понимает глава КФХ «Арена» Гулькевичского района Анатолий Ценушела, чье хозяйство вот уже 12 лет занимается производством овощей. Получал субсидию на приобретение оборудования, современной техники, элитных семян. Затраты оправдали себя – налажен стабильный рынок сбыта (кроме Кубани продукция уходит в Москву, на Урал). Доход предприятия– 40 миллионов рублей в год, из которых на налоги уходит около трех миллионов. Сегодня в хозяйстве трудятся всего 17 человек, в том числе два поколения его семьи. Много работают (обрабатывают 220 гектаров орошаемых земель), но на жизнь не жалуются – средняя зарплата в хозяйстве 35 тысяч рублей в месяц.
– Тот, кто умеет работать, рассчитывает на свои силы, а не ждет поддержку, – замечает Владимир Андреевич.
О резервах местного бюджета говорил и глава Армавира Андрей Харченко. Город активно развивается. После инвентаризации дорог на их ремонт местный бюджет в 2014 году дополнительно планирует получить около 26 миллионов рублей, что значительно больше по сравнению с предыдущими годами. Переход поступлений на местный уровень с 1 января 2014 года от продажи земельных участков и за аренду тех, на которые не разграничена государственная собственность, обещает принести Армавиру порядка 22 миллионов рублей. Также предстоит активизировать работу по недоимке, инвентаризации объектов налогообложения, привлечению инвестиций (за последние три года в экономику Армавира привлечено порядка 10 миллиардов рублей). И темпы не надо снижать, считает он.
В этом году впервые в парламентских слушаниях по обсуждению проекта краевого бюджета принимают участие члены экспертно-консультативных советов, созданных при комитетах ЗСК. На этом совещании слово дали члену такого совета при комитете по финансово-бюджетной и налоговой политике, профессору кафедры по налогам и налогообложению КубГАУ Нины Тюпаковой.
Итог важного разговора подвел руководитель кубанского парламента Владимир Бекетов. Он отметил, что проекты федерального и краевого бюджетов принимаются в непростой ситуации, когда необходимо жестко оптимизировать расходы, стимулировать развитие экономики. На парламентских слушаниях власти показывают прозрачность формирования главного финансового документа региона, ничего и ни от кого не скрывая. Чтобы бюджет пополнялся, нужно серьезно заниматься экономикой. Когда научимся так трудиться, тогда и появится возможность больше финансировать основные направления. А пока надо научиться хорошо работать, сказал Владимир Бекетов.
Проект краевого бюджета планируется обсудить на шести выездных парламентских слушаниях, в которых примут участие представители всех муниципальных образований, после чего будет готовится к рассмотрению на очередной сессии ЗСК.
Главное – стабильность
Разговор о настоящем и будущем Краснодарского края продолжился у председателя ЗСК Владимира Бекетова и министра финансов региона Ивана Перонко во время традиционного подхода к прессе.
– Бюджет 2014 года имеет социальную направленность, но станет ли он бюджетом развития на будущие годы? – поинтересовались журналисты.
– Почему-то принято считать, что если речь идет о бюджете развития, то это обязательно должно быть связано с вложениями в экономику, – замечает Иван Перонко. – А разве это не развитие, когда большие средства вкладываются в образование, здравоохранение, культуру, идут на повышение зарплаты работников бюджетной сферы, от которых ждем улучшения качества услуг, оказываемых населению, повышения производительности труда. Врачи, учителя, воспитатели, культработники получают зарплату и вкладывают ее в покупку продуктов, улучшение своих жилищных условий и т.д. И это тоже должно стимулировать развитие производства. Бюджет должен в большинстве своем выполнять социальные задачи. Например, нужно финансировать строительство детских садов. Как и вкладывать средства на приобретение высокотехнологичного оборудования, строительство спортивных комплексов. Поэтому, считаю, мы должны привыкнуть к мысли о том, что социальная сфера – одна из отраслей экономики.
– За счет чего краевому бюджету удается сохранить свою стабильность?
– В крае многоотраслевая экономика, и на наш регион не зависит от моноотраслей (нефтедобывающей, машиностроения), которые испытывают трудности, – говорит Иван Александрович. – Если в целом по России ВРП растет на 1 процент, то в Краснодарском крае на 2-3 процента. Кроме того большой объем инвестиций, успешное развитие АПК, транспорта, санаторно-курортного комплекса. Мы выглядим более предпочтительно на фоне многих регионов. В 2009 году, когда был первый мировой кризис, Кубань пережила его спокойно: в то время как в России снизилось поступление налогов, в регионе наблюдался незначительный рост, всего на 1,5 процента, но он был. Сейчас многим территориям сложно, доходы снижаются, а у Краснодарского края рост 6 процентов. Это результат дифференцированной экономики, большой работы краевой исполнительной и законодательной власти, которая целенаправленно на протяжении многих лет наращивает инвестиционный потенциал региона, создает новые рабочие места.
– Когда мы говорим, что нужно что-то сделать, это не значит, что край плохо работает, – замечает Владимир Бекетов. – Значит, в крае есть резервы. Их нужно активизировать, работать с отдачей. И тогда сможем спокойно пережить следующий финансовый год.
– Не уменьшится ли активность муниципалитетов по освоению краевых средств при переходе на программный бюджет?
– Наоборот должна возрасти их активность, – считает председатель ЗСК. – По большому счету многие боятся плановости. Хотя в ней ничего плохого не было, просто не нужно все доводить до абсурдности. Ведь любая семья планирует свою жизнь, на что будет тратить свои деньги. Так и территории должны учиться зарабатывать, чтобы у них были возможности на условиях софинансировать с краевым бюджетом решать многие вопросы.
– В крае утверждено 25 краевых государственных программ, – добавил Иван Александрович. – Сейчас действует 103 целевые и ведомственные краевые программы. Но при внимательном рассмотрении проекта краевого бюджета можно заметить, что все они вошли в число 25 краевых государственных программ, которые будут действовать в 2014 году, в виде подпрограмм. Все муниципальные образования смогут участвовать в них. Уровень софинансирования остался прежний, а в отдельных случаях даже уменьшился. Если раньше по программе развития дошкольного образования (на ремонт и строительство детских садов) они могли участвовать на условиях 70 на 30 процентов, то теперь муниципалитеты будут выделять только пять процентов собственных средств, а 95 возьмет на себя краевой бюджет.
– Главам муниципальных образований рекомендовано организовать оптовые рынки в городах и районах. Насколько эта мера сможет восполнить отсутствие федерального закона? Сможет ли эта система заменить работу заготконтор?
– Можно было бы сидеть и ждать, когда будет принят федеральный закон, но мы так не можем, – говорит Владимир Андреевич. – Проблем много. Есть краевой закон, который подводился под реализацию зерна, но он не такой многогранный, как бы нам хотелось. В любом случае нужно нарабатывать опыт, и параллельно продолжать продвигать проект федерального закона. Что касается заготконтор, то мы исходим из того, что во многих районах (Тбилисский, Крымский, Кореновский, Кущевский, Павловский) сохранились райпотребсоюзы, при которых работают заготконторы, есть люди, знающие, как поднять это дело. В целом это сложный вопрос, но заниматься им нужно.
– Новшество первых парламентских слушаний по обсуждению проекта краевого бюджета – привлечение членов экспертно-консультативных советов, созданных при комитетах ЗСК. Цель оправдывает себя?
– Очень хочется, чтобы экспертами проекта краевого бюджета выступили все участники слушаний, – считает Владимир Бекетов. – Сегодня налицо максимальная открытость бюджета: что имеем, куда пойдут средства, на чем будем зарабатывать. Если кубанцы с чем-то не согласны, у них есть возможность высказать свои предложения. В большинстве своем претензий у людей нет, потому что видят, что средства рационально направляются на решение проблем территорий. Есть желание сделать больше и лучше: где-то инженерные сети построить, дорогу обновить, но деньги нужно заработать.
Считаю, что в перспективе на парламентских слушаниях нужно не только обсуждать доклад министра финансов, но и послушать отчеты глав муниципальных образований об итогах работы за это время, насколько эффективно работают средства краевого бюджета, вложенные в развитие территорий. Ведь все города и районы разные, а задача власти сделать так, чтобы везде на Кубани жилось хорошо.
Наталия МЕЛЬНИКОВА
Фото Петра ЯНЕЛЯ