Эстетический диагноз кубанских театров

 

Театральный сезон на Кубани успешно движется к финалу, однако назвать его особо успешным вряд ли можно.

«Поминальная молитва» театра драмы

Краснодарский академический театр драмы имени Горького, будем надеяться, на пороге перемен. А вот будут ли они позитивными, покажет время.

Бывшая директор Татьяна Кривошеева наконец-то покинула директорское кресло, в котором хозяйничала много лет. Кажется, драмтеатр даже в страшные годы войны не понес таких тяжелых нравственных потерь, как за годы ее правления. Театральный дом на сегодня отравлен, осквернен изнутри так, что пустота и беспомощность стали главными «достоинствами» этого культурно-досугового, как он порой звался при бывшем руководстве, заведения. Вообще, зайдя в наш главный драматический флагман, при внимательном рассмотрении ты понимаешь, что все эти годы им занимались очень странным образом. Театр поддерживал свою красоту так, что она не просто тускнела, а целенаправленно теряла театральность, привлекательность, магию. Одна только дверь в проход малого зала, напоминающая гермодверь в больничный бокс, чего стоит. Этот безвкусный эконом-ремонт производит бесконечно жалкое зрелище. Хотя мы все прекрасно понимаем: когда в одном кармане убывало, то в другом обязательно прибывало.

О репертуаре, представляющем одну большую прореху, и вовсе говорить не хочется. Последний «хит» сезона «За двумя зайцами» в постановке Александра Горбаня нуждается не просто в чистке, но и в солидном сокращении. А уж вульгарности и пошлости, которыми спектакль изобилует сверх меры, так и вовсе сделали работу непристойной. Одним словом, наследство, доставшееся новому директору Таиру Рагимову, потребует нечеловеческих усилий, терпения и здоровья. Но основная проблема – это не уродливая дверь, при желании ее можно легко заменить. Главный вопрос – творческий лидер, тот человек, который будет определять художественную политику театра. Как и ожидалось, очередь из желающих возглавить нашу драму оказалась солидная. И как правило, это временщики, мечтающие исключительно об удовлетворении своих амбиций. О, сколько у нас их было!

Конечно, первое, что надо сделать, это вернуть в театр актрис, которые составляли его гордость: народную артистку России Алину Кузнецову и заслуженную артистку России Веру Великанову, ну а дальше по списку и на усмотрение руководства…

А пока режиссер из Иркутска Геннадий Шапошников собирается ставить «Поминальную молитву» Григория Горина. Пьеса, безусловно, интересная, но как она разойдется на нашу труппу? На коллектив, где нет социального героя, нет героини, среднее поколение напрочь отсутствует. Это как раз тот сегмент, без чего настоящая драматическая труппа малосостоятельна. Если говорить о «Молитве», то помнится, Евгению Леонову, первому и непревзойденному исполнителю Тевье, было 60 с небольшим лет, а Михаилу Ульянову и того меньше. Не стоит забывать и про гениальный уровень этих актеров. В нашей драме в этом плане все спокойно: увы, не то что сверхталантов, артиста, подходящего по возрасту на эту

роль, нет. Но, видимо, у режиссера имеется на сей счет свое видение, и нам лишь остается пожелать ему удачи. Впрочем, и самому театру в свете предстоящих перемен хочется пожелать не просто удачи, а обновления и хорошего будущего.

«Леди совершенство»

В Краснодарском музыкальном театре тоже не все так просто. Под занавес сезона написал заявление об уходе главный дирижер и художественный руководитель театра Андрей Лебедев. Будучи хорошо образованным, настоящим профессионалом, Лебедев, как никто, нужен театру, и его увольнение – серьезная потеря для коллектива. Понятно, что в московской Новой опере, где Андрей Александрович собирается работать, наверняка творческая ситуация лучше, чем у нас. Но все же не верится, что человек с легкостью покидает обжитое место, увлеченный лишь новой работой, новыми горизонтами. Возможно, причина в нездоровой ситуации, сложившейся в театре, где давно нет места творчеству, где чаще капризы и амбиции правят балом. А странный тандем Татьяны Гатовой и Александра Мацко, который сегодня определяет положение вещей в театре, конечно же, лежит далеко не в экзистенциальной плоскости, а скорее в материально-бытовой.

Что касается генерального директора и художественного руководителя краевого ТО «Премьера», куда входит и Музтеатр, – Татьяны Гатовой, то она персона довольно примечательная. Вот что пишет о ней одно из местных изданий. «Именно Татьяна Михайловна представляет собой образ красивой, обаятельной, умной и успешной леди». И дальше больше… «О том, как умная жена может сделать из мужа – гения». Таких эпитетов, кажется, не удостаивались ни первые леди страны, ни первые леди края. Вот, оказывается, какие необыкновенные, замечательные люди руководят нашей культурной отраслью, вот, оказывается, откуда берутся истоки гения Леонарда Гатова! По этому поводу вспоминается анекдот про супругу генерала, изрекшую своему избраннику, что мог ли он когда-нибудь мечтать оказаться рядом с генеральшей. Ну а если серьезно, то еще не так много лет прошло, чтобы мы забыли, каков был Леонард Гатов, что он сделал и кто составлял его свиту. Феномен-одиночка, человек потрясающей энергии, фантазии, харизмы. Этакий теневой министр культуры. Но как личность авторитарного склада, Гатов не готовил себе преемника – бюджетное «наследство» свалилось вдове как снег на голову. «Я никогда не думала, что мне придется продолжить его дело», – призналась Татьяна Михайловна в очередном интервью, еще раз подтверждая свою непреемственность. Но везение-то везением, только таким хозяйством еще нужно уметь управлять. А как показало время, управленец из вдовы оказался неважный. Планку, которую задал Леонард Григорьевич, не просто не удалось удержать, а как-то легко, без затей снизить до смехотворного уровня.

Лавры Эйфмана

Первое, что сделала новоиспеченный руководитель, объявив этот шаг ошибкой покойного мужа, вернула назад Александра Мацко, от которого родитель «Премьеры» избавился без всякого сожаления. Сегодня Мацко, получив полный карт-бланш, расправляется с театром на свое усмотрение. Имея более чем скромный балетмейстерский талант и не имея специального хореографического образования, он стал главным балетмейстером краевого театра, параллельно ставя мюзиклы, оперетты, драматические спектакли. Будучи поклонником шоу, этаких клубно-

вечерних представлений, ревю, он как раз и совпал во вкусах с Т. Гатовой, которая с дипломом культпросветучилища долгое время возглавляла шоу-театр «Премьеры». Как-то в одном из интервью Татьяна Михайловна не без гордости рассказала об учебе в Северском училище. Кстати, надо заметить, для кого-то культпросвет является толчком к дальнейшему развитию, а для кого-то, увы, становится эстетическим диагнозом-приговором.

Но если вернуться к Музыкальному театру, то можно смело констатировать падение вкусового и профессионального уровня. Раньше там ставили Роман Виктюк, Дмитрий Бертман, другие известные мастера своего дела. Да, были спектакли спорные, что называется на грани, но в то же время интересные, будоражащие воображение. Однако с уходом Гатова все это благополучно сошло на нет. Даже традиционный вечер памяти «Под звездой Леонарда» отменен за ненадобностью. Порой просто удивляешься полному отсутствию логики в творческой политике театра. И широко разрекламированная последняя работа – так называемая лайт-опера «Гоголь. Чичиков. Души» явно попахивает авантюрой. Возможно, не всем известно, что спектакль «Мертвые души» на музыку Александра Пантыкина существует на сцене Свердловской музкомедии. В свое время мюзикл получил несколько «Золотых масок», да и сейчас является неподражаемым образцом. Мацко решил не только улучшить уральский шедевр, но и побить, видимо, рекорд по «Золотым маскам». Полотно даже приезжал отсматривать член экспертной комиссии, хотя иначе как блефом подобное мероприятие не назовешь. Кубанский «Гоголь…», как и ожидалось, получился намного хуже оригинала, и главная проблема – в слабой режиссуре, которую не в состоянии перекрыть ни талантливая музыка, ни яркая сценография московского художника. Но Татьяна Гатова, судя по всему, полна решимости и дальше потакать и щедро оплачивать прихоти главного балетмейстера, который еще один шаг – и будет осуществлять полное художественное руководство музыкальным. В ближайших планах у Александра Викторовича одарить нас Львом Толстым – балетом «Анна Каренина». Скорее всего лавры Бориса Эйфмана не дают покоя молодому хореографу. Мы ведь все помним гастроли эйфманского театра-балета со знаменитой «Анной Карениной».

Бесспорно, плюсом можно зачесть проводимый фестиваль современной хореографии. Праздником для балетоманов стал приезд знаменитой балетной труппы Московского музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко с его прекрасным Иржи Килианом и Начо Дуато. Кстати, что еще раз наглядно продемонстрировало кустарный уровень краснодарских балетов.

Сегодня идет разговор о строительстве на Кубани театра оперы и балета. Ничего не скажешь – проект хороший! Не это ли являлось мечтой Леонарда Гатова?! Но такой театр требует высокопрофессиональной начинки, серьезных специалистов и мастеров своего дела. А что мы сейчас можем предложить? Бегущие из театра кадры? Балетмейстера-любителя и художественное руководство на уровне ПТУ?

Ученик Женовача

В Краснодарском молодежном театре, несмотря на уход главного режиссера, атмосфера более спокойная и вполне рабочая. Всего лишь год Лина Занозина руководила театром, успев поставить три спектакля. Это «Жестокие игры» А. Арбузова, «VS» (Вечный спор) и «В

открытом море» С. Мрожека. К сожалению, «молодежка» не смогла ответить требованиям режиссера, у которого своя шкала творческих ценностей, свой опыт, свои представления о профессионализме и таланте. С окончанием сезона Л. Занозина прекращает работу в театре, и место главного режиссера пока останется вакантным. Однако театр уже посетил ученик Сергея Женовача, познакомился с труппой и вскоре намерен приступить к постановке нового спектакля, которым и откроется очередной театральный сезон.

Александр ГЕННАДЬЕВ