Формула успешного развития энергетики

Сергей Сергеев: «Мы в ответе за качество услуг перед регионом и потребителями»

Строительство новых объектов и реконструкция действующих, внедрение «умных» технологий, цифровая трансформация сетей — таковы итоги работы в прошедшем году и ближайшие перспективы компании «Россети Кубань». О достижениях и планах развития, а также о том, как введение инновационных технологий отразится на качестве оказываемых услуг, читателям «Кубани сегодня» рассказал генеральный директор компании Сергей Сергеев.

Итоги юбилейного года

Минувший 2019 год в какой-то мере стал знаковым для компании. Во-первых, в прошлом году компания отметила 75-летний юбилей. А во-вторых, за этот год компания «Кубаньэнерго» успела принять участие в крупных федеральных проектах, построить новые подстанции, ввести энергомощности и перейти на новый бренд — «Россети Кубань».

Сегодня «Россети Кубань» являются крупнейшей электросетевой компанией на юге России. Потому, как отметил Сергей Сергеев, велика и ответственность, которая в связи с этим ложится на плечи энергетиков.

— Мы осознаем ответственность перед регионом, экономикой, бизнесом, потребителями по обеспечению надежности и качества наших услуг,— подчеркнул гендиректор компании «Россети Кубань», отвечая на вопросы журналистов на пресс-конференции для ведущих СМИ Кубани и Адыгеи, состоявшейся на прошлой неделе в Краснодаре.

В чем же выражается ответственность компании перед потребителями? К примеру, в прошлом году «Россети Кубань» вложили больше 5,5 миллиарда рублей в развитие энергообъектов региона. На эти средства было протянуто без малого 800 километров сетей и построено несколько крупных объектов электросетевого хозяйства. В их числе подстанция 220 кВ «Порт» на Тамани — объект не просто масштабный, а государственного значения. Как объяснил Сергей Сергеев, на Тамани фактически была создана новая электросетевая инфраструктура, способная обеспечивать потребности крупных энергопотребителей: автомобильных и железнодорожных объектов для сообщения с Крымом и объектов порта Тамань. В состав нового энергокомплекса вошла подстанция 220 кВ «Порт», суммарная мощность которой составила 432 МВА, а также 180 км линий. Кроме того, подстанция «Порт» стала первой подстанцией, воплощающей в жизнь концепцию «Россетей» «Цифровая трансформация — 2030».

Кроме строительства новых объектов в прошедшем году новую жизнь получили уже действующие подстанции. Так, в 2019-м компанией «Россети Кубань» была проведена реконструкция подстанций 110 кВ «Лорис», «ОБД» и «Северная» в Краснодаре.

Стоит отметить, что проект реконструкции подстанции 110 кВ «Северная» включил в себя прокладку двух кабельных линий по 7,5 км каждая. Мощность подстанции была увеличена в полтора раза. Сегодня «Северная» обеспечивает энергоснабжение 120 тысяч жителей краевого центра и ста соцобъектов в северной части города.

В целом, как уточнил Сергей Сергеев, за последние три года в развитие энергокомплекса Краснодара с ближайшими пригородами компанией «Россети Кубань» вложено свыше 4,5 млрд рублей инвестиций.

Инвестиции в будущее

Ежегодно рост энергопотребления в регионе составляет около 3—5 процентов. Это связано с развитием жилищного строительства, малого и среднего бизнеса на Кубани и в Адыгее. По словам генерального директора Сергея Сергеева, в компании «Россети Кубань» осознают необходимость постоянного и даже опережающего развития. С 2020 по 2022 год «Россети Кубань» планируют вложить 16,5 миллиарда рублей в развитие энергокомплекса Краснодарского края и Республики Адыгея.

В рамках инвестпрограммы будут построены новые и модернизированы уже существующие центры питания классом напряжения 35—110 кВ, уточняет гендиректор компании. А это обеспечит прирост трансформаторной мощности на 660 МВА.

Уже в нынешнем году в рамках программы стартует строительство современной цифровой подстанции «Ангарская» в северо-восточной части столицы Кубани.

Как отметил Сергей Сергеев, масштабная реконструкция в целом охватывает восемь питающих центров в Краснодаре. Это уже модернизированные подстанции «Северная», «ОБД» и «Лорис», а также подстанции «Северо-Восточная», «Военгородок», «Восточная», «Почтовая» и «Западная-2», реконструкция которых намечена на ближайшее время. В планах энергетиков реконструкция с итоговым увеличением мощности планируется на подстанциях «Кудепста», «Адлер» и «Пасечная». После модернизации эти подстанции станут цифровыми.

К слову, цифровая трансформация сетей — одно из основных направлений работы компании «Россети Кубань». По словам гендиректора, сейчас в компании есть несколько перспективных проектов. Прежде всего, это уже реализованный проект — подстанция «Порт» на Тамани. В числе других проектов создание единого центра управления сетями. Такой центр позволит повысить надежность функционирования электросетевых объектов.

Что же касается Адыгеи, то по планам компании «Россети Кубань» инвестиции в электросетевой комплекс республики составят порядка четырех миллиардов рублей. На эти средства планируется реконструировать девять высоковольтных подстанций, что позволит увеличить трансформаторную мощность на 165 МВА.

В настоящее время компанией «Россети Кубань» совместно с правительством Адыгеи ведется работа по разработке плана перспективного развития энергокомплекса республики, среди первоочередных мероприятий которого модернизация девяти подстанций.

Параллельно с техническим переоборудованием подстанций энергетики планируют развивать в республике программу интеллектуального учета электроэнергии. В 2020 году в рамках программы в трансформаторных подстанциях в Адыгее будет установлено порядка 1,8 тысячи цифровых приборов учета энергии, а в домах жителей республики установят 14 тысяч индивидуальных «умных» счетчиков.

Курс на цифровизацию

Одним из этапов перехода на «цифру», который реализуют «Россети Кубань», является внедрение «умных» счетчиков.

Системы «умного» учета потребленной энергии — это комплекс современных цифровых устройств, объединенных в единую сеть. Информация от индивидуальных счетчиков, установленных в домах и квартирах потребителей, передается на главный сервер компании «Россети Кубань», после чего попадает к энергосбытовым организациям. Первое преимущество, которое при этом получают потребители,— избавление раз и навсегда от визитов контролеров: счета на оплату приходят по почте, а посмотреть данные на счетчике можно при помощи пульта.

Есть в этом еще один положительный момент: «умная» система показывает реальную картину потребления энергии, исключая возможность ее хищения и способствуя повышению надежности и качества электроснабжения. Кроме того, обслуживание и ремонт приборов учета полностью берет на себя сетевая компания.

— Для наших потребителей счетчики устанавливаются бесплатно,— подчеркнул глава компании «Россети Кубань».

Как отметил Сергей Сергеев, несмотря на то что внедрение современных систем учета электроэнергии законодательно оформлено в конце 2018 года, эта работа в компании ведется уже несколько лет. Один из лидеров по установке «умных» счетчиков — Сочи. Сегодня можно сказать, что работы по созданию интеллектуальной системы контроля и учета электроэнергии в сочинском энергорайоне завершены. Там установлено сто тысяч новых приборов учета.

К слову, забота об интересах потребителей — важное направление в работе компании. Свежий пример тому — открытие в декабре 2019 года главного офиса обслуживания клиентов в Краснодаре. Появление такого центра, по словам Сергея Сергеева,— это один из серьезных этапов в развитии клиентоориентированного подхода компании.

Новый центр обслуживания потребителей — это имиджевый офис компании, предназначенный для приема обращений потребителей услуг. Прием в нем по принципу единого окна ведут восемь специалистов. Планируется, что в год его будут посещать до 50 тысяч человек.

Цифры

● 200 тысяч «умных» счетчиков «Россети Кубань» установили в Краснодарском крае и Адыгее.

● 16,5 млрд рублей инвестируют «Россети Кубань» в развитие электросетевого комплекса Кубани и Адыгеи до 2022 года.