Городской бюджет: все должно быть четко и прозрачно

Городской бюджет: все должно быть четко и прозрачно

Комитет городской Думы Краснодара по экономике, финансово-бюджетной и налоговой политике отчитался о работе за 2021 год. Депутаты рассказали журналистам о своей деятельности в фактах и цифрах.

В составе комитета по экономике, финансово-бюджетной и налоговой политике пять депутатов. Председатель комитета — Вадим Дьяченко, его заместитель — Михаил Самойленко, заместитель председателя городской Думы Краснодара Татьяна Гелуненко, секретарь комитета — Вячеслав Кравченко и депутат Евгений Муравьев.

За 2021 год комитет городской Думы Краснодара по экономике, финансово-бюджетной и налоговой политике провел одиннадцать заседаний, на которых рассмотрено более двухсот проектов решений городской Думы Краснодара и вопросов, не требующих обсуждения на заседаниях гордумы. Основные вопросы на заседаниях комитета — это, как правило, внесение изменений в местный бюджет, вопросы наполняемости доходной части бюджета города, целевое и эффективное расходование бюджетных средств.

Наполнение доходной части бюджета

Еженедельно Департаментом финансов администрации Краснодара представляется в комитет информация о наполняемости доходной части местного бюджета. В рабочем порядке депутатами проводится мониторинг исполнения доходной части бюджета, анализируются факты отклонения поступлений налоговых и неналоговых доходов от запланированного. Еженедельно анализируется выполнение плана мобилизации доходов в местный бюджет в разрезе по внутригородским округам.

Решением городской Думы Краснодара был утвержден план приватизации муниципального имущества на 2021 год. Изменения и дополнения в проект вносились практически каждый месяц. Какие-то объекты вносились дополнительно, какие-то исключались из утвержденного списка. Каждый объект рассматривался депутатами комитета досконально, так как все средства, вырученные от продажи объектов, поступали в местный бюджет.

По состоянию на конец 2021 года в местный бюджет поступило доходов от реализации имущества, находящегося в муниципальной собственности, на сумму 34 млн 275 тыс. рублей. Средства, поступившие в местный бюджет, израсходованы на благоустройство города.

Увеличение собираемости налогов

В течение 2021 года в городской администрации и в администрациях внутригородских округов с участием депутатов комитета проведено 271 заседание межведомственной комиссии по мобилизации дополнительных доходов в консолидированный бюджет Краснодарского края по Краснодару и местный бюджет, было заслушано 4365 юридических и физических лиц, имеющих задолженность в местный бюджет. По результатам работы комиссий в местный бюджет перечислено 94652,5 тыс. рублей.

Депутаты комитета принимали участие в заседаниях рабочих групп, созданных при отраслевых и функциональных органах, которые контролировали поступление доходов в местный бюджет от хозяйствующих субъектов.

Рабочими группами проведен анализ финансово-хозяйственной деятельности в 2021 году 4546 хозяйствующих субъектов, снизивших объемы производства, сокративших размеры налоговых платежей в местный бюджет. Выявлены резервы в местный бюджет на сумму 131414,5 тыс. рублей, из них дополнительно поступило в местный бюджет 115309,1 тыс. рублей.

Работа по наполнению доходной части бюджета города проводилась депутатами комитета совместно с администрацией муниципалитета, налоговыми, правоохранительными органами и службой судебных приставов.

Не менее важная задача — контроль за исполнением бюджета

Формирование плановых показателей и исполнение расходной части местного бюджета в 2021 году осуществлялись в разрезе 24 муниципальных программ, в составе которых учтены расходные обязательства по выполнению региональных проектов, направленных на реализацию федеральных (национальных) проектов и достижение соответствующих целей и показателей, а также непрограммных направлений деятельности.

Ежеквартально на заседаниях комитета заслушивался и обсуждался отчет директора Департамента финансов администрации об итогах исполнения местного бюджета за прошедший квартал.

Депутатами комитета подведены итоги исполнения местного бюджета за 2021 год. По сравнению с предыдущим годом поступления по доходам в местный бюджет в целом увеличились на 5 млрд 260 млн 793 тыс. рублей. Налоговых и неналоговых доходов поступило в бюджет 22 млрд 694 млн 583 тыс. рублей.

Из общей суммы налоговых и неналоговых доходов местного бюджета основная доля поступлений приходится на налог на доходы физических лиц — 39 процентов, на налоги на совокупный доход — 23,0 процента, на земельный налог — 10,5 процента, на налог на прибыль — 8,7 процента, на налог на имущество физических лиц — 5,9 процента, на арендную плату за землю — 3,6 процента. Бюджетное назначение по налоговым и неналоговым доходам за 2021 год выполнено на 103 процента, перевыполнение составило 652 млн 239 тыс. рублей.

Рост по доходам

В комитете отметили значительный рост поступлений по сравнению с предыдущим годом практически одновременно по нескольким направлениям:

— по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения,— на 2406717,2 тыс. рублей, или на 121,9 процента;

— по налогу на доходы физических лиц — на 1519297,9 тыс. рублей, или на 20,7 процента;

— по налогу на прибыль организаций — на 739817,0 тыс. рублей, или на 59,6 процента;

— по налогу, взимаемому в связи с применением патентной системы налогообложения,— на 482569,7 тыс. рублей (в семь раз);

— по доходам от сдачи в аренду имущества — на 261307,1 тыс. рублей (в два раза).

Наиболее значимый объем финансирования в сумме 35 млрд 49 млн рублей был направлен на реализацию мероприятий в рамках четырех муниципальных программ.

На программу «Развитие образования в муниципальном образовании город Краснодар» было выделено 18 млрд 120 млн рублей.

В рамках программы в 2021 году выполнен капитальный ремонт школы №11, в тридцати девяти школах выполнен капитальный и текущий ремонт пищеблоков. В рамках мероприятий по обеспечению комплексной безопасности в двадцати двух образовательных учреждениях проведены работы по ремонту и монтажу систем внутреннего и наружного видеонаблюдения, в 265 организациях установлена тревожная сигнализация. Оказывались меры поддержки работникам сферы образования.

Более 8 млрд 470 млн рублей было направлено на муниципальную программу«Развитие транспортной системы в границах муниципального образования город Краснодар». В ее рамках проведен ремонт автомобильных дорог, приобретено в муниципальную собственность 33 трамвая и двенадцать автобусов.

Программа «Комплексное развитие муниципального образования в сфере строительства, архитектуры, развития объектов инженерной, социальной инфраструктуры, дорожного хозяйства» была профинансирована в размере 5 млрд 760 млн рублей. В рамках программы в прошедшем году построено два детских сада, четыре школы и спортивные сооружения на территории школы №37. В муниципальную собственность приобретены здания для трех дошкольных образовательных организаций. Выполнялись работы по реконструкции трех общеобразовательных организаций.

Такжев рамках программы «Комплексное развитие муниципального образования в сфере жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства и озеленения» из местного бюджета выделено 3 млрд 150 млн рублей. Основной объем денежных средств был направлен на мероприятия по озеленению и содержанию 877 тыс. 300 квадратных метров зеленых насаждений и на ремонт 49 муниципальных квартир.

Совместная работа с Контрольно-счетной палатой Краснодара

Контрольно-счетной палатой муниципального образования город Краснодар предварительно проводился анализ отчета об исполнении бюджета. В процессе анализа как выявлялись недостатки финансирования мероприятий из местного бюджета, так и делались замечания по ведению отчетной документации главными распорядителями бюджетных средств, нецелевому расходованию бюджетных средств и т. д. В ходе обсуждений на заседаниях комитета вырабатывались рекомендации по исправлению недостатков, выявленных Контрольно-счетной палатой.

В сотрудничестве с Контрольно-счетной палатой города на заседаниях комитета обсуждаются недостатки, выявленные в результате анализа проектов решений, и даются оценки обнаруженным недочетам.

Особое внимание депутаты уделяли расходам, предусмотренным в местном бюджете на выполнение судебных решений. В составе таких расходов: взыскание убытков, упущенной выгоды в результате отказа в переоформлении разрешения на строительство; взыскание рыночной стоимости объектов капитального строительства в результате отказа в переоформлении разрешения на строительство; компенсация стоимости прав аренды земельного участка; возмещение за изымаемое для муниципальных нужд недвижимое имущество; возмещение ущерба, убытков физическим лицам, причиненных в результате ДТП и т. д.

При выявленных обстоятельствах принимается решение о привлечении к ответственности в законном порядке должностных лиц, чьи действия (бездействие) привели к нанесению ущерба бюджету города.

Гармония цифр

В ноябре 2021 года состоялись публичные слушания по проекту местного бюджета (бюджета муниципального образования город Краснодар) на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов. Вел публичные слушания председатель комитета по экономике, финансово-бюджетной и налоговой политике, депутат Вадим Дьяченко. До назначения публичных слушаний проект бюджета проходил аналитическую экспертизу в Контрольно-счетной палате муниципального образования город Краснодар. И только после этого проект бюджета был внесен в городскую Думу Краснодара.

Основные параметры в главном финансовом документе нашего города представлены следующими цифрами:

● доходы местного бюджета с учетом краевых и собственных средств — 42 млрд 191 млн рублей;

● расходы местного бюджета — 42 млрд 761 млн рублей.

Прогноз доходов бюджета на 2022 год

При формировании прогноза доходов местного бюджета на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов учтены показатели предварительного варианта прогноза социально-экономического развития муниципального образования город Краснодар на 2022 год и на плановый период до 2024 года, данные администраторов доходов местного бюджета, динамика собираемости налоговых и неналоговых доходов местного бюджета за ряд предшествующих лет в условиях действующего налогового и бюджетного законодательства.

Расходная часть местного бюджета на 2022—2024 годы сформирована на основе 24 муниципальных программ. Как и в предыдущие годы, основную долю расходов местного бюджета составляют расходы социальной сферы, объем которых с учетом субсидий и субвенций, предоставляемых местному бюджету из краевого бюджета на 2022 год, предусмотрен в сумме 23 млрд 83 млн 80 тыс. рублей.

В комитете отметили, что на всех уровнях бюджетной системы России подходы к формированию расходов бюджетов на 2022—2024 годы довольно жесткие из-за ограниченности финансовых ресурсов.

Кроме того, депутаты комитета работают еще и в своих избирательных округах, ведут прием граждан, принимают участие в работе квартальных и домовых комитетов, участвуют в сходах граждан. В течение 2021 года велся прием граждан в региональной общественной приемной председателя партии «Единая Россия» Дмитрия Медведева и общественной приемной местного отделения партии «Единая Россия», комитет принимал участие в мероприятиях, проводимых администрацией муниципального образования город Краснодар.

— В очень непростых экономических условиях депутатам городской Думы Краснодара совместно с администрацией города приходится принимать решения о благоустройстве зеленых зон, оборудовании территории города для маломобильных граждан, решать вопросы об обновлении парка муниципального общественного транспорта, прокладке новых и ремонте уже существующих дорог. Проблем в городе много. И с помощью краевой администрации, участия в федеральных программах наши главные социальные программы и взятые депутатами обязательства будут выполнены,— уверен Вадим Дьяченко.

Марина ЛЬВОВА