Выпуск №83 (4786)

Свежий выпуск

23 октября 2020

Город, не всегда благоприятный для жизни

Краснодар, к которому помимо центра и заложенных в 1970—1990-х годах районов относится еще двадцать девять поселков,— город с непростой экологической ситуацией. Какие из уголков кубанской столицы более, а какие менее благополучны в экологическом плане, разбиралась «Кубань сегодня».

Висит в воздухе

Охи и ахи гостей из столиц о том, как чист воздух Краснодара, не более чем неизбалованность: вот уже многие годы экологи оценивают его состояние от «слабо загрязненного» до «умеренно загрязненного». По данным МКУ «Служба по охране окружающей среды», ведущего экологический мониторинг на территории Краснодара на двух стационарных постах контроля и одном мобильном, 5220 апрельских проб атмосферного воздуха показали среднюю концентрацию (мг/куб. м): СH (сумма углеводородов) — 1,514, CO (оксид углерода II) — 0,044, пыли — 0,021, то есть почти норму.

— Превышения предельно допустимых концентраций опасных для человека веществ и ИЗА (индекс загрязнения атмосферы) в последние годы, как ни странно, пошли вниз и за десятилетие упали на 1,014 тыс. тонн, несмотря на возросший на четверть транспортный поток, множество строек и бурное развитие города,— объясняет заместитель директора МКУ «Служба по охране окружающей среды» Асиет Уджуху. — Это связано с тем, что большинство предприятий использует более современные технологии фильтрации выбросов, исчезает из практики бензин А-76, половину автомобильного потока составляют иномарки. Превышение норм вредных веществ в воздухе имеет пиковый характер и случается во время утренних и вечерних пробок фактически на всех магистралях и въездах в город.

Одновременно, согласно многолетним данным Краснодарского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, качество воздуха фактически всех центральных и восточных районов краевого центра неблагоприятно для здоровья. Ежегодно автотранспорт выбрасывает в атмосферу около 114,6 тыс. тонн загрязняющих веществ, что неудивительно: плотность транспортного потока составляет до 80 автомобилей на километр — почти предельную величину для города, чьи дороги проектировались в расчете на нагрузку 15—20 авто на 1 км. На стационарные источники загрязнения (читай: предприятия — от ТЭЦ до нефтебазы и международного аэропорта Краснодар) приходится лишь 8900 тонн.

Ой, мой конь, ты не пей в Кубани

Если говорить об основных источниках эколого-экономического риска в черте Краснодара, то это, конечно же, такие предприятия, как нефтеперерабатывающий завод, ТЭЦ, заводы «Седин» и «Машиностроитель». Как отметили в Министерстве природных ресурсов Краснодарского края, многолетний мониторинг ГБУ КК «Специализированный информационно-технический центр экологического контроля» характеризует уровень эколого-экономического риска (риска вредных выбросов при аварии и негативного влияния на окружающую среду) для ТЭЦ — ближе к опасному, для нефтеперерабатывающего завода — средний, ближе к низкому — для завода «Седин» и очень низкий уровень — для завода «Машиностроитель».

При оценке степени риска от соседства с предприятием экологи учитывают в том числе и его выбросы в окружающую среду, в водный бассейн. Река Кубань, принимающая в себя ежегодно более миллиарда кубических метров неочищенных сточных вод с нефтепродуктами, нитратами, пестицидами, железом, азотом фосфора, фенолами и многим другим, вот уже пять лет как относится к третьему классу разряда «б»: «очень загрязненная». Например, среднегодовое содержание меди составляет около трех-четырех предельно допустимых концентраций, железа общего — четырех.

Зато в остальном прибрежные территории Краснодара, где сейчас активно ведется жилая застройка, экологи называют одними из самых благополучных: ложка дегтя (она же — стоки из 560-километровой сети ливневой канализации города) — в этой бочке меда незаметна. Два комплекса и 42 насосные станции городских очистных сооружений задерживают из 400 тысяч кубических метров, сливаемых ежедневно, 95 процентов примесей, обеспечивая поддержание благоприятной экологической обстановки.

Земля живая и мертвая

Насколько безопасна почва, а значит — и выращенные в черте Краснодара фрукты и овощи? Бурное строительство перемешивает и уплотняет слои, взбивая пыль, которая приносит в наши легкие вместе с воздухом множество веществ-загрязнителей от выбросов транспорта. Ответ на этот вопрос также дает одно из исследований городской службы по охране окружающей среды — биотестирование почв с помощью… кресс-салата. Для этого был выбран метод биотестирования проб почвы в стационарных условиях. В качестве тест-объекта выбран кресс-салат, в условиях незагрязненной почвы и воздуха дающий практически стопроцентную всхожесть.

Пробы краснодарской земли брались дважды. Сначала в районах с высокой антропогенной нагрузкой, на перекрестках улиц: Красных Партизан и 2-й Линии, Ростовского шоссе и Офицерской, Станкостроительной и Южной, Новороссийской и им. Шевченко, Ставропольской и им. Стасова, Восточно-Кругликовской и Школьной, 40 Лет Победы и Российской, им. Тургенева и Северной. А затем в рекреационных зонах: ботаническом саду КубГАУ, парках «Чистяковская роща» и «Городской сад». В эти пробы засевались семена кресс-салата, остро реагирующего на присутствие в почве главного загрязнителя — свинца, содержащегося в присадках к топливу. Удивительно, но факт: биотестер, который большинство из нас пускает на салат, показал 90—100-процентную всхожесть за исключением превышения допустимой концентрации в пробе с перекрестка улиц Красных Партизан и 2-я Линия.

По словам специалистов службы, существует еще один метод биоиндикации, позволяющий судить о состоянии почвы: оценка состояния зеленых насаждений на наиболее загруженных автотранспортом улицах — Ставропольской и Северной (40 процентов посадок — неповрежденные деревья), а также наблюдение за развитием листьев берез одного возраста в семи разных точках города. Последние, оцениваемые по пятибалльной шкале (балл — условная норма, пятерка — критическое состояние), имеют отклонения только на Всесвятском кладбище и по улице Красной.

— Распространенное мнение о том, что зеленые легкие города и районы рядом с ними, парки и пригороды, являются идеальным место для проживания, не совсем верно: Краснодар и его окрестности несут колоссальную антропогенную нагрузку, с которой они не всегда справляются,— считает заведующая кафедрой экологии и природопользования географического факультета КубГУ Светлана Литвинская. — Почему? Потому что идут активная вырубка лесополос, рождающая эрозию почвы, поджоги травы и застройка земель.

Основное сосредоточение зеленых зон в Краснодаре приходится на старую — центральную часть города, а вот новые микрорайоны отличаются слабым и недостаточным озеленением. Наиболее плачевная ситуация с озеленением наблюдается в Юбилейном и Музыкальном микрорайонах. Первый построен на намывных песках, где растения плохо приживаются. Ухудшению экологической обстановки способствуют сильные ветровые нагрузки и наличие водной эрозии, которые провоцируют образование пыльных бурь. Второй расположен в зоне близких грунтовых вод и ериков, где зелень (ею, впрочем, застройщики всегда пренебрегают здесь) губит водная эрозия.

Кстати

Экологическая обстановка в Краснодаре, конечно же, несравнимо лучше, чем в крупных промышленных центрах: основным источником загрязнения воздуха является автотранспорт, а промышленные выбросы не превышают предельно допустимых концентраций. Их в атмосферу «поставляют» Краснодарская ТЭЦ, ОАО «Краснодартеплоэнерго», ЗАО «Краснодарский нефтеперерабатывающий завод — Краснодарэконефть», ОАО «Компрессорный завод», ОАО «Филип Моррис Кубань» и др.

К слову

Река Кубань, протекающая через территорию Краснодара, также относится к природным объектам с неудовлетворительным экологическим состоянием. По данным мониторингов Роспотребнадзора разных лет, вода в реке «не соответствует необходимым требованиям безопасности относительно микробиологических и паразитологических показателей». В числе прочих экосистем, испытывающих значительное влияние антропогенных факторов, Краснодарское водохранилище, являющееся крупнейшим на Северном Кавказе. На него приходится весомая доля техногенной нагрузки: в его водах накапливаются токсичные вещества — тяжелые металлы, нефтепродукты, синтетические поверхностно-активные вещества, фенолы, пестициды и азотные соединения.

Подготовила Анастасия КУРОПАТЧЕНКО

Здесь может быть ваша реклама
Оставьте заявку и наши менеджеры свяжутся с вами
Или вы можете посмотреть наше предложение