Выпуск №85 (4788)

Свежий выпуск

30 октября 2020

Доступное образование — ключ к самореализации

В краснодарском Институте экономики и управления в медицине и социальной сфере с участием журналистов газеты «Кубань сегодня» был проведен круглый стол по теме «Доступность образования для лиц с ограниченными возможностями и их дальнейшее трудоустройство». В нем приняли участие руководители краснодарских региональных отделений Всероссийского общества слепых, Всероссийского общества глухих, Всероссийского общества инвалидов, представители министерства образования и науки Краснодарского края, службы занятости Краснодарского края, профессиональных учебных заведений города Краснодара.

Речь на круглом столе шла о создании условий для полноценного обучения людей с особыми потребностями, о возможностях их трудоустройства по избранной специальности. По большому счету разговор был о том, что делается для помощи людям с ограниченными возможностями здоровья, чтобы они смогли получить достойное образование, а затем реализовать себя в профессии.

Об образовательных программах

Алексей Батура, проректор по учебно-методической работе АНОО ВПО «Институт экономики и управления в медицине и социальной сфере»:

— Уважаемые гости и участники круглого стола, позвольте от имени ректора нашего вуза поприветствовать вас в стенах нашего института. Проведение данного мероприятия на нашей площадке неслучайно. Значительная часть образовательных программ, которые реализуются в нашем институте, социальной направленности. Это в том числе такие образовательные программы, как «Социальная работа» (специальность среднего и высшего профессионального образования); «Социальная психология», «Клиническая психология», «Психология служебной деятельности» (специальности высшего профобразования). И по многим из них у нас обучаются молодые люди с ограниченными возможностями здоровья. У нас в институте созданы все необходимые условия для их профессиональной подготовки. Мы готовы и дальше обучать таких студентов, формировать отдельные группы, проводить для этого повышение квалификации и переподготовку наших педагогических кадров. Надеемся, что решение затронутых сегодня в ходе обсуждения проблем найдет реальное воплощение в жизни, поможет лицам с ограниченными возможностями получить достойное образование и реализовать себя в обществе.

Анна Михайлусенко, начальник отдела коррекционных учреждений министерства образования и науки края:

— Сегодня в крае функционирует 50 специальных коррекционных учреждений для детей с различными нарушениями здоровья. Тридцать восемь учреждений — для детей с нарушениями интеллекта, четыре учреждения — для детей с нарушениями слуха, два учреждения — для детей с нарушениями зрения. Есть также учреждения для детей с нарушениями речи и задержкой психического развития.

В рамках развития инклюзивного образования в массовых школах сейчас достаточно эффективно работает система специальных коррекционных классов. Она создана для того, чтобы ребята с ограниченными возможностями здоровья могли обучаться вместе со своими сверстниками и при этом проходить необходимую реабилитационную программу. С 2008 года в крае работает проект «Дистанционное образование». Его участники — дети-инвалиды, обучающиеся в массовых школах. Эти ребята ранее находились на надомном обучении, как мы говорим — в закрытой среде.

Благодаря проекту, они не просто получают образование, но и еще имеют возможность дистанционно общаться со сверстниками, с учителями, друзьями.

В прошлом году 73 выпускника проекта получили общее образование дистанционно, 68 детей продолжили свое образование в профессиональных учреждениях, 23 из них обучаются дистанционно. Они получают образование в высших учебных заведениях не только Кубани, но и Санкт-Петербурга, Москвы, Южного федерального округа. В этом году у нас 112 выпускников, из них 46 ребят сдают единый государственный экзамен. Кстати, нужно отметить, что дети с ограниченными возможностями здоровья сдают ЕГЭ с достаточно высокими результатами. Это и 80, и 90 баллов. В прошлом году были и стобалльники.

Второй год мы работаем совместно с учреждениями довузовского профессионального образования по созданию учебных мест для детей с нарушениями интеллекта. В прошлом году в довузовских учреждениях мы открыли 455 таких мест. Речь идет о десятимесячных курсах. По их окончании мальчики и девочки, получив трудовые профессии, вполне успешно трудоустраиваются. В этом году еще 455 мест будут открыты для ребят с нарушениями интеллекта.

Дети с иными нарушениями здоровья, получив аттестат за девятый или одиннадцатый классы, могут выбирать любую профессию и далее учиться в учреждениях профессионального среднего и высшего образования.

О вопросах трудоустройства

Алексей Лебедев, начальник отдела специальных программ и трудоустройства инвалидов департамента труда и занятости населения Краснодарского края:

— Ежегодно около 160 инвалидов проходят профобучение по направлению службы занятости населения. В этом году, я думаю, данная цифра будет не меньше.

Можно привести статистику: более 80 процентов инвалидов, завершивших профессиональное обучение, впоследствии находят работу, трудоустраиваются.

Показания к профессиональному обучению, так же, как и показания к трудовой деятельности, отражаются в индивидуальной программе реабилитации (ИПР), которую выдают специалисты государственных учреждений медико-социальной экспертизы (МСЭ). И мы исходим из того, что указано в ИПР.

Два очень важных момента. Первый заключается в том, что профессиональное обучение по направлению службы занятости населения возможно лишь в случае признания гражданина в установленном законодательством порядке безработным.

И второй важный момент. Безработным гражданам, имеющим ограничения по труду в связи с состоянием здоровья, направление на профессиональное обучение выдается строго в соответствии с медицинскими рекомендациями, прописанными в строке «Профессиональное обучение и переобучение» раздела «Мероприятия профессиональной реабилитации» ИПР, которую выдают в МСЭ.

В соответствии с этими рекомендациями инвалиды получают рабочие профессии, проходят переподготовку.

Часто инвалиды обращаются в службу занятости, имея большой перерыв в работе. Кто-то более трех — пяти и более лет не может найти работу, имея профессиональное образование. Для данной категории граждан организуются курсы повышения квалификации.

Еще один вид государственных услуг — «Содействие самозанятости для безработных граждан и предоставление единовременной финансовой помощи». Чтобы гражданин получил эту услугу и единовременную финансовую помощь из бюджета края, мы направляем безработных инвалидов на курсы обучения «Основы предпринимательской деятельности». В прошлом году в крае 13 инвалидов прошли

данное обучение, 22 получили услугу по программе «Содействие самозанятости для безработных граждан и предоставление единовременной финансовой помощи» и выплаты по 117600 рублей — для открытия своего дела. Кто-то организовал мебельный цех, кто-то открыл магазин и так далее.

В любом случае все услуги службы занятости в первую очередь направлены на то, чтобы любой гражданин, в том числе и имеющий ограничения по труду, нашел в себя в жизни — прежде всего нашел себе работу.

Елизавета Мирошниченко, заместитель руководителя Центра занятости населения города Краснодара:

— В центре занятости мы уже непосредственно оказываем помощь в трудоустройстве краснодарцам, которые имеют ограничения по состоянию здоровья.

Для этого специально выделены специалисты, которые работают с данной категорией граждан. Присутствует индивидуальный подход и обязательно — индивидуальное решение проблем каждого обратившегося гражданина. В среднем в год к нам обращаются более пятисот граждан с ограничениями по состоянию здоровья. И по статистике, каждый третий трудоустраивается, каждый второй получает статус безработного. В прошлом году у нас только девять инвалидов получили дополнительное профессиональное образование при нашем содействии, все они трудоустроены. Мы стараемся как можно активнее содействовать занятости граждан с ограниченными возможностями здоровья — и во временных работах, и в трудоустройстве на квотируемые рабочие места.

О том, что необходимо изменить

Татьяна Бойченко, заместитель председателя краевой организации Всероссийского общества инвалидов:

— К сожалению, многие государственные службы работают с людьми, имеющими ограниченные возможности здоровья (а впору их называть людьми с особыми потребностями), по заявительному принципу. Если человек имеет огромное желание получить образование, профессию, он добивается поставленной цели, преодолевая препятствия. Но считаю, что та цепочка, которая должна быть неразрывной, включающая профориентационную работу с молодежью, затем обучение и дальнейшее трудоустройство, не всегда у нас срабатывает. На сегодняшний день это серьезная проблема. Департамент труда и занятости и мы проводили мониторинги и выяснили, что в последнее время у инвалидов падает желание трудоустраиваться. Также на сегодняшний день только каждый шестой инвалид удовлетворен своей работой. Это говорит о том, что все-таки у нас далеко не всё предпринимается для того, чтобы люди имели возможность работать там, где бы им хотелось.

Проблемы возникают из-за несовершенства правовой базы. Хорошей была система, когда у руководителей, которые принимали на работу инвалидов и занимались обеспечением места для этого человека, были налоговые послабления. Мы не исправим в лучшую сторону положение дел до тех пор, пока не будет четких положительных решений со стороны наших законодателей. Принимаются действительно хорошие целевые программы. Но зачастую они не полностью финансируются по каким-то причинам. И получается, что не все мероприятия, которые запланированы, исполняются. Хотелось бы, чтобы все наши люди с ограниченными возможностями здоровья, которые желают этого, получили образование и были трудоустроены по специальности. Но на сегодняшний день мы далеки от идеала. Нужно, чтобы эта работа по их трудоустройству проводилась в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов.

Юрий Третьяк, председатель краевой организации Всероссийского общества слепых:

— В Федеральном законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» сказано, что всё, что делается для инвалидов, обязательно должно обсуждаться с их участием. К сожалению, нередко нас даже не приглашают в ЗСК, администрацию края, когда рассматриваются проблемы инвалидов. До 2013 года была программа, по которой оказывалась помощь общественным организациям инвалидов. Но сейчас произошли изменения. Программы теперь принимаются на федеральном уровне… Есть, к примеру, программа содействия занятости. На средства, которые выделяются по ней для создания рабочего места, можно приобрести стол, стул, ну, в крайнем случае компьютер — и всё. А если у человека нет образования, за эти деньги практически ничего создать невозможно.

Чтобы модернизировать наше предприятие, мы, к примеру, закупили новое оборудование на три миллиона рублей. На этой новой линии работают пять инвалидов по зрению. Получается, мы тратим миллионы, а государство дает копейки. Если бы для создания рабочих мест нам дали бы, к примеру, миллион рублей, а мы должны были бы внести свои сто тысяч рублей, тогда был бы другой разговор. Хотя в Астрахани, Пскове, Костроме, Кирове, Удмуртии очень хорошо помогают нашим предприятиям.

Нужно еще иметь в виду, что инвалиды бывают разных категорий. И здесь надо подходить именно сугубо индивидуально к различным категориям. Человеку с полной потерей зрения нужно одно рабочее место, а инвалид по зрению третьей группы может даже работать водителем. Мы абсолютно в разных весовых категориях. Это проблема существует, но на нее никто не обращает внимания.

Еще хотел бы сказать о законе «О квотировании рабочих мест». Он не действует. Работодателю, на предприятии которого больше ста рабочих мест, нужно принять на два-три процента из них инвалидов. Никаких льгот при этом он не получает. Если он не примет инвалида, то штраф, наложенный на него, составит всего одну тысячу рублей. Если я, к примеру, предприниматель, то отдам десять тысяч рублей на десять лет вперед, чтобы только от меня отстали. Раньше же был механизм воздействия на квотирование рабочих мест. Либо ты устраиваешь на работу человека, либо платишь минимальную зарплату в специальный фонд. Эти деньги аккумулировались и передавались тому, кто создавал рабочие места для инвалидов. В Москве, Санкт-Петербурге сохранили этот механизм, но в Краснодарском крае он не действует. Проблемы есть самые разные. Наше предприятие выпускает прищепки, очень качественные. Внедрили стандарт качества. Обращаемся в «Магнит» и предлагаем брать нашу прищепку. Продавайте, пожалуйста, чтобы увеличить наш сбыт и соответственно — занятость людей. А нам в ответ: нет, не можем — мы турецкие прищепки продаем и так далее.

Теперь хочу еще сказать о краснодарской школе №91 для незрячих детей. Когда ее создавали, тогда было мало учеников — около двадцати человек, а сегодня там уже 80 учащихся. Здание очень маленькое — нужно больше. Там дети не помещаются. Построить бы новую школу. Я писал об этом во властные структуры еще три года назад — получал ответы, что денег нет, вопрос рассматривается и так далее.

Хотел бы задать вопрос Анне Викторовне Михайлусенко: планируется ли ЕГЭ в школах для слепых вводить? Мне кажется, потихонечку надо это делать.

Анна Михайлусенко:

— Выбор экзамена для ребенка-инвалида — это его личное право. Он может выбрать ЕГЭ либо отказаться от его сдачи. Но, если ребенок пожелает его сдавать, ему просто нужно заблаговременно написать об этом заявление. На сегодня у нас сдают единый государственный экзамен только два ребенка с нарушениями слуха. У детей с нарушениями зрения пока нет желания сдавать ЕГЭ. При желании сдать итоговую

аттестацию в форме ЕГЭ для таких выпускников в соответствии с федеральным законодательством будут созданы все условия.

Юрий Третьяк:

— Если говорить о вузах и средних специальных учебных заведениях, у меня к их руководителям такая просьба. Нужно реально создавать доступную среду. Например, для слабовидящего первая и последняя ступенька на лестницах должны быть выкрашены в желтый цвет, чтобы он не споткнулся, не упал и так далее. Это самое элементарное, что можно сделать. Если у вас будут учиться инвалиды, особенно по зрению, не надо их жалеть, «тащить», ставить из жалости хорошие оценки. Если можно, просто уделите им больше времени, чтобы они глубже вникали в то, что изучают. Человек с ограниченными возможностями может в жизни большего добиться только тогда, когда он на голову выше средних зрячих людей. Хорошо, если вы дадите им как можно больше знаний, чтобы они смогли реализоваться, может быть, при этом и придется потратить больше времени.

Алексей Лебедев:

— В продолжение темы, поднятой Юрием Серафимовичем,— о квотировании рабочих мест хотел пояснить несколько пунктов. Этот краевой закон действует с 2000 года. В нынешнем году согласно внесенным изменениям под него подпадают предприятия с численностью работников от 35 человек. Это позволило увеличить количество квотируемых рабочих мест с 12 тысяч до 13,5 тысячи. Если раньше было около двух тысяч работодателей, которые квотировали рабочие места, то сейчас их 3015.

Что касается налоговых льгот организациям, перевыполняющим квоту по созданию рабочих мест для инвалидов. Есть краевое постановление, которым предусмотрено предоставление им налоговых льгот. Но они могут даваться по усмотрению органов местного самоуправления.

Об условиях для полноценного обучения

Александр Савельев, заместитель руководителя краснодарского регионального отделения Всероссийского общества глухих:

— Дети с ограничениями по слуху вынуждены получать профессиональное образование за пределами края. В крае не созданы условия для того, чтобы выпускник коррекционного образовательного учреждения мог поступить в любое профессиональное учебное заведение и получить адекватные знания с помощью сурдопереводчиков. В крае только в Институте высшего сестринского образования есть сурдопереводчики. Многие студенты с проблемами слуха обучаются в Кубанском государственном университете, в Кубанском государственном университете физической культуры, спорта и туризма, Краснодарском государственном университете культуры и искусств. Но к ним такой подход: преподаватели дают упрощенные задания — ребята пишут ответы. Полноценного образования наравне с другими они не получают. И соответственно их среднее или высшее профессиональное образование не котируется наряду с другими выпускниками.

Дело в том, что человек с ограничениями по слуху может пригласить себе сурдопереводчика на время его обучения, но вопрос в том, как это будет оплачиваться. Сорок часов услуг сурдопереводчика государство предоставляет бесплатно индивидуально каждому. Но учебных часов у студентов намного больше. Как можно решить этот вопрос?

Анна Михайлусенко:

— В крае, как и в России, третий год работает государственная программа «Доступная среда». Это направление затрагивает как коррекционные школы, так и

массовые, а также и учреждения довузовского образования. Речь идет не только об установлении пандусов, нанесении ярких линий и так далее, но и об обучении специалистов. В прошлом году было направлено почти восемь миллионов рублей на реализацию программы «Доступная среда» из краевого бюджета. Полтора миллиона рублей из этой суммы было потрачено на обучение 210 специалистов по трем направлениям, в том числе и по направлению «сурдопедагогика».

Мы начали реализацию программы «Доступная среда» с массовых школ. Чтобы ребенок с ограниченными возможностями здоровья, желающий обучаться по общеобразовательным программам и имеющий для этого возможности, мог посещать массовую школу наравне со своими сверстниками и не испытывал трудностей. Параллельно программа реализуется в довузовских учреждениях. Будем готовить специалистов и для профессионального образования.

В этом году работа по созданию доступной среды будет продолжена еще в 35 массовых школах, в довузовских учреждениях. В том числе для ребят, обучающихся в профессиональных учебных заведениях. Наши вузы плотно работают с такими учреждениями, как краснодарский интернат для детей с нарушениями слуха. Ребят из выпускного класса приглашают на подготовительные курсы для поступления в высшее учебное заведение.

О поддержке студентов с особыми потребностями

Юрий Третьяк:

— Если говорить о плюсах, в крае нет проблем у инвалидов по зрению при поступлении в вузы. Такая проблема есть в Ростове, например, и оттуда молодые люди едут учиться к нам. Здесь всячески содействуют молодым людям с ограничениями по зрению. В крае для инвалидов предусмотрена единовременная разовая помощь — 18,5 тысячи рублей, которые каждый может потратить по своему усмотрению. Выдаются звуковые программы тем, кому они необходимы.

Хочу сказать спасибо всем ректорам, кто придерживается позиции, что если студент способный, то пусть учится, несмотря ни на какие ограничения по здоровью.

Вера Ананич, представитель МАОУ «Институт высшего сестринского образования»:

— Уже много лет у нас обучаются люди с ограничениями по слуху. В настоящее время их 14 человек. Они получают среднее профессиональное образование по специальности «зубной техник».

У нас работают два сурдопереводчика. Все занятия проводятся с их помощью. Они также являются кураторами групп. То есть работают с ребятами и вне занятий (например, контролируют условия их проживания, ведь лишь четыре из них краснодарцы — остальные из края и других регионов). Стараемся всячески оберегать наших ребят-инвалидов. Но установка такая: знания должны быть. Мы анализировали нюансы их трудоустройства и выяснили, что имели проблемы с работой только те, у кого не было достаточной базы знаний. В основном наши ребята хорошо трудоустраиваются. Врачи с ними с удовольствием работают. Многие ребята на последнем курсе знают, где они впоследствии будут трудиться.

Наталья Панжинская, представитель ГБОУ СПО «Краснодарский краевой базовый медицинский колледж»:

— В нашем колледже в настоящее время обучаются студенты со следующими заболеваниями: сахарный диабет, нарушения функций опорно-двигательного аппарата, неврологическая патология.

Я согласна с коллегами, что должно быть тесное взаимодействие между сотрудниками, которые проводят профориентационную работу, обучение и трудоустройство молодых специалистов с ограниченными возможностями. Труд фармацевта, медицинской сестры, акушерки, фельдшера, медицинского лабораторного техника нелегок. Надо родителям и детям с ограниченными возможностями разъяснять это, проводить грамотную профориентационную работу, чтобы они хорошо знали, какую профессию получат в результате обучения в колледже, смогут ли потом трудоустроиться, выдержат ли темп работы современного медицинского работника и смогут ли вовремя прийти на помощь пациентам.

С другой стороны, хочу сказать, что наши преподаватели готовы работать с такими студентами, готовы пройти необходимое обучение, готовы уделять повышенное внимание студентам с ограниченными возможностями.

Вячеслав Мигачев, завкафедрой социальной работы АНОО ВПО «Институт экономики и управления в медицине и социальной сфере»:

— На самом деле проблема образования людей с ограниченными возможностями здоровья многоплановая, многоуровневая.

Администрация нашего института стремится создать доступную среду для людей с особыми потребностями. Но есть и ряд вопросов, которые пока еще не решены. И надо думать, как это сделать правильно. Взять, например, прохождение студентом производственной практики. Чтобы инвалид мог ее пройти, ему надо оборудовать рабочее место, согласовать вопросы с организацией, выступающей в качестве базы практики, по созданию необходимых условий для студента с особыми потребностями.

Очень важно не терять связь с людьми с ограниченными возможностями здоровья после окончания их учебы в вузе. Они могут дать нам ценные советы, на что следует обратить внимание, что надо изменить в процессе преподавания для обучения будущих поколений.

Евгения Харитонова, декан факультета психологии и социальной работы АНОО ВПО «Институт экономики и управления в медицине и социальной сфере»:

— В проблеме создания доступных условий для образования людей с особыми потребностями можно выделить два главных аспекта: готовность образовательного учреждения к обучению таких людей и готовность самого человека с особыми потребностями обучаться в конкретном учреждении. Я хочу рассказать о нашем студенте Славе, который учится на четвертом курсе факультета психологии и социальной работы. Наш Слава — это ярчайший пример человека с активной жизненной позицией. Он участвует в научных форумах, конференциях, всё прошлое лето отработал волонтером. Таких, как он, очень трудно называть людьми с ограниченными возможностями здоровья. В действительности это люди с особыми потребностями. Они часто имеют неограниченные возможности — все остальные на них ориентируются, берут с них пример. Главное — поддерживать начинания таких ребят, как Слава. И наши преподаватели готовы это делать.

Думаю, мы не должны также забывать о людях старшего возраста. Нужно ориентироваться и на их потребности в образовании, дополнительном обучении.

От редакции

Очень важно, чтобы проблемы, затронутые участниками круглого стола, находили свое решение. Это будет происходить, если конструктивные предложения, в том числе прозвучавшие в рамках состоявшегося в стенах Института экономики и управления в медицине и социальной сфере серьезного разговора, были услышаны обществом, представителями региональных властей всех уровней, руководителями образовательных

учреждений, работодателями. И конечно, нашли реальное воплощение в жизни.

Газета «Кубань сегодня» со своей стороны будет стараться всесторонне освещать эту актуальную тему.

Здесь может быть ваша реклама
Оставьте заявку и наши менеджеры свяжутся с вами
Или вы можете посмотреть наше предложение