До Луны и обратно

До Луны и обратно

Компания «Маркер», крупнейшее в крае предприятие в сфере дорожной разметки, тридцать лет работает в дорожной отрасли.

Если всю краску, которую нанесли работники «Маркера» за три десятилетия, свести в одну сплошную линию дорожной разметки, получится в прямом смысле космическая цифра: около 800 тысяч километров! Это аналогично расстоянию от Земли до Луны и обратно или двадцати кругосветным путешествиям по экватору нашей планеты. При этом данная трасса была бы полностью оборудована дорожными знаками, изготовленными ООО «Маркер». И самое интересное, что о таких фантастических цифрах большинство сотрудников предприятия, многие из которых трудятся на нем с момента образования, узнают из этой публикации, так как посчитали пройденные километры мы только в процессе беседы с директором ООО «Маркер» Эдуардом Швацким. Причина проста: дорожники сосредоточены на том, чтобы сделать свою работу качественно и в срок, а значит, времени на отвлеченные подсчеты попросту нет. Но ведь именно упорным трудом день за днем, год за годом и пишется история, главными героями которой являются простые люди, которые дорожат имиджем своего предприятия, работают на пользу общества.

Мы отправились в станицу Полтавскую Красноармейского района, чтобы поближе познакомиться с предприятием и рассказать о его тружениках, настоящих героях нашего времени.

Рожденные дорогой

ООО «Маркер», вернее его предшественник — ООО «Виадук», появилось десятого июня 1992 года. Спустя время можно констатировать, что идея создания узкопрофильного предприятия, которое занимается только разметкой и обустройством дорог, оказалась очень жизнеспособной. Время образования и становления компании сегодня принято называть грозовыми девяностыми. В условиях перехода на рыночные рельсы наша экономика, мягко говоря, не имела стабильности: фирмы открывались сотнями, а разорялись тысячами. Но те, кто сумел выстоять, стали авангардом, задающим ритм в своей отрасли. И если разобраться, то непременным условием успеха являлось и остается наличие четкой стратегии развития, а главное, твердое следование ей. И ООО «Маркер» является ярким примером поступательного движения вперед.

У истоков предприятия стоял Владимир Афанасенков. Это настоящая легенда дорожной отрасли нашего края и страны. Не беремся рассуждать, как появилась идея создания компании, которая занимается только дорожной разметкой (собственное производство краски и дорожных знаков появилось позже), но результат говорит сам за себя: ООО «Маркер» является крупнейшим профильным предприятием Кубани и входит в число лидеров юга России как минимум.

Первым директором предприятия был Юрий Кияшко. Затем у руля встал еще один высочайший профессионал — Александр Тимошенко, который руководил 24 года. Именно благодаря политике, заложенной в основание предприятия, и строгому следованию первоначальным принципам сегодня сотрудники ООО «Маркер» с гордостью говорят об успехах и достижениях. Александр Васильевич Тимошенко сумел сделать главное: создать коллектив единомышленников. На предприятии и сегодня работают люди, у которых в трудовой книжке стоит дата приема на работу: июнь 1992 года. А основной костяк состоит из сотрудников, чей стаж в «Маркере» превышает двадцать лет.

— У нас много династий,— рассказывает нынешний руководитель предприятия Эдуард Швацкий. — Начальником отдела качества в ООО «Маркер» работает сын Владимира Николаевича — Николай Афанасенков, а сестра основателя компании — Ольга Сечкарева — трудится у нас главным бухгалтером. Еще одна династия Кияшко: Юрий Анатольевич трудится вместе со своим сыном Анатолием, а до недавнего времени у нас работала бухгалтером и его дочь Елена. Много лет у нас трудятся братья и сестра Рудь: Людмила — начальник отдела кадров, Андрей руководит производственным цехом дорожных знаков, а Владимир работает в цехе производства краски. С 1999 года работает бухгалтером Жанна Константиновна Форшенева, а ее сын Вадим Михайлович — мастер производственной бригады. Можно очень долго перечислять сотрудников, которые трудятся у нас 20—25 лет: начальник ПТО Евгения Анатольевна Рябова, инженер ПТО Виктор Иванович Рашевский, водитель Сергей Викторович Жеребцов, главный механик Геннадий Васильевич Демченко, моторист Николай Александрович Черков, водители разметочной машины Вячеслав Николаевич Ширяев и Виктор Валерьевич Резлер, оператор разметочной машины Евгений Анатольевич Разуев. На мой взгляд, это говорит о многом. Если оценивать с позиции деловой активности, люди чувствуют стабильность и в то же время видят перспективу компании, потому и связывают свою жизнь с предприятием. Это в свою очередь положительно влияет на эффективность работы. С другой стороны, эмоциональный климат в коллективе нельзя измерить и просчитать, однако именно он является определяющим для успеха любого дела.

Все эти годы в ООО «Маркер» культивируется идея о том, что работа каждого сотрудника не просто важна, а является одним из важнейших звеньев технологического процесса. Не доработал один — тормозит всех. Такая в хорошем смысле коллективная ответственность, где во главу угла ставится честное отношение к делу, у нас в основе работы.

Слагаемые успеха

— Эдуард Владимирович, к юбилею предприятие подошло в статусе лидера отрасли. Один из секретов раскрыт: коллектив. Какие еще составляющие обеспечивают развитие?

— Их очень много, и все они настолько плотно переплетены, что определить первостепенное и сопутствующее нельзя. Вместе с тем, на мой взгляд, важным является стратегия. Объясню на примере. Изначально предприятие занималось исключительно разметкой дорог. Для этого приобреталась только высококачественная краска. Со временем стало понятно, что гораздо выгоднее, а как показало время, и безопаснее работать на собственных материалах. В 1997 году были созданы предприятия по производству дорожных знаков и дорожных красок «Спектрлайн» и «Магистраль». Оборудование закупили немецкое, самое современное на тот момент. Линию устанавливали представители фирмы-производителя, они же и обучали персонал работе на ней. Валерий Вячеславович Кибальников — наш гуру в производстве красок, который работал до прошлого года,— не только перенимал все тонкости производства, но и затем совершенствовал процесс. Появление собственного производства дало ООО «Маркер» мощное конкурентное преимущество. Во-первых, снизилась себестоимость работ. Во-вторых, мы контролируем производство краски на всех этапах и уверены в ее качестве, которое полностью отвечает соответствующему ГОСТу. Это очень важно, потому что разметка на наших объектах всегда выдерживает гарантийные сроки, а это свидетельствует о высоком качестве и, как следствие, положительно отражается на репутации и востребованности. О том, насколько нам доверяют, можно судить хотя бы по тому, что мы красим почти весь Крым и половину дорог Кубани. С начала года уже выполнили работы в восемнадцати районах края: в Сочи, Геленджике, Новороссийске, Туапсе, Темрюке и так далее. В числе наших заказчиков министерства транспорта Краснодарского края и Крыма, ФКУ Краснодарского края «Упрдор „Черноморье”» и еще десятки компаний в разных районах Кубани, Крыма и Адыгеи. Сейчас расширяем географию: выполняем работы по нанесению структурной дорожной разметки в Ростовской области, на трассе М4 «Дон». Этот участок настолько ответственный, что на нем практически постоянно находится наш главный инженер Михаил Подгорский.

Зона ответственности большая. А можно посчитать, сколько километров было размечено за всю историю деятельности предприятия?

— Мы не считали, но можем прикинуть. Мощность производства красок — две тысячи тонн в год. Практически всё это мы вырабатываем своими силами. Получается три миллиона квадратных метров. Делим на ширину типовой линии и получаем больше 25 тысяч километров. Умножаем на тридцать лет — и выходит 750—800 тысяч километров. Вы знаете, даже не задумывался раньше, как это много. Получается, двадцать раз Землю по экватору покрасили. Или до Луны и обратно дорогу разметили. Надо же, а мы об этом и не думали!

— Астрономические масштабы… Вы сказали, что собственное производство оказалось не только выгодным, но и безопасным. Что имеется в виду?

— Мы снизили до минимума зависимость от импортных материалов, так что санкционная война, объявленная нашей стране, на нас практически не сказалась. Работа по импортозамещению началась задолго до того, как зарубежные партнеры стали непартнерами. То есть с самого начала закладывалась программа по локализации производства, что оказалось самым правильным решением. И развитие продолжается. К слову, в 2020 году начали производство двухкомпонентного холодного пластика. Парк техники обновляется постоянно и сегодня составляет 150 единиц, притом что штат предприятия — двести сотрудников. В планах собственное производство термопластика и светоотражающего компонента — микростеклошариков. Отдельно скажу, что при выборе техники мы руководствуемся главным принципом: агрегат должен быть востребован, надежен и соответствовать самым высоким стандартам. В частности, именно поэтому для линейной разметки используем машины модели Borum BM 5000 T, которые являются эталоном в своем классе. И так со всей техникой: лишнего у нас нет, но и на необходимом не экономим, потому что качество прежде всего.

— Стать лидером — тяжело. Удержаться на вершине — стократ труднее. За счет чего удается уже много лет находиться на передовых позициях?

— Развитие, основанное на глубоком анализе рынка и оценке перспектив. Мы действительно одна из самых оснащенных компаний в отрасли, но постоянно ищем новые ниши, расширяем линейку услуг, совершенствуем процессы. Например, мы оказываем услуги демаркировки, то есть удаления дорожной разметки, и можем сделать это четырьмя способами. Механическим — это когда разметка удаляется вместе с верхним слоем покрытия дороги. Химическим — краска растворяется за счет воздействия на нее специальных веществ. Термическим — это, по сути, сжигание. И еще, наша гордость, гидравлический метод — самый щадящий для покрытия. У нас такие агрегаты, какие в крае можно пересчитать на пальцах одной руки: Falch Trail Jet и Falch Base Jet. Принцип действия очистки поверхности базируется на высоком давлении воды, которая буквально смывает старую разметку, при этом не травмируя дорожную одежду. Всего демаркировкой у нас занимается пять бригад: три — механическим способом, две — водоструйным.

Нанесение разметки на предприятии осуществляют двенадцать бригад по выполнению работ линейным способом. Еще десять бригад наносят краску ручным способом с применением безвоздушного метода. Укладкой термопластика занято пять бригад. И каждый этап требует четкого соблюдения целого перечня параметров: погодных, технологических, нормативных. Только при неукоснительном выполнении всех требований можно гарантировать качество работы. И тот факт, что ООО «Маркер» востребовано, говорит о нашей высокой квалификации и техническом оснащении.

По намеченным ориентирам

— Нанесение разметки — высокотехнологичный процесс, требующий соответствующей техники и квалификации сотрудников. Где берете кадры?

— Растим внутри предприятия. Давайте прямо сейчас наберем номер Валерия Ивановича Карпова. Он работает с самого начала — с июня 1992 года. Начинал водителем разметочной машины — это высший пилотаж в нашем деле. Сейчас трудится мастером производственной бригады, которая, впрочем, как и все остальные, в данный момент находится на линии.

После короткого доклада о ходе работ руководителю Валерий Карпов соглашается немного пообщаться с корреспондентом.

— Уже и не представляю себя без нашего предприятия. Коллектив у нас замечательный, дружный. Знаем, что любой вопрос будет решен моментально, потому что работаем на общее дело. Работа, конечно, трудная, но красивая,— делится Валерий Карпов.

В каком смысле красивая?

— Мы на дорогу последние штрихи наносим. Наряжаем ее. Согласитесь, размеченная трасса воспринимается совершенно по-другому. По ней ехать приятнее и, конечно, безопаснее.

— Согласен. А как же быть с командировками? Вы же семью по полгода не видите?

— Но другую половину года мы же вместе. А разлука только укрепляет отношения. Тут у нас все такие — терпеливые,— смеется Валерий Иванович. — Вы меня извините, но времени больше нет: «захватку» заканчиваем — надо перемещаться.

Шум дороги прерывают гудки «отбоя».

— Водитель разметочной машины и оператор — это взаимоотношения на каком-то уровне мысли. Слаженность потрясающая,— продолжает разговор Эдуард Швацкий. — При этом нет училищ и вузов, где этому делу обучают. Выходим из положения своими силами. Наставничество еще одна особенность нашего предприятия. Если бригадир или мастер замечают дельного работника, непременно возьмутся за его обучение и повышение квалификации. Вырастить своего специалиста сложно, но, если это удалось, можно быть уверенным, что он никогда не подведет. Ведь вместе с мастерством наши сотрудники передают и дух предприятия: чувство коллективизма, взаимопомощи, ответственности. Для кого-то такие слова могут показаться громкими, но для нас это жизнь.

Я низко кланяюсь людям, которые работали на нашем предприятии: они сделали то, чем мы сегодня гордимся. Помимо названных выше, это бывший главный бухгалтер Любовь Владимировна Воробьева, токарь Анатолий Дмитриевич Ермоленко, инженер по технике безопасности Василий Иванович Безручко, главный энергетик Алексей Артемович Дурицкий и многие-многие другие.

Наши действующие сотрудники сегодня вносят огромный вклад в развитие ООО «Маркер», и за это им большая благодарность. Пользуясь случаем, тридцатилетием со дня основания предприятия, я хочу от всей души поздравить всех коллег с этой замечательной датой. За эти годы много сделано. Нам есть чем гордиться. Впереди нас ждут новые вызовы, а значит, и новые победы.

Иван ПРЫТЫКА

По итогам прошлого года ООО «Маркер» было удостоено диплома в номинации «Лучшее предприятие 2021 года по обустройству автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения» на годовом общем собрании ККА РООР «Союз дорожников Кубани».

Диплом директору предприятия Эдуарду Швацкому вручили президент Союза дорожников Кубани Александр Карпенко (справа), генеральный директор союза Дарья Чубачук и председатель комитета по вопросам ТЭК, транспорта и дорожного хозяйства Законодательного Собрания Краснодарского края Владимир Чепель.