Финансирование ремонта и оборудования учреждений культуры на Кубани выросло в 180 раз

Краснодарский край называют одним из крупнейших культурных центров России. И такому статусу Кубань вполне соответствует. Сегодня в нашем южном регионе открыто больше двух с половиной тысяч учреждений культуры, а численность сотрудников отрасли превышает тридцать тысяч человек.

В разных муниципалитетах края по инициативе Губернатора Кубани Вениамина Кондратьева открываются новые и капитально ремонтируются действующие музеи, библиотеки, кинотеатры, школы искусств, дома культуры и театры. Только в нынешнем году на реконструкцию учреждений культуры выделено больше двух миллиардов рублей из бюджетов разных уровней.

Такие вложения в культуру оправданны, считают в краевой администрации. По мнению главы региона, достойные условия для творческого развития детей и качественного досуга взрослых должны быть созданы и в крупных городах, и в отдаленных населенных пунктах.

Дом, в котором живет культура

Сегодня у работников сферы культуры на Кубани есть повод для оптимизма. За минувшее десятилетие бюджет отрасли в нашем южном регионе увеличился на восемь миллиардов рублей: с двенадцати миллиардов 2015 году до двадцати миллиардов — в 2025-м. Существенно вырос за десять лет и объем субсидий на ремонт учреждений культуры: с пятнадцати миллионов в начале до почти трех миллиардов сейчас. Кроме того, только в нынешнем году из бюджетов всех уровней на ремонт учреждений культуры на Кубани планируется направить больше 2,3 миллиарда рублей. Стоит ли говорить, насколько это актуально для кубанцев, живущих в небольших городах и станицах, удаленных от центра?..

Как однажды верно заметил Губернатор Кубани Вениамин Кондратьев, Дом культуры для небольших кубанских станиц — это центр притяжения, место для досуга жителей. И часто альтернативы такому культурному центру попросту нет. Именно поэтому так важно поддерживать сельские дома культуры в надлежащем виде. И здесь имеют значение все составляющие вопроса: от качественно выполненного ремонта до современного оборудования, которым в идеале должен быть оснащен любой сельский клуб, независимо от дальности расположения от центра, то есть всего того, что в наши дни принято называть материально-технической базой учреждения.

Как говорится, тяга к изящным искусствам у жителей нашего края в генах. Во всяком случае, такого мнения придерживаются историки и краеведы. Судите сами: первые клубы, или собрания, как их тогда было принято называть, появились еще в XIX столетии. Целью таких клубных учреждений было доставлять «своим членам и их семействам возможность проводить свободное время с удобством, приятностью и пользой», читаем в монографии «Досуг и развлечения горожан Кубанской области и Черноморской губернии (1861—1914 гг.)» историка Анны Крюковой.

В середине XIX века такие клубы-собрания играли ведущую роль в организации досугового пространства горожан. До 1914 года данные учреждения открылись во всех кубанских и черноморских городах. Примерно в 1864 году в Екатеринодаре было открыто купеческое собрание, затем появились I городское и II городское общественные собрания. В 1893 году был утвержден устав собрания Анапского резервного батальона. В Ейске существовало три клуба: городской общественный, открытый в 1890 году, купеческий, возникший в 1889 году, и общество приказчиков, появившееся в 1895 году. В 1879 году открылось Армавирское общественное собрание.

В Анапе, Сочи и Темрюке находилось только по одному общественному собранию, в Новороссийске и Туапсе к 1914 году — по два (I и II общественные собрания). Интересно также, что в столице Черноморской губернии накануне Первой мировой войны появился Женский клуб, первый в России.

Для чего горожане приходили в общественные собрания? Конечно, чтобы развлечься и провести время с пользой. В клубах устраивали маскарады, вечера с исполнением рассказов и куплетов, разыгрывали пьесы. Кстати, пьесы и рассказы, прежде чем быть представленными почтенной публике, должны были быть одобрены драматической цензурой при Главном управлении по делам печати.

В стенах собраний устраивали товарищеские или прощальные обеды, отмечали общественные праздники. Под Новый год в собраниях устраивали елку для детей, а взрослые могли в клубе провести новогоднюю ночь. Востребованность таких мероприятий была настолько высока, что горожане, желавшие на них присутствовать, должны были записываться заранее. В соответствии с числом записанных детей старшины клуба покупали подарки. На таких праздниках ребят было довольно много. Например, в преддверии нового 1914 года на елку туапсинского I Общественного собрания было записано двести детей.

Согласитесь, аналогии с современностью напрашиваются сами собой. Как полтораста лет назад, так и сейчас для публики, посещающей культурные учреждения, важны были все детали картины. От тематического наполнения мероприятия и мастерства участвующих в нем актеров до отделки помещений и обстановки. Последнее, кстати, с легкой руки классика стало неким эталоном класса культурного учреждения. Сегодня все мы знаем, что театр должен начинаться с вешалки. Вешалки, установленной в уютном фойе. Из которого можно пройти в зрительный зал с удобными мягкими креслами. И так далее…

Театральные истории

Город Армавир и его театр связаны одной судьбой. Больше века они создают свою историю и культуру вместе. В декабре нынешнего года Армавирский драмтеатр отметит 117-летие со дня основания. Сегодня театр по праву считается культурным центром и достопримечательностью города.

Армавирский театр драмы и комедии — первый стационарный театр на Кубани и один из старейших театров на Северном Кавказе, в декабре ему исполняется сто семнадцать лет. Отсчет своей истории Театр драмы и комедии начинает с четвертого декабря 1908 года, когда в селе Армавир Лабинского уезда стала постоянно работать малороссийская труппа под руководством Павла Прохоровича.

К слову, когда в 1914 году обсуждался вопрос о присвоении Армавиру статуса города, наличие в нем театра сыграло в этом не последнюю роль. На сцене местного драмтеатра выступали Валерий Брюсов, Максим Горький, Владимир Маяковский, здесь гастролировала балерина императорских театров Екатерина Гельцер со своими учениками.

Во время Великой Отечественной войны здание театра было сожжено дотла, но труппе чудом удалось уцелеть. И в День Победы актеры подарили горожанам свою первую послевоенную премьеру — спектакль по пьесе Константина Симонова «Под каштанами Праги». Вновь выстроенное здание театра горело еще раз, в 1961 году. Тогда стоял вопрос о нецелесообразности его восстановления. И всё же театр возродился. Еще через двадцать лет, в 1984 году, здание театра реконструировали. В 2024 году в рамках краевой госпрограммы «Развитие культуры» для драмтеатра было закуплено дорогостоящее световое оборудование, костюмы, обувь и мебель для постановки поэмы Николая Гоголя «Мертвые души». Сегодня на сцене Армавирского театра драмы и комедии ежемесячно показывается двадцать пять — двадцать семь спектаклей. В год — около двух сотен спектаклей.

Стоит отметить, что средства на приобретение нового оборудования, реквизита и декораций муниципальным театрам краевой администрацией выделяются ежегодно. К примеру, в прошедшем году для Туапсинского театра юного зрителя — первого в крае профессионального театра для детей и молодежи — приобретен ноутбук, акустическая система, видеокамера, световое оборудование, костюмы и декорации. Благодаря этому юные зрители смогли увидеть новые спектакли: «Маленькие трагедии» и «Панночка» по произведениям Пушкина и Гоголя.

Новый театр Сочи по сравнению с Армавирским драмтеатром и даже Туапсинским ТЮЗом очень молод. Вместе с тем этот театр — новая точка на культурной карте города. А еще это новый театральный язык и новая концепция взаимодействия театра и зрителя.

Новый театр Сочи — камерный театр, единственный в курортной столице театр со своей труппой профессиональных артистов и постоянным репертуаром. Новый театр всегда активно участвует в культурной жизни города у моря, помогает ему развиваться в области искусств и театральных технологий. Заметим, что театральная труппа собрана из невероятно талантливых артистов со всей России. Кроме того, спектакли для театра ставят приглашенные известные режиссеры, и у каждого из них свое, неповторимое видение и свой, особенный стиль.

Новый театр Сочи всегда активно участвует в культурной жизни города у моря, помогает ему развиваться в области искусств и театральных технологий. А развиваться самому театру помогают краевые власти: в 2024 году в Новом театре Сочи были установлены комфортабельные кресла, произведен монтаж мощного проектора для визуальных эффектов и документальных историй во время постановок. Как работает вся эта современная аппаратура, можно увидеть, посетив спектакли «Счастливый принц», «Бунин. Темные аллеи», «Коза-дереза» и другие репертуарные постановки.

Рина КАРЕТИНА

Продолжая пользоваться этим сайтом, вы соглашаетесь с политикой обработки персональных данных, а также с тем, что элементы сайта могут использовать cookies и другие аналитические данные.