Интеллектуальное будущее Кубани и России

Накануне Дня студента в Краснодаре состоялась встреча заместителя Губернатора Краснодарского края, атамана Кубанского казачьего войска Александра Власова с казачьей студенческой молодежью.

День студентов

На встречу прибыли студенты, которые обучаются в шести высших учебных заведениях края, объединенных в Ассоциацию казачьих вузов. Все они входят в состав «казачьих сотен», сформированных в этих учебных заведениях.

Каждый из участников встречи получил благодарность атамана Кубанского казачьего войска (ККВ), в которой говорится, что студенческая казачья молодежь — самое инициативное крыло Союза казачьей молодежи Кубани (СКМК), насчитывающего в своих рядах уже 113 тысяч человек. Свыше одиннадцати тысяч студентов активно участвуют в мероприятиях Союза казачьей молодежи Кубани и Кубанского казачьего войска.

— Вы занимаете активную жизненную позицию, проявляете высокую заинтересованность как в собственном будущем, так и в будущем казачества. Смело идите к намеченным целям и воплощайте свои мечты на благо казачества, нашего края и страны,— пожелал юношам и девушкам Александр Власов.

На сегодняшний день представительства казачьего молодежного движения открыты в 27 средних и шести высших учебных заведениях Краснодарского края. Число студентов, участвующих в мероприятиях Союза казачьей молодежи Кубани и Кубанского казачьего войска, постоянно растет.

Казачий союз студентов

Краснодарский край — единственный регион России, в котором на сегодняшний день выстроена многофункциональная система непрерывного казачьего образования — от детского сада до вуза. Как отмечает руководство ККВ, работа направлена на патриотическое воспитание нового поколения, которое в дальнейшем должно прийти в органы управления, на государственную и военную службу, сформировать будущее страны.

Кубанским казачьим войском подписаны соглашения о сотрудничестве с шестью крупнейшими вузами Краснодарского края: Кубанским государственным университетом (КубГУ), Кубанским государственным аграрным университетом (КубГАУ), Кубанским государственным технологическим университетом, Кубанским государственным университетом физической культуры, спорта и туризма, Армавирским государственным педагогическим университетом, c филиалом Южного федерального университета в городе Геленджике.

По каждому из этих соглашений разработаны и реализуются «дорожные карты» с перечнем мероприятий по ряду ключевых направлений, в том числе образовательному, воспитательному, научно-исследовательскому. Например, в программу обучения студентов КубГУ введен новый курс — «Основы управления казачьим обществом», он поможет подготовить специалистов, способных вывести на новый уровень развитие казачества.

Лучшие из лучших

Встреча студентов-казаков с атаманом Кубанского казачьего войска стала, по сути, доверительным разговором представителей старшего и младшего поколений, открытым и честным диалогом людей, которые вместе разрабатывают новые подходы к работе по развитию казачества.

Многие озвученные студентами инициативы и предложения тут же становились поручениями атамана ККВ, заместителя главы администрации края по подготовке тех или иных решений и мероприятий.

В обсуждении принимали участие практически все участники встречи. Александр Власов не скрывал, что видит в них кадровый резерв Кубанского казачьего войска и органов власти Краснодарского края.

И пусть не все студенты являются потомственными казаками, для них всех казачество — их личный выбор по велению сердца, главное, по словам атамана ККВ, что все без исключения юноши и девушки, участники встречи, в свои молодые годы смогли многого добиться и во многом себя проявить с пользой для общества.

Бороться и побеждать

Казаки всегда были прежде всего воинами. И сегодня в Кубанском казачьем войске особое внимание уделяют спорту и допризывной подготовке молодежи.

Данил Шулик, студент-второкурсник Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма, несет службу в почетном карауле Кубанского казачьего войска. Он готовится вновь участвовать в военном параде Победы в Москве и попросил предоставить будущим участникам парадного расчета возможность вместе проводить больше времени в спортзале.

— Нужно как следует подготовиться, чтобы вновь с честью пронести по Красной площади знамя Кубанского казачьего войска, как в прошлом году это сделали сто двадцать девять казаков,— сказал Данил.

Данила Данилов, который учится на третьем курсе этого же вуза, уже третий раз будет участвовать в параде Победы. В прошлом году он принял участие в первом слете Ассоциации казачьих вузов России в Новочеркасске, а также в соревнованиях, где команда его вуза стала серебряным призером. Данила предложил организовать в крае цикл спортивных соревнований с участием команд всех учебных заведений, которые входят в Ассоциацию казачьих вузов.

С инициативами организации занятий традиционными казачьими видами спорта и проведения в Краснодарском крае межрегиональных соревнований по этим видам спорта выступили студенты-казаки Кубанского государственного технологического университета.

А студенты КубГУ пригласили атамана ККВ на соревнования по греко-римской борьбе, которые пройдут на площадке их вуза восемнадцатого февраля.

Александр Власов поддержал эти инициативы и пригласил студентов на турнир по рукопашному бою, который пройдет в апреле в «Баскет-Холле» в Краснодаре. Он напомнил, что в крае созданы условия для занятий всеми видами спорта, в том числе боевыми единоборствами, ведется работа по популяризации казачьего боевого искусства «Лава», успешно действует более 150 казачьих военно-спортивных и патриотических клубов.

Атаман ККВ откликнулся на просьбу студентов «казачьих сотен» и поручил организовать для них одно-двухдневный выезд на военно-полевые сборы на полигон «Раевский».

— Нам необходимо проводить как можно больше мероприятий, которые помогают воспитывать настоящих казаков, подлинных патриотов,— подчеркнул Александр Власов.

У студентов-казаков уже имеется немало спортивных достижений. Так, атаман «казачьей сотни» Кубанского госуниверситета, первокурсник юридического факультета Георгий Казанцев — мастер спорта по тхэквондо, призер российских и международных соревнований по различным видам боевых единоборств, а сегодня он стремится освоить традиционные казачьи виды военно-спортивной подготовки.

Этот восемнадцатилетний атаман — пример того, какие плоды приносит созданная на Кубани система непрерывного казачьего образования. Георгий подчеркивает, что родом он из казачьей семьи, в школе учился в классе казачьей направленности, а в университете рассчитывает получить знания в части юридического и экономического обеспечения деятельности первичных казачьих обществ, благо ему сегодня уже есть где приложить свои знания и умения: Георгий Казанцев состоит в Новомышастовском хуторском казачьем обществе.

Учиться и учить

Этот пример далеко не единственный. У студента юридического факультета КубГУ Андрея Максимейко со спортивной подготовкой тоже всё в порядке: пятая ступень по нормам ГТО, это золотой результат. Но еще сильнее он проявляет себя в общественной и педагогической работе. В свои девятнадцать лет успел создать Всероссийское благотворительное движение русских консерваторов «В.с.Ц.», провести более сотни уроков как казак-наставник ККВ.

Андрей сообщил, что проректор вуза одобрил его инициативу задействовать факультеты управления и педагогики для подготовки студентов в качестве наставников казачьих классов. Сегодня необходима поддержка ККВ, чтобы студенты, прошедшие обучение по этому направлению, могли получить соответствующее документы и допуски в общеобразовательные учреждения для проведения уроков с казачатами.

Александр Власов отметил, что предложение правильное, и тут же дал поручение оказать максимальное содействие в реализации инициативы.

Эта работа сегодня крайне важна и актуальна, ведь число казачьих классов в кубанских школах постоянно растет (более пяти тысяч по итогу 2022 года), а компетентных наставников для работы с ними не хватает. И вопрос не только в том, сколько казаков-наставников придет в кубанские школы, но и в том, кто именно будет заниматься с казачатами.

Атаман ККВ поддержал студента Максимейко в том, что молодым наставникам, которые сами недавно окончили школу и при этом успели впитать казачьи традиции, историю и культуру, легче найти общий язык с подростками, выбрать наиболее интересный для них формат подачи информации.

Плоды учености

Молодые ученые КубГУ и других вузов готовы обеспечить наставников материалами для подготовки уроков в казачьих классах, предоставив им доклады, с которыми они ранее выступали на заседаниях научных сообществ.

К примеру, студент четвертого курса факультета журналистики КубГУ Дмитрий Мельник для своей дипломной работы выбрал казачью тематику, провел исследование по мемориальному комплексу в честь Лавра Корнилова в Краснодаре, выступил на Лихоносовской научной конференции. Дмитрий публикуется в созданном этим известнейшим кубанским писателем литературно-историческом журнале «Родная Кубань», а также преподает в школе, советник замдиректора казачьей школы по воспитательной работе. То есть успешно совмещает науку и практику.

Дмитрий вместе с другими студентами университета выступает с инициативой создания единой научной площадки, на которой кубанские ученые могли бы представлять свои изыскания в сфере истории, философии, социологии казачества. Таким образом появится возможность вовлечь в образовательную, просветительскую деятельность не только тех, кто уже входит в «казачью сотню», но и тех студентов университета, которые пока лишь проявляют интерес к казачеству.

Студенты Армавирского государственного педагогического университета (АГПУ) уже активно включаются в работу системы казачьего образования, проводят уроки в школах, рассказывая о примерах подлинного героизма и патриотизма, проявленного кубанскими казаками в ходе Первой мировой и Великой Отечественной войны. Выпускник кадетского корпуса, атаман «казачьей сотни» АГПУ Ярослав Литвиненко предложил не только развивать наставничество в классах казачьей направленности, но и на базе районных и хуторских казачьих обществ создавать объединения казачат в возрасте от двенадцати лет — по аналогии с отрядами «Юнармии». Ярослав считает, что в такой заинтересованной и подготовленной аудитории можно вести более углубленное изучение истории и традиций казачества, активнее проводить мероприятия по военно-патриотическому воспитанию.

— В Армавирском государственном педагогическом университете получили лицензию пять образовательных программ, которые я вместе с коллегами написал для системы непрерывного казачьего образования. Эти программы последовательно реализуются. Но новый импульс к развитию система образования получит тогда, когда в нее придут молодые подготовленные кадры,— подчеркнул Александр Власов. — Наставник в казачьем классе должен работать не периодически, а на постоянной основе, как педагог дополнительного образования. Практика показывает: хорошие результаты получаются там, где мы смогли обеспечить работу триады «классный руководитель — казак-наставник — священник». Именно в таких классах и школах организуются познавательные экскурсии, поездки по местам казачьей боевой славы, хорошо поставлено духовно-нравственное воспитание, во внеурочное время работают военно-спортивные и военно-патриотические клубы.

Школа лидерства

Студенты Кубанского государственного аграрного университета, среди которых особенно много потомственных казаков, загодя позаботились о пополнении своей «казачьей сотни». На уроках профориентации, которые минувшей осенью они провели в школах кубанских станиц, студенты-аграрники рассказывали не только о преимуществах учебы в их вузе, но и об особенностях казачьего уклада жизни, угощали ребят блюдами народной кухни. Они говорили о том, что связку «школа — университет» нужно постоянно укреплять, чтобы система казачьего образования была действительно непрерывной, а казачьи общества в дальнейшем смогли получить грамотных специалистов, способных развивать казачью экономику.

Казакам нужны не только новые аграрные технологии, но и успешные бизнес-модели для того, чтобы сохранять, перерабатывать собранный урожай, продвигать на рынке качественные продукты питания. Всё это будет способствовать достижению главной цели, поставленной руководством ККВ и Краснодарского края: созданию самодостаточной, самофинансируемой казачьей экономики. И студенческая казачья молодежь готова этому учиться.

Студенты КубГАУ обратились к атаману ККВ с просьбой провести обучающие курсы управления казачьими сотнями.

— Это очень своевременная инициатива. Вы растете как лидеры, и такие курсы подготовки руководящего состава действительно необходимы,— подчеркнул Александр Власов. — Мы уже начали работать с атаманами казачьих классов, школ, кадетских корпусов: проводим ежегодный краевой военно-патриотический слет казачьей молодежи Кубани «Атаманский резерв». И конечно же, организуем дополнительную подготовку для атаманов «казачьих сотен» в вузах.

Проектировать и созидать

Студенты из Темрюка выступили с инициативой создания баз данных по различным аспектам деятельности Кубанского казачьего войска.

Александр Власов напомнил, что для реализации подобных инициатив, как технических, так и творческих, уже третий год на базе ККВ успешно работает проектная мастерская. Он предложил студентам из Темрюка включиться в эту работу.

Руководитель проектной мастерской Виктор Баранов постоянно встречается с казачьей молодежью районных, станичных и хуторских обществ, высших и средних профессиональных учебных заведений, проводит для юных казаков и казачек тренинги по написанию и реализации грантовых проектов.

Александр Власов обратил внимание на то, что в прошлом году на базе Кубанского казачьего войска был создан первый в России казачий учебный центр по подготовке казаков-добровольцев. Один из филиалов центра занимается сборкой беспилотных летательных аппаратов и подготовкой операторов этих устройств. Сегодня здесь требуются специалисты для создания программного обеспечения беспилотников. К этой работе могут подключиться студенты из Ассоциации казачьих вузов, и прежде всего — из КубГТУ.

Верить и любить

Александр Власов напомнил, что Татьянин день — это особенный праздник, собравший всех российских студентов под покровительством святой Татьяны, а в православии это день памяти святой мученицы Татьяны Римской, отдавшей жизнь за веру в Христа.

Студенты, которые пришли на встречу с атаманом ККВ, реальными делами подтверждают, что «казак без веры не казак».

Молодежь из «казачьей сотни» КубГУ активно помогает в строительстве православного храма при вузе. В отличие от домовой церкви МГУ, освященной в честь святой мученицы Татьяны, на Кубани университетский храм освящен в честь святых равноапостольных Кирилла и Мефодия — создателей славянской письменности. Чин освящения закладного камня в основании храма совершил патриарх Кирилл в сентябре 2018 года, а первую Божественную литургию в нижнем приделе строящегося храма провели в декабре 2022 года с участием хора студентов клуба православной молодежи КубГУ.

Многие студенты «казачьих сотен» не только посещают богослужения, но и являются пономарями в православных храмах Краснодара и родных станиц. Они выразили готовность сформировать списки духовной литературы для казачьих обществ, которая будет способствовать более глубокому изучению казаками основ православной веры.

Сила слова

Казачья молодежь прекрасно понимает, что духовно-нравственное воспитание должно проводиться не только в стенах православных храмов, но и далеко за их пределами. Необходимо возрождать народную казачью культуру и развивать народное творчество.

Елена Соколова не только отлично учится на юрфаке КубГУ, но и занимается конным спортом в Центре патриотического воспитания молодежи на базе Краснодарского ипподрома, а также является победителем и дипломантом региональных, всероссийских и международных литературных конкурсов как поэт, прозаик, переводчик и критик. Она предложила провести литературный конкурс для молодежи от четырнадцати до тридцати пяти лет по направлениям «Поэзия», «Проза», «Публицистика». Елена считает, что таким образом творческие молодые люди смогут почувствовать себя сопричастными родной истории и культуре, а молодежной аудитории будет интересно знакомиться с литературными произведениями, которые рождались буквально у них на глазах.

Атаман ККВ отметил, что уже поручил собрать плоды поэтического и музыкального творчества, которым занимаются многие казаки старшего поколения, и искренне рад участию творческой молодежи.

Александр Власов подчеркнул, что эта инициатива показывает, насколько точно казачья молодежь чувствует дух времени. А новому времени нужны новые песни — сродни той, что написана одним из казаков-добровольцев и сегодня вдохновляет участников специальной военной операции сражаться за Родину.

Народная популярность

Студенты-казаки уверены: нужно собирать наше культурное наследие, привносить что-то новое и передавать молодежи.

О том, как это можно сделать, студенты, которым довелось поработать в качестве наставников в школах, рассказали на простых примерах.

Порой достаточно поинтересоваться на уроке, у кого из ребят есть казачьи корни, чтобы те задали вопросы родителям и внезапно для себя узнали, что и по отцовской, и по материнской линии потомственные казаки.

Стоит несколько раз поделиться видеороликами с эпичными моментами в истории Отечества, как подростки осознают, что, интересуясь чужой, не знают родную культуру, частью которой они сами являются. Они готовы это изменить. Многие начинают использовать казачьи приветствия в общении с наставниками. Кто-то начинает читать историческую литературу, кто-то открывает для себя много нового, разучивая рождественские колядки.

Александр Власов считает, что студентам «казачьих сотен», будущим высококлассным специалистам, всё по плечу: создать новые предприятия, внедрить новые технологии, написать новые песни, одержать новые победы. Ведь сами молодые казаки говорят: «Мы можем своими силами сделать популярной нашу казачью, нашу русскую культуру. Главное — быть частью казачьего народа».

Подготовила Наталья НИКОЛАЕВА