Дорогу — общественному транспорту

В столице Кубани продолжают развивать сеть общественного транспорта, повышают оплату проезда и переходят на систему брутто-контрактов с перевозчиками.

Развитая сеть общественного транспорта во всём мире считается непременным атрибутом комфортной городской среды. Как говорится, ничего удивительного, ведь такой транспорт предлагает массу экологических преимуществ, включая снижение уровня шума и выбросов в атмосферу вредных веществ. Последнее особенно важно для городов-миллионеров, к которым относится и столица Кубани. Кроме того, городские автобусы, троллейбусы и трамваи для многих краснодарцев уже сегодня стали не только быстрым и удобным способом добираться из одной части города в другую, но и возможностью исключить из семейного бюджета расходы, например, на содержание личного автомобиля и оплату штрафов ГАИ.

По мнению мэра Евгения Наумова, без развитой сети муниципального общественного транспорта будущее Краснодара представить невозможно. В городе продолжается масштабная работа по расширению маршрутных сетей, повышению качества навигации и удобства пересадок, обновлению подвижного состава общественного транспорта и так далее. А результатом этой работы в конечном итоге станет повышение качества жизни краснодарцев.

К началу учебного года

Самыми экологичными из всех видов общественного транспорта по праву считаются троллейбусы и трамваи. По мнению экспертов, это связано с пониженными энергозатратами на перевозку одного пассажира по сравнению с личным транспортом, а также с отсутствием выбросов загрязняющих веществ при эксплуатации.

Трамвайная сеть в кубанской столице постоянно расширяется и обновляется: продлеваются пути курсирования трамваев по городу, ремонтируются транспортные узлы и переезды. Как считают в краснодарской мэрии, нужно создать все условия, чтобы люди пересаживались на общественный транспорт. Но чтобы сделать трамваи и троллейбусы еще привлекательнее для горожан, необходимо учитывать массу важных параметров, например частоту курсирования вагонов, удобство расположения остановочных павильонов, уровень комфортности пассажиров и так далее.

В конце июля первый вагон проехал по обновленному трамвайному узлу на улице Московской. Здесь в короткие сроки специалисты заменили без малого полтора километра рельсошпальной решетки на улицах Крайней, Красных Зорь, Московской и Островского, а также проложили двести метров нового трамвайного пути. Стоит отметить, что для модернизации трамвайного узла были использованы шпалы из железобетона и переработанного пластика со сроком службы больше пятидесяти лет. А на отрезках пути возле жилых домов были использованы специальные шумовиброматы, позволяющие обеспечить бесшумный ход трамваев.

Трамвайный узел на улице Московской глава кубанской столицы назвал стыком времен.

«Здесь соединялось в единую сеть сразу несколько веток из разных эпох. Некоторые из них были проложены в период СССР, еще несколько с развитием города достраивали. Сейчас это самый сложный из участков трамвайной сети. Конечно, этот трамвайный узел требовал обновления. Работы здесь идут согласно намеченным планам: специалисты приступили к благоустройству территории. Срок завершения работ — День знаний первого сентября, за эту дату мы не можем перешагнуть»,— написал Евгений Наумов в своем телеграм-канале.

Модернизируемый узел на улице Московской — один из самых важных для трамвайной сети Краснодара. Ежедневно здесь проходят 150 из 246 трамвайных вагонов по девяти из шестнадцати трамвайных маршрутов города.

Достойно и современно

Замена парка общественного транспорта, как известно, существенно влияет на улучшение качества перевозок пассажиров. В первую очередь это касается краснодарских трамваев, которые перевозят практически столько же пассажиров, сколько муниципальные автобусы и троллейбусы вместе взятые. В текущем году Краснодар в числе десяти других российских мегаполисов получил грант в размере 8,3 миллиарда рублей в рамках федеральной программы «Развитие общественного транспорта». Средства позволили ускорить работу по прокладке новых трамвайных путей, а также обеспечить закупку современных трамваев, троллейбусов и электробусов.

Планируется, что в ближайшие три года в рамках Западной концессии город получит сто новых современных трамвайных вагонов. Сорок из них пополнят трамвайный парк уже в нынешнем году. До окончания прокладки новых трамвайных линий эти вагоны будут курсировать по уже существующим городским маршрутам.

В нынешнем году краснодарцы успели оценить удобство новых троллейбусов. Первую из двадцати машин с увеличенным автономным ходом, поступившую в город в конце марта, осмотрел Евгений Наумов. И видом, и качеством троллейбуса мэр остался доволен.

«Новый транспорт можно описать двумя словами: достойно и современно. За последнее время это первое серьезное обновление троллейбусного парка. Закупка нового подвижного состава была бы невозможна без поддержки губернатора Кубани и администрации региона»,— написал тогда глава города в своем телеграм-канале.

Троллейбусы с увеличенным запасом автономного хода заменили старый общественный транспорт на маршруте №4, который к началу лета был продлен до Немецкой Деревни.

По Западному обходу муниципальный общественный транспорт начал курсировать с июня 2023 года. Десятого числа первого летнего месяца от конечной остановки в Немецкой Деревне отправился в рейс троллейбус продленного маршрута №4. Одним из его первых пассажиров стал краснодарский мэр.

— Ежедневно по этому маршруту будет ездить восемнадцать машин. Все они соответствуют запросам горожан: имеют более вместительный салон, есть кондиционеры. Машины низкопольные и оборудованы функцией, при которой двери не могут защемить пассажира. Всего при поддержке губернатора Кубани до конца года пополним троллейбусный парк еще на сорок новых машин. Это очень существенное обновление за последние годы. И в этом направлении будем двигаться дальше,— подчеркнул Евгений Наумов.

Количество переходит в качество

В Краснодаре еще восемь автобусов одного из частных перевозчиков перевели на регулируемый тариф, другими словами — на брутто-контракты. Это значит, что теперь зарплата водителей будет зависеть от уровня обслуживания пассажиров и, следовательно, станет мотивацией повышать качество перевозок. Кстати, при переходе на брутто-контракты именно к качеству работы перевозчика предъявляет определенные требования заказчик в лице администрации города.

Как пояснили в муниципальном центре управления, в рамках брутто-контракта заработная плата водителя оказывается в прямой зависимости от выполнения простых условий. Чтобы не «просесть» в финансовом плане, ему нужно ежедневно проверять и поддерживать в норме техническое состояние транспортного средства, приезжать на остановки вовремя, не нарушать Правила дорожного движения и так далее. Кроме того, в автобусе, курсирующем по маршруту, обязательно должен быть кондиционер, видеонаблюдение и возможность безналичной оплаты проезда.

Понятие брутто-контрактов вошло в обиход российских транспортников, а затем муниципальных властей и пассажиров лет семь назад. А сегодня брутто-контракты называют инструментом для улучшения работы городского транспорта. Экономика «брутто» остается полностью прозрачной для бюджета, а механизм позволяет требовать от перевозчиков выполнения всего объема заказанной работы.

Первыми в стране на брутто-контракты стали переходить московские перевозчики, и произошло это в 2016 году. Сегодня по этой системе работают во многих российских городах, в том числе и кубанских: система брутто-контрактов успешно применяется, например, в Сочи. Столица Кубани только начинает переход на «брутто»: по такой схеме работают водители на автобусных маршрутах №19, 32, 89, 91 и 120.

По информации городского Департамента транспорта и дорожного хозяйства, для полного перехода краснодарских перевозчиков на брутто-контракты нужно записать в расходную часть муниципальной казны порядка двенадцати миллиардов рублей. Но, как говорится, игра стоит свеч, поскольку в данном случае речь идет о комфорте жителей города, пользующихся городским общественным транспортом. Именно такой позиции придерживается городская администрация и глава кубанской столицы.

— Продолжаем работать, чтобы сделать передвижение по городу на общественном транспорте комфортным,— подчеркивает Евгений Наумов.

По новому тарифу

С 22 августа в Краснодаре действует новый тариф на проезд в троллейбусах, трамваях и автобусах Краснодарского трамвайно-троллейбусного управления. Теперь одна поездка в городском общественном транспорте обходится пассажирам в сорок рублей. Стоит отметить, что к этой новости жители краевой столицы отнеслись спокойно, отметив, что коммерческие перевозчики увеличили стоимость проезда до сорока рублей еще в январе.

— Повышение оплаты проезда в трамваях и троллейбусах было ожидаемым. Зато теперь, когда весь городской общественный транспорт перешел на единый тариф, будет меньше путаницы,— говорят краснодарцы.

Как отметили в городской мэрии, обоснованность единого тарифа проверили и подтвердили специалисты Управления цен и тарифов, Департамента транспорта и дорожного хозяйства, а также прокуратура столицы Кубани. Кроме того, повышение стоимости проезда до сорока рублей позволит проиндексировать заработную плату сотрудников трамвайно-троллейбусного управления в среднем на пятнадцать процентов. Теперь зарплата водителей вырастет на двадцать процентов, кондукторов — на пятнадцать, остальных сотрудников — на десять процентов, что будет способствовать решению проблемы дефицита квалифицированных кадров на предприятии.

По последним данным, недокомплект по водителям на предприятии составляет тридцать восемь процентов, по кондукторам — тридцать шесть, по рабочим — восемнадцать, по специалистам — десять процентов.

Подготовила Рина КАРЕТИНА