Достойный пример служения Родине

С годами уходят из жизни фронтовики-летчики и вертолетчики-афганцы, которые вернулись живыми с той адской войны. Летать на «вертушках» и самолетах в Афганистане всегда было крайне опасно, на грани жизни и смерти.

Оснащены наши вертолетные подразделения были по последнему слову техники того времени, в арсенале использовались машины серии «МИ» и самые современные в мире «Черные акулы», которые вытаскивали наших солдат из неимоверных ловушек афганских моджахедов — духов.

Когда у советских разведчиков или спецназовцев в очередном вражеском котле уже не было надежды на спасение, вдруг среди задымленного неба из-за гор появлялись «Черные акулы», дарящие жизнь.

Наша Родина помогала простому народу братской еще со времен Ленина горной страны Афганистан, а спустя многие годы нарвалась на беспощадную моджахедовскую лавину, подкармливаемую щедро с Запада и из мусульманских анклавов и исламистами всех мастей, объединившихся ради американских и саудитских исламских денег в «священном джихаде с шурави».

Война в Афганистане идет и по сей день, и ведут ее американские солдаты с целью, непонятной ни им самим, ни афганцам, раздираемым клановыми и конфессиональными разногласиями. Уже погибли тысячи американских солдат, десятки тысяч мирных жителей, и непонятно куда движутся военные действия.

Время и обстоятельства не пощадили наших героев Афгана. Но есть возможность воссоздать в памяти народной их славные имена и их подвиги. К сожалению, война тех лет некоторыми воспринимается неоднозначно, но то, что наши воины с честью и достоинством выполнили свой интернациональный долг и не посрамили честь Российской и Советской Армии и Военно-воздушных вооруженных сил в Афганистане,— это факт.

А сегодня их последователи — летчики великой России делают огромную работу, помогая сирийскому народу. Интернациональный воинский долг всегда был присущ российским офицерам со времен полководцев Великой смуты 1614—1618 гг., балканских войн восемнадцатого века, великого похода в Европу генералиссимуса Суворова, интернационального похода фельдмаршала Кутузова в Европу в Отечественную войну 1812 года, Первой мировой и Гражданской войн, Великой Отечественной войны 1941—1945 годов.

В современной истории России важна роль пилотов и штурманов современных воздушных судов, вовремя приходящих на помощь братским народам.

Хочется рассказать о человеке с большой буквы — Александре Андреевиче Виноградском — летчике большой Дальней авиации, штурмане авиационного корабля «АНТЕЙ — Ан-24», штурмане эскадрильи вертолетного подразделения в Афганистане, полпреде и военном атташе России в Индонезии, Герое — ветеране Афганской войны и многих боевых и транспортных операций российской и советской военной транспортной и вертолетной авиации.

У него была очень насыщенная, яркая, но, к сожалению, блеснувшая как след от кометы в темном июньском небе, короткая, но содержательная жизнь на благо страны, нашего народа.

Александр Андреевич Виноградский родился 14 августа 1962 года в Армавире в семье служащих. Его отец Виноградский Андрей Петрович — известный строитель, мама Жанна Георгиевна — служащая. Родители приучали своих детей к труду и ответственности с ранних лет, быть честными ответственными, справедливыми. Таким и рос Александр.

В школе он был примерным учеником, всегда активно участвовал в мероприятиях, спортивных состязаниях, всегда с детства мечтал о небе, авиации и стремился мечту исполнить. Закончил Ворошиловградское высшее военное авиационное училище штурманов и попал служить в тяжелую авиацию.

В 1983—1995 годах Александр Виноградский служил в рядах Вооруженных сил на различных летных должностях — от штурмана экипажа до штурмана авиационной эскадрильи, был военным штурманом первого класса, инструктором.

В 1983—1985 годах служил в Южной группе войск в Венгрии, в 1985—1986 годах — в Туркестанском военном округе в Афганистане, в 1986—1990 годах — в Краснознаменном Дальневосточном военном округе в Амурской области, в 1990—1995 годах — в Северо-Кавказском военном округе в Краснодаре.

Общий налет Александра Виноградского составляет 6000 часов, триста боевых вылетов в Демократической Республике Афганистан, освоено шесть типов летательных аппаратов, ведение навигации и боевого применения средств поражения в простых и сложных метеоусловиях, отработаны устойчивые навыки в управлении воздушным движением и в боевом управлении и др.

К исполнению своих обязанностей Александр Виноградский всегда относился добросовестно, свое дело знал глубоко и основательно, предложил немало практических разработок по совершенствованию эксплуатации «Антеев» как самых совершенных тяжелых самолетов дальней транспортной военной авиации. Сделанное и предложенное к внедрению в производство и эксплуатацию было всегда качественным и долгие годы служило делу обороноспособности и боевой готовности Военно-воздушных сил России.

Его подвиг и добросовестное выполнение воинского долга высоко оценены наградами Родины. Он кавалер ордена «За службу Родине» III степени, награжден за боевые заслуги в боевом авиатранспортном обеспечении Советского военного контингента в районах боевых действий в Афганистане, пятнадцатью медалями, ему вручена Грамота Президиума Верховного Совета ССССР и присвоено почетное звание «Заслуженный штурман».

После увольнения из рядов Вооруженных сил Александр Алексеевич Виноградский в 2005—2008 годах работал представителем ФГУП «Госзагрансобственность» Управления делами Президента РФ в Индонезии, инженером по эксплуатации зданий и сооружений.

Александра Андреевича не стало 14 августа 2016 года, причина тому — продолжительная болезнь. Похоронили его в Краснодаре.

Это был настоящий патриот своей Родины, прекрасный специалист и семьянин. Таким он и остался в памяти всех, кто его знал: защитником Отечества и летчиком от Бога!

Ж. ВИНОГРАДСКАЯ, О. ВИНОГРАДСКАЯ