Современное искусство находит новые пути для продвижения и монетизации, и одним из самых интересных направлений стали цифровые финансовые активы (ЦФА). Недавно стало известно, что на Московской бирже появились ЦФА, связанные с произведением современного художника Юрия Злотникова.
Его работа «Протосигналы #43», созданная в 1957 году и входящая в одноимённую серию, стала первой, токенизированной на этой платформе. В рамках этого проекта было выпущено 900 токенов, каждый из которых оценён в 1000 рублей. Это событие подчеркивает растущий интерес к токенизации искусства и возможностям, которые она открывает для инвесторов и коллекционеров.
Токенизация искусства в России начала активно развиваться в 2021 году, когда Эрмитаж запустил проект по выпуску NFT на произведения из своей коллекции. Однако, как показал опыт, этот процесс оказался не таким простым. Музей столкнулся с проблемами сохранения NFT и их превращения в полноценные инвестиционные инструменты. Основной сложностью стало отсутствие чёткого правового поля для токенов, что затрудняло установление прав на использование и авторство произведений.
Это создало «серую» зону, где многие токены оказались юридически незащищёнными. В сентябре 2023 года, опираясь на предшествующий опыт, Эрмитаж совместно с компанией «Интеррос» и платформой «Атомайз» предпринял новые шаги в направлении токенизации. Они выпустили токены на три фрески мастерской Рафаэля XVI века, сделав это в легитимном формате. Эти токены были оформлены как гибридные цифровые права (ГЦП), что гарантировало покупателям не только денежные требования, но и утилитарные права.
Реализация проекта по выпуску арт-токенов стала значимым шагом в интеграции искусства и цифровых технологий. В результате было создано 60 уникальных токенов, по 20 на каждую из трех фресок, которые были выбраны для реставрации. Эти произведения искусства относятся к первой четверти XVI века и принадлежат мастерской Рафаэля, находящейся в коллекции Эрмитажа.
Фрески включают такие известные работы, как «Венера и Амур на дельфинах», «Венера и Адонис» и «Венера, вынимающая занозу». Каждая из этих фресок обладает не только художественной ценностью, но и историческим значением, что делает их реставрацию особенно важной. Токены были успешно проданы коллекционерам и инвесторам, а вырученные средства направлены на продолжение реставрационных работ, в частности, на восстановление полотна Лукаса Кранаха Старшего «Венера и Амур».
Это полотно также имеет значительное культурное значение, и его восстановление позволит сохранить важную часть художественного наследия. Кирилл Гаврилин, советник ректората Российского государственного художественно-промышленного университета им. С. Г. Строганова, сообщил о новых инициативах, разрабатываемых участниками проекта «Цифровое искусство».
Эти инициативы направлены на поддержку и сотрудничество с молодыми цифровыми художниками, что создаст новые возможности для их участия в будущих проектах Эрмитажа и других ведущих музеев страны. Это особенно важно в условиях быстро меняющегося мира искусства, где цифровые технологии становятся все более значимыми.
Еще один интересный проект, организованный Мосбиржей, включает токенизацию работы известного художника Юрия Злотникова. Выбор именно этой работы не случаен — за последние 20 лет было продано 47% картин Злотникова, выставленных на аукционах. Это свидетельствует о высоком интересе к его творчеству и растущей ценности его работ на рынке.
Основатель проекта MyInvest.Art Владимир Шабасон отметил, что выпуск цифровых финансовых активов (ЦФА) расширяет возможности для инвестиций в современное искусство, делая их доступными для более широкой аудитории.
Юрий Брисов, партнер компании Digital & Analogue Partners, объяснил суть токенизации следующим образом: «Инвесторы фактически вступают в «кооператив», которому принадлежит одна картина Юрия Злотникова. Когда картина будет продана, все инвесторы получат доход, пропорционально количеству токенов-паев, которые они имеют в этом кооперативе».