Первая предпринимательская группа программы ScaleUp-2017 состоялась в форме завтрака в ресторане «Золотая лихорадка» 29 марта в Краснодаре. Слушатели, наставники, бизнес-тренеры программы, а также приглашенные эксперты и предприниматели края делились опытом масштабирования бизнеса.
Сергей Косянников, создавший ООО «Прибой», выпускающий квасы натурального брожения, в частности известную марку «Квас староминский», рассказал об органическом типе роста бизнеса, когда маленькое предприятие путем расширения производства выходит в лидеры рынка.
В 1996 году он начал реализацию кваса с пятью бочками в ст. Староминской. Когда дело пошло на лад, на следующий год приобрел еще двадцать бочек и передал их в свою очередь для продажи кваса местным предпринимателям в соседние станицы: Ленинградскую, Щербиновскую, Каневскую, Кущевскую с одним условием: они должны продавать только продукцию ООО «Прибой». Продажи в сезон увеличились с 50 до 150 т. На третий год жизни предприятия Сергей Косянников приобрел еще тридцать бочек и добавил в географию поставок г. Ейск, Азов, ст. Павловскую. Через пять лет на предприятии было уже 125 бочек. Реализация бочкового кваса за сезон увеличилась до 800 т. Сергей стал смелее привлекать кредитные средства и в 2014 году смог запустить новую линию розлива в ПЭТ-бутылки производственной мощностью 12000 бут/час. Сегодня компания «Прибой» — лидер среди региональных производителей квасов натурального брожения и безалкогольных напитков на юге России. Продажи под торговой маркой «Квас староминский» составляют более четверти регионального квасного рынка в Краснодарском и Ставропольском краях, Ростовской области, Крыму и Астрахани.
Еще один спикер бизнес-завтрака — Вячеслав Дрига (компания «Свое дело», создатель (в партнерстве) марки «Бодрисар») поделился опытом клонирования бизнеса, то есть типом роста предприятия через франшизирование. Сложность ситуации с его пивным брендом состояла в том, что продуманное и активно развивающееся франшизное направление было практически остановлено в развитии законом, принятым депутатами Законодательного Собрания Краснодарского края, которым запрещалась продажа пива в многоквартирных домах. Предусмотреть такой сценарий при создании франшизы было очень сложно. Особенно тот факт, что закон распространялся на заведения, открытые до его принятия. Всегда следует иметь запасной вариант развития на случай критических ситуаций, советует Вячеслав.
Предприниматели обсудили, какой тип франшиз относится к высокорисковым, а какой — к желательным. Обменялись опытом, надо ли самому прописывать схему франшизы и отлаживать под нее все элементы — от маркетинговой оболочки до персонала, стратегии и финансовой начинки или этот процесс лучше всего отдать профессионалам на аутсорсинг.
Вариант развития бизнеса в виде «реинкарнации» — продажи с последующим вложением денег в новые, более масштабные проекты, а также весь блок работы с инвестором: от подготовки предприятия к инвестированию до понимания логики инвестора осветил Никита Алексеев, создатель компании «Атис Групп».
Председатель ККО «ОПОРА РОССИИ» Даниэль Башмаков прокомментировал событие: «Масштабы роста — дело амбиций и опыта, а его нашим наставникам не занимать, но что особенно приятно, в этом году у нас сильные наставляемые — предприниматели, уже создавшие крепкие проекты, которые при помощи нашей программы обретут силу и мощь».
Мероприятие закончилось нетворкингом, в ходе которого у предпринимателей была возможность обзавестись 60 новыми контактами. А участники программы ScaleUp провели также первую встречу наставников и наставляемых, рассказали о своем бизнесе, поделились пожеланиями и назвали темы, желательные для рассмотрения на ближайших встречах.
Варвара ЛЕТОВА
На снимке: Никита Алексеев рассказывает про подготовку бизнеса к инвестированию; бизнес-завтрак заставляет задуматься — вариантов роста бизнеса много, надо выбрать свой.