Цвет может успокаивать, будоражить, отвлекать

Цвет может успокаивать, будоражить, отвлекать

Научно доказано, что цвет оказывает на человека психологическое влияние и может в определенной степени отражаться на качестве жизни. Образно говоря, цвет может успокаивать или, наоборот, возбуждать, отвлекать или усиливать концентрацию. И даже пробуждать аппетит.

Кроме того, цвет автомобиля тоже может влиять на жизнь его владельца и даже многое рассказывать о хозяине машины. К примеру, черный цвет многие считают символом власти, с чем, естественно, можно поспорить. Человек, который выбрал черный цвет, наименее подвержен манипулированию.

Владельцы черных автомобилей любят элегантность и ценят классику. При выборе любых товаров и услуг они используют эти же взгляды. И вероятно, в своем гардеробе имеют слишком много вещей именно черного цвета. Мрачновато, конечно, но что поделаешь…

Владельцам белых автомобилей трудно угодить. У них повышенная степень брезгливости. Владельцы машин белого цвета любят, чтобы вокруг всё было чисто, прозрачно и идеально. Этакие чистюли чуть ли не во всём.

Есть только два цвета, которые выражают одинаковые характеры. Это ярко-красный и темно-красный цвета. Но владельцы ярких красных автомобилей смелее тех, кто владеет темно-красными машинами. Собственники красных автомобилей более чувствительны к событиям в жизни, они ценят динамичность и энергию, всегда хотят выделиться из толпы, чтобы их заметили.

Серый цвет обычный и практичный. Цвет для прагматиков.

Светло-синий цвет — для спокойных людей, которые в жизни являются верными друзьями. А вот владельцы темно-синих автомобилей уверены в себе и хотят выглядеть авторитетно в глазах окружающих.

Оранжевый цвет указывает на оригинальность. Люди, которые его выбирают, творческие, с художественным вкусом.

Что касается коричневого цвета, то владельцы таких авто по характеру похожи на обладателей машин черного цвета.

Желтый цвет. У владельцев автомобилей такого цвета жизнерадостный характер и хорошее чувство юмора.

Тот, кто купил себе машину зеленого цвета, как правило, ведет сбалансированную, размеренную жизнь, и чем темнее зеленый цвет, тем он больше подчеркивает надежность автовладельца. А вот владелец машины серебряного цвета любит элегантность и лишен амбиций.

Впрочем, всё вышесказанное не догма, и слишком уж верить этому не имеет особого смысла. К примеру, автомобиль черного цвета может иметь и не уверенный в себе человек, а желтого — зануда и пессимист.

Не знаю, как другим, но мне кажется, что в плане пестроты в Советском Союзе цвета кузовов отечественных автомобилей были куда ярче и наряднее нынешних. Это сегодня у потребителей три основных любимых цвета: черный, серый да белый. Достаточно посмотреть на поток автомобилей — и всё сразу станет ясно: по дорогам движется серая масса. Безликая, почти одноцветная, даже если и автомобили шикарные.

У советских покупателей, с одной стороны, выбор зачастую отсутствовал: брали то, что продавали. Случалось, что на площадке автомагазина стояло несколько автомобилей голубого цвета. Но с другой — в какие только оттенки ни красили машины отечественные заводы!

Прорыв в цветовой палитре советских автомобилей случился в середине пятидесятых годов прошлого столетия, когда довольно унылый серо-зелено-голубой мир разбавили двухцветные «Москвичи-407» и такие же «Волги», окрашенные по последней европейской моде.

В основном яркие экземпляры уходили на экспорт. Но продавали такие автомобили и в СССР. Светло-кремовый обычно сочетали с темно-красным, зеленым или голубым. Существовали и иные комбинации.

Салоны, особенно экспортных версий, также стали повеселее. Хотя основными расцветками внутренней отделки автомобилей в СССР оставались все-таки серый и голубой.

Экспортный потенциал автомобилей марки «Москвич» поспособствовал появлению довольно интересных и ярких расцветок салона. Всеми оттенками особенно расцвели кузова моделей 408 и 412. Палитра отличалась огромным разнообразием: от белых до ярко-красных, голубых и желтых.

«Москвичи» начала семидесятых годов буквально раскрасили улицы советских городов. Появился даже цвет «охра золотистая». Избежали такой окраски только автомобили марки «Волга».

Что касается автомобильной марки «Жигули», то первые годы с конвейера автозавода выходили, а точнее съезжали, машины пяти цветов: серо-белого, вишневого, зеленого, палевого и синего. Авто черного цвета не выпускали.

С выпуском ГАЗ-21 разнообразие цветов кузовов стало больше. Цифра в 160 возможных оттенков этого автомобиля говорит сама за себя. И это еще не всё. Впервые появилась возможность за дополнительную плату заполучить даже двухцветную окраску своей машины.

Появление на дорогах нашей страны АЗЛК-2140 ознаменовало собой введение нового типа окраски: теперь кузова могли иметь покрытие в стиле металлика. Первыми их вариантами были золотистый и серебристый с романтичными названиями «Орфей» и «Снежная королева». А к началу 1977 года ассортимент металлизированных автоэмалей пополнили немецкие: зеленая — «аллигатор», синяя — «Садко» и голубая — «форель».

Пытались улучшить качество жизни советских людей и путем окраски стен больниц, подъездов и других помещений. Зеленый цвет в СССР был весьма популярным в том числе и потому, что зеленую краску выпускали массово для военных целей, а остатки пускали на гражданские нужды.

Цвета, в которые красили чуть ли не всё, выбирали, как говорится, не с потолка. Существовал документ под названием «Указания по проектированию цветовой отделки интерьеров производственных зданий промышленных предприятий».

В стране существовали сложные таблицы выбора цвета, с помощью которых оценивалась яркость конкретного помещения, размеры, чем в помещении будут заниматься люди, насколько у них станет напрягаться зрение и др. И с учетом всех этих показателей и выбирался тот или иной цвет в каждом конкретном случае. В каждой школе, в каждом кабинете, в каждой больнице и т. д.

Еще на этапе строительства того или иного объекта подбирались цвета, в которые должны были красить всё в помещении. Их записывали по номерам, а сам номер выбирали, исходя из десятков условий.

Было ли так, что на деле брали другую краску взамен запланированной? Определенно да. Но все-таки план существовал и в идеале цвета выбирались согласно нему. И иногда в плане прописывались довольно четкие рекомендации.

Например, для помещений большой длины для покраски стен рекомендовалось использовать преимущественно теплые цвета. Вероятно, поэтому в коридорах зданий советской постройки стены до половины красили в бежево-коричневый цвет.

Для заводских помещений почти по всем параметрам больше всего подходили холодные оттенки голубого и зеленого цветов. В рекомендациях говорилось, что «в производственных помещениях без естественного света при люминесцентном освещении рекомендуется преимущественно использовать цветовые гаммы, в которых преобладают зеленовато-голубые и голубые цвета».

Причем заводы были не единственными объектами, где советовали красить стены в зеленый, синий или голубой цвета. Такие цвета советовали выбирать для всех помещений с небольшой высотой. Пожалуй, это и объясняет их популярность в больницах и школах.

Например, была такая рекомендация: «В помещениях, имеющих небольшую высоту (менее шести метров), особенно при наличии под потолком большого числа различных коммуникаций, а также в более высоких помещениях при большом насыщении подвесным транспортом в верхней зоне интерьера рекомендуется применять отступающие — зеленые, зелено-голубые или голубые цвета малой насыщенности или белый цвет независимо от условий освещения».

В целом все таблицы подводили к тому, чтобы цвета в помещении обеспечивали нормальное психическое состояние людей и чтобы у них не перенапрягалось зрение. Подробный выбор цвета был разработан не только для самых разных объектов вроде школы, детского сада или больницы, но и для всевозможных отделов и кабинетов.

В 1977 году производственный комбинат «Росторгреклама» разработал Единую номенклатуру торговой рекламы, которой рекомендовалось пользоваться при проектировании универсамов.

В ней были указаны цвета для стен в каждом торговом отделе, поскольку товары в разных отделах разного цвета. В частности, для хлебного и рыбного отделов рекомендации были совершенно разными.

А почему полы у лестниц в подъездах жилых домов красили не полностью? Это кажется невероятно бессмысленным, поэтому существуют различные версии данного «изыска». Есть мнение, что мастера, которые выполняли свою работу, попадали краской не только на стены, но и на края лестницы. Второй край окрашивали для своеобразного декора.

Есть еще одно объяснение. С окрашенной поверхности гораздо легче убирать мусор, который обычно скапливается по углам, и уборщицы его не всегда видят. Увы, но никакого официального объяснению данному факту советского периода не имеется.

В советские времена стены в подъездах жилых домов красили в две горизонтальные полосы. Нижнюю часть стены, до плеча взрослого человека, покрывали краской, а верхнюю, до потолка,— побелкой.

Краска защищала стены от плесени и грязи, а зеленый и синий цвета лучше всего скрывали царапины, надписи и рисунки, которые время от времени появлялись в подъездах. Кроме того, на зеленом или синем фоне сложно было различить неравномерно покрытые краской участки.

Но если одни приводили в надлежащий порядок подъезды домов, то другие глумились над стенами, оставляя на них самые разные надписи, причем нередко непристойного содержания.

Эпистолярное творчество мелких хулиганов было очень даже хорошо представлено не только на стенах в подъездах или на лестничных площадках, но и в лифтах и даже на мусоропроводах. Мы могли знать, какую рок-группу обожает Гога, кого любит Вася, что думает Петя о своем товарище Тимофее и чем занимается в свободное от учебы время студентка Света с пятого этажа. Знали и о том, какой футбольный клуб — хорошая команда, а какой футбольный клуб играет хуже команды дворовой. Писали всё что угодно и чем угодно: угольком, карандашом, шариковой ручкой, фломастером и т. д.

Да и сегодня таких горе-художников, что говорится, пруд пруди. Достаточно взглянуть на стены некоторых зданий или заборы, испещренные всевозможными надписями, которые понятны только авторам этих художеств.

Непризнанные поэты и художники в советское время оставляли после себя и пошлые, скабрезные «шедевры», которые без всякой цензуры оставлялись обозримыми до следующей покраски стен. Таким образом, страдало качество жизни добропорядочных граждан, живущих рядом с мелкими хулиганами. Теми, кто пытался увековечить свои опусы посредством порчи стен в подъездах домов.

Но вернемся к цвету. Известный исследователь эффекта цветопредпочтения Макс Люшер писал, что человек выбирает из многообразной палитры тот оттенок, энергии которого ему не хватает. И с помощью этой энергии он восстанавливает свои силы, тонизирует нервную систему.

Мир вокруг нас полон всевозможных красок. Они задают тон нашему настроению, создают соответствующую атмосферу и способны влиять на эмоциональное состояние.

Цвет способен улучшить качество жизни, если уметь грамотно его применить. Главное — выбрать для этого подобающий луч цвета, чтобы жить комфортно на светлой стороне.

Михаил МИШИН