Что увидел кубанский рыбак в стране дорог и автомобилей

Мы сидим с Александром Максимовым на берегу огромного пруда, окаймленного густым кольцом изумрудных камышей. Раскалывая гладь пруда, то и дело вылетают из воды ракетами и с шумом падают на зеркальную гладь пруда крупные сазаны и белые амуры. Над водой низко летают белоснежные лебеди. В воде неподвижно стоят цапли, поджидая завтрак. На другой стороне пруда вдруг гулко закуковала кукушка. Солнце только взошло и, кажется, улыбается утреннему миру.

— Господи, как здорово, как я мечтал о таком утре, такой картине в Америке! — восклицает мой спутник по рыбалке.

Он позвонил мне вечером и предложил съездить куда-нибудь посидеть с удочкой в тишине. Я согласился. Выехали, когда только-только рассвело, чтобы успеть на самый заветный утренний клев. И вот мы сидим на берегу пруда, закинув удочки и поджидая, когда вздрогнут поплавки и стремительно помчатся в сторону камышей. И за ними помчатся наши сердца.

Мы все устали от вынужденной трехмесячной самоизоляции. И вот теперь, как только разрешили проезд между муниципалитетами, собрались на рыбалку в такое место, где нет ни одной души и можно не бояться подцепить ненароком от кого-нибудь коронавирус.

Поплавки застыли, и я прошу товарища поделиться впечатлениями от шести месяцев пребывания в США. Спрашиваю, какое впечатление от главной заокеанской страны.

— Главное впечатление? — задумчиво переспрашивает он. — Сложно сказать.

— Ильф и Петров в тридцатые годы проколесили по США тысячи километров и неожиданно назвали страну небоскребов, как мы в большинстве себе представляли, судя по многочисленным фотографиям Нью-Йорка, одноэтажной. Это было их главное впечатление. А твое?

— Америку и сегодня можно назвать одноэтажной. Американцы, как, впрочем, и многие европейцы, не любят жить в многоэтажных домах. Предпочитают коттеджи. Хотят жить на земле. Чувствовать запах земли, травы. Слышать шелест листьев в саду. Америка — большая страна. И земли там хватает. Иной раз едешь и ловишь себя на мысли, что это Россия с ее бесконечными полевыми, степными просторами. Особенно это чувствуется в Кливленде, где находится главный офис компании, в которой я работал. А главное ощущение от Америки, пожалуй, то, что это страна дорог и автомобилей. Может быть, потому, что я достаточно поколесил по этой стране. Проехал сорок восемь штатов, и всё время — на автомобиле. В США автомобильный транспорт давно вышел победителем из конкурентной схватки за пассажиров и грузов с железными дорогами. И опутал автобанами всю страну.

Унесенные ветром

— А как ты оказался в Америке?

мужик.JPG

— Я владел одно время, вы же знаете, в Краснодаре аптекой. Сначала дела шли более чем успешно. Но скоро аптек стало как репьев на шкуре барана. И я стал, можно сказать, жертвой конкуренции. Побеждали сильные аптечные компании, а такие, как моя аптека и другие подобные мне, прогорели. Встал вопрос, что делать дальше. Подходящей работы найти не смог. Перебивался случайными заработками. А тут жена родила сразу двойню. Двух пацанов. Забот прибавилось. Семью надо кормить. А тут несколько знакомых тоже из-за социальных неурядиц подались в Америку. Едут ведь не только ученые, как об этом принято говорить. Едут люди разных профессий. Кстати, им проще устроиться на работу. Вот и я стал подумывать о поездке за океан хотя бы на полгода, чтобы что-то заработать. А приняв решение, начал готовиться серьезно. Засел за английский, чтобы не быть немым в чужой стране.
Списался со знакомыми, живущими в Америке. Узнал, где можно неплохо заработать, и только тогда поехал в американское консульство в Москву.
Обратился за туристической визой. Сказали, что ответ надо будет ждать около года. Я столько ждать не мог. Друзья подсказали выход: выехать в Израиль — оттуда улететь в Америку, получив желанную визу, проще и быстрее. Я так и поступил. В Израиле тоже оказались мои знакомые. Остановился у них. В Израиле обратился в американское консульство. Недели через три меня звали в консульство. Провели со мной беседу. Я ответил на все вопросы и уже через три дня держал в руках заветный временный американский паспорт. И туристическую визу. Я был огорошен. Полдня приходил в себя. А назавтра уже летел в Нью-Йорк. Тринадцать часов в воздухе без дозаправки. Очень тяжело. Конечно, в самолете есть телевизоры, различные игры, но это мало спасает от однообразия полета.

За время полета устал так, словно разгрузил вагон цемента.

— А что дальше, уважаемый турист?

— У меня в США была дальняя родственница. Из Нью-Йорка полетел к ней. Она заранее подыскала мне работу. Нужно было лететь в Майами. Работал небольшое время грузчиком, чтобы заработать на текущие расходы. Платили по 150 долларов, а затем по 175 долларов за день работы. В Майами я прошел проверку на умение водить автомобиль. Экзаменовала меня средних лет полная афроамериканка. Уважительная, внимательная. Проверку на вождение я прошел и получил права автомобилиста. Имел право на вождение автомобилем, в том числе тяжелым, благо автомобиль вожу давно. И устроился в компанию по доставке грузов. Возил автомобили по стране.

— А где ночевал? В гостиницах при заправках?

— Чаще всего ночевал прямо в автомобиле. Там же нередко готовил себе ужин. В дороге перекусывал гамбургерами. Это главная еда американцев. Трамп тут не исключение. Гамбургеры вкусные. С говядиной, свининой, курятиной. Я предпочитал с говядиной. С большим куском мяса и поджаристой, хрустящей хлебной корочкой.

— С кровью?

— Кровь не текла. Но мясо в середине гамбургера сырое. Красное.

— Шесть месяцев без семьи, друзей, с плохим знанием английского — наверное, непросто тебе было?

— Очень тяжело. Это как неплавающему броситься в реку. Можно запросто утонуть. Особенно без семьи. Одиночество доставало особенно по ночам, когда ты ничем не занят. Страшно скучал по своим мальчишкам-близняшкам.

— Ну, а как унесенные ветром неурядиц в своей стране знакомые тебе — нашли то, что искали в Америке?

— Многие обожглись. Не смогли удачно устроиться и вынуждены были вернуться домой. Мне с работой повезло. Работа тяжелая, без слов. Ты всё время в дороге. Без удобств, без нормального отдыха. Без дома, без нормальной семьи. Не каждый согласится и выдержит. Но мне за все сложности и неудобства хорошо платили.

И я выдержал. Моя семья была на Кубани. В Америке меня никто не ждал, кроме компаний, куда я должен был доставить автомобили точно в срок. И я доставлял. Видел Америку в основном через стекло кабины. Но это позволяло кое-что тоже увидеть. И пообщаться там, откуда доставлял автомобили, и там, куда доставлял.

— И что же ты увидел?

— Много полных людей. От неправильного питания жирными гамбургерами. Американцы не любят готовить, тратить на готовку время. И расплачиваются за это. Еще я заметил, что Америка — страна двух наций. Белых и черных. Условно, конечно. Белые американцы — это вчерашние европейцы. Англичане, немцы, итальянцы, ирландцы, греки и другие. Немало выходцев из славянских стран. И афроамериканцы — их в стране много. Говорили, что 18 процентов. Это примерно 60–70 миллионов человек. Многие из них живут на пособие — одну тысячу долларов в месяц.

Слышал, что многие из них малограмотные, не имеют специальностей. Поэтому на работу им устроиться сложно. Люди из-за невозможности работать и нормально жить нередко деклассируются — спиваются, пополняют ряды преступных кланов. Конечно, и афроамериканцы разные. Среди них хватает успешных, грамотных, богатых людей, в том числе, занимающих ответственные посты в государстве. Говорят, Америка — плавильный котел наций, то есть из разных наций, варящихся в одном котле, формируется одна нация — американцы. Так вот, в плавильном котле переплавить афроамериканцев не удалось. Притом что государство многое для них делает. Тем не менее многие проблемы остаются. Здесь сказываются и исторические корни, когда африканцев насильно депортировали в Америку и они рабами трудились на сахарных плантациях.

Это аукается и сегодня, если хотите, на генетическом уровне. У белых и черных в Америке разный исторический политический и социальный опыт. Это отражается на реальной жизни. Притом что афроамериканец Обама был президентом США. Кажется, чего бы боле? Но желанного межэтнического мира это не принесло, свидетельство чему происходящие сейчас непростые события в США. В Америке стали сносить памятники выдающимся американцам прошлого. Например, четвертому президенту США, энциклопедисту, автору Декларации независимости Соединенных Штатов Америки Джефферсону. Или Колумбу — первооткрывателю Америки. Зачем? Уничтожая культуру, многое ли удастся изменить к лучшему? Без культуры нет будущего. Историю переиначить не удастся. Это только вносит хаос. Впрочем, подобные выступления случались и раньше. А потом всё входило в свои берега. Что будет на этот раз, поживем — увидим. Определенные последствия, конечно, будут. Уже объявлена реформа полиции. Ограничивают действия полицейских и в некоторых странах Европы. Многие задаются вопросом: а почему именно сегодня такое количество людей включилось в протестные акции? Конечно, тут накладываются на них недалекие выборы президента США в ноябре текущего года. Кто-то хочет извлечь определенные политические дивиденды из массовых беспорядков. А может, всё гораздо глубже. Сказалось накопившееся определенной частью населения недовольство жизнью в самой богатой стране мира, где тем не менее не все едят хлеб маслом. И не все имеют достойное жилье и пользуются благами здравоохранения.

Одним словом, хорошо, что я вернулся в Краснодар до этих событий.