Два счастья Татьяны Водопьяновой

В этом ноябре заслуженная артистка Кубани артистка Краснодарского академического театра драмы имени Максима Горького Татьяна Водопьянова отмечает свой юбилей. Ее актерский талант многогранен, огромный темперамент и обаяние — подкупают. Сценические образы, создаваемые Татьяной Григорьевной, яркие и врезаются в память.

С Татьяной Григорьевной Водопьяновой о профессии и о том, что в жизни самое главное, мы беседовали в День Матери.

О профессии

– Для меня актерская профессия – больше, чем просто профессия. И отношение, к ней, конечно же, со временем менялось, — говорит Татьяна Григорьевна. – Если в молодости каждому выходу на сцену сопутствовало ощущение праздника, куража, то со временем пришло понимание огромной ответственности.

Все, кто выходит на сцену, должны осознавать, что оказывают большое воздействие на зрителей, считает актриса. Выход на сцену можно сравнить и с исповедью – настолько актер открывает свой внутренний мир перед людьми, сидящими в зале. Всегда нужно точно знать – для чего ты выходишь на сцену!

О любимой учительнице и народном театре

В 14 лет Татьяна Водопьянова начала свой творческий путь на сцене народного театра в родной станице Павловской. Ее родители, соседи, знакомые – жили нелегко, но как дружно! Вспоминается Татьяне Григорьевне, как собираясь вместе, пели женщины. Это незабываемые впечатления – в этой связи актриса цитирует слова Н.А. Некрасова про то, что «русский народ не плачет, он поет». Благодатное окружение сыграло свою роль в ее жизни, признается Татьяна Григорьевна.

На юную Татьяну очень большое воздействие оказывало радио (не то, что интернета, но и телевидения тогда еще не было). «А какие это были передачи и радиоспектакли! Я любила слушать по радио народные песни в исполнении Руслановой», – рассказывает актриса.

Благодарна Татьяна Григорьевна своей учительнице по русскому языку и литературе Лидии Алексеевне Бургард. «Мы ее очень любили и уважали, — признается она. – На ее уроках было всегда интересно. Она увлекательно рассказывала о жизни и творчестве писателей. А как читала стихи! И после ее уроков само собой возникало желание идти в библиотеку, читать книжки».

Лидия Алексеевна организовала драматический кружок в школе. Сама принимала участие в народном театре. «Любовь Лидии Алексеевны к театру передавалась и ее ученикам. И так получилось, к счастью, что и я попала под это благотворное влияние», – говорит актриса. Сколько прошло времени, а Татьяна Григорьевна помнит, как репетировала по заданию Лидии Алексеевны отрывок из «Войны и мира» Толстого – о бале Наташи Ростовой.

– А какой у нас в Павловской был замечательный народный театр, – говорит она. – Вы знаете, сколько было желающих в нем участвовать – и пожилых, и молодых людей. К нам в театр часто приезжал главный режиссер краснодарского театра драмы Михаил Алексеевич Куликовский. Он и его соратники и смотрели спектакли – и помогали, делились опытом, краснодарская труппа показывала свои спектакли. Когда я в 27 лет поступила на службу в краснодарский театр драмы, для меня было большим счастьем держать своего рода экзамен перед земляками. Я выходила перед ними на сцену – и в роли Сюзанны в спектакле «Безумный день, или женитьба Фигаро», в роли Нади Кузякиной в постановке «Любовь и голуби», в «Энергичных людях» и во многих других постановках. Все спектакли, в которых я была занята, вывозили на мою родину. Это было ответственно для меня и очень памятно.

После учебы

Татьяна Водопьянова окончила театральную студию при краевом драматическом театре. Лидия Владимировна Воробьева, преподававшая в студии мастерство актера, посоветовала ей ехать в провинцию и написала для нее письмо-рекомендацию в Камашин Павлу Васильевичу Джапаридзе, который возглавлял тамошний театр.

Ей вспоминается много трогательных моментов о том периоде жизни, какие по-человечески теплые отношения были между худруком и артистами, хотя Павел Васильевич был одновременно и очень требователен к ним. Татьяна Григорьевна прошла замечательную школу в театрах Камашина, Ферганы (где театр возглавлял Гаврила Данилович Абдулов – отец Александра Абдулова), Тюмени (худрук — очень известный провинциальный режиссер Евгений Анатольевич Плавинский). Приходилось много играть. Много было выездных спектаклей.

Приехав из Тюмени в отпуск в родную станицу, по стечению обстоятельств Татьяна Григорьевна встретилась с находящимися в Павловской с выездным спектаклем актерами Краснодарского театра драмы, худруком. И Михаил Алексеевич Куликовский, переговорив с молодой актрисой, предложил ей поступить на службу в краснодарский театр драмы.

«И родители хотели, чтобы я перебралась поближе, и моей мечтой было работать именно в Краснодарском театре драмы, – признается Татьяна Григорьевна. – В то, что я буду работать с самим Михаилом Алексеевичем Куликовским, я сначала даже не могла поверить».

О режиссере, каких единицы, и коллегах

Неверно говорить о Михаиле Александровне Куликовском как о недосягаемом светиле на звездном небосклоне, подчеркивает Татьяна Григорьевна Водопьянова:

– Он был замечательным, глубоким человеком – много знающим, много читающим, много дающим как режиссер.

Актриса воспоминает, каким подробным был разбор того литературного материала, который собирался ставить в театре главный режиссер.

У Михаила Александровича Куликовского было удивительное чувство юмора, он любил розыгрыши, любил похулиганить – сегодня об этом в театре ходят легенды.

– Для меня самое ценное в Михаиле Александровиче то, что он был не над всеми, а со всеми. Никогда не ставил себя выше других, хотя бы и мог – ведь он был народным артистом СССР, лауреатом Государственной премии. Если можно так сказать, он был велик своей простотой, – говорит Татьяна Григорьевна.

С особой благодарностью актриса вспоминает о дебюте, который устроил главреж для нее в театре драмы. На роль Сюзанны в спектакле «Безумный день, или женитьба Фигаро» претендовали многие достойные актрисы, но Михаил Александрович дал ей шанс проявить себя, поверил в нее. Это была такая огромная ответственнось, нельзя было подвести ни его, ни партнеров по сцене.

При Михаиле Александровиче Куликовском в труппе театра было настоящее созвездие актеров и актрис. Старшее поколение актеров – это такие величины, у них была такая внутренняя наполненность и огромная отдача, подчеркивает Татьяна Григорьвна, и ты не мог не равняться на них, быть вместе с ними – подхватывать эту волну. Какая это была энергетика! Это был невероятный творческий замес.

«Я жду трезвона, а не реплики убогой, чтоб разодрать себя на мелкие куски!» – вспоминает актриса слова из «Молитвы артиста», которые так проникновенно произносил заслуженный артист России Александр Катунов. О нем, безвременно ушедшем, она говорит очень светло – это счастье было работать с ним на одной сцене.

Быть доказательной

– Я очень счастлива, что служу в Краснодарском театре драмы. – с уверенностью говорит актриса, – Потому что это мой дом. Надеюсь, что мне удается быть убедительной, доказательной на сцене. Ведь это самое главное.

Своими размышлениями о театре Татьяна Григорьевна щедро делится сегодня со студентами – она ведет занятия на факультете общественных профессий Кубанского государственного аграрного университета.

– Общение с ребятами, которые учатся совсем не на актеров, а осваивают профессии агрономов, юристов, и так далее, — очень для меня ценно, – утверждает Татьяна Григорьевна. – Уверена, молодежи надо помогать. И, если кто-то пишет стихи или хочет премерить на себя актерскую профессию, их надо поддержать, дать совет, как это нужно делать. Мои студенты ходят на спектакли в театр драмы, делятся своими впечатлениями. А ведь некоторые приехали в Краснодар из сельской глубинки – и никогда раньше не были в театре. И диалог с ними – для меня большая энергетическая подпитка. Я им объясняю вещи о театре, понимание которых пришло мне со временем, с опытом, но так, чтобы это было им понятно, чтобы они откликнулись. Для меня это подарок судьбы.

О маленькой Танечке

Татьяна Григорьевна Водопьянова с удовольствием рассказывает о своей внучке. Ей всего пять лет. Ее зовут так, как и двух ее бабушек.

– Это моя подруга, – говорит Татьяна Григорьевна. – Я с ней общаюсь вполне по-взрослому. Читаем сказки, слушаем песни, смотрим фильмы. Но, считаю, что она должна и убрать за собой, и помочь родителям и мне, если нужно. Вместе, например, мы можем что-то готовить – она очень хорошая помощница. По своей натуре она немного хулиганистая, пацанка, хотя и в куклы играет, и платья умеет носить. Но, может быть, в силу характера она выбрала занятия айкидо – ей этот вид спорта очень нравится. Мы вместе часто ходим в театр кукол. То, что она у меня есть, придает огромные силы. Самое главное, чтобы она была добрым человеком. Сегодня, в День матери, она что-то такое хорошее мне и моей дочери, своей маме, нарисовала и преподнесла нам, как она сказала, сюр-р-р-приз! И в этот праздник могу сказать со стопроцентной уверенностью, что у меня замечательная семья и я – счастливая бабушка.

Марина АДАМОВА