Из хама не будет пана

Из хама не будет пана

Неуважение со стороны обнаглевших автоводителей на дорогах по отношению к другим участникам дорожного движения, естественно, влияет на качество жизни последних. И к сожалению, это происходит чуть ли не каждую минуту.

Ходила байка о том, что писатель Владимир Набоков, годами читая лекции в Корнеллском университете юным американским славистам, бился в попытках объяснить им суть понятий «интеллигенция», «пошлость», «мещанство» и хамство». В итоге сумел растолковать всё, кроме того, что такое хамство. Американцам было вообще непонятно, что такое вредное явление может быть в жизни.

Пословица «Из хама не будет пана» (другая версия — «Из хама не выйдет пана») как никакая другая подходит к наглецам на дорогах. Смысл ее в том, что, если человек невоспитан и груб, какого бы положения в обществе ни добился, он всё равно так и останется невоспитанным.

Таким водителям ничего не стоит прижимать проезжающего велосипедиста к обочине и с ухмылкой наблюдать за тем, что он будет делать в этой ситуации. Или обогнать другой автомобиль, самым безобразным образом нарушив при этом Правила дорожного движения.

В массе своей народ у нас нетерпеливый. Некоторым кажется, что именно они смогут успеть что-то сделать в последний момент. Зачем ждать две минуты следующий трамвай, если можно втиснуться в уходящий? Зачем терять минуту на светофоре, если можно успеть проехать на запрещающий сигнал светофора? Согласитесь, странная логика.

Хамство бывает разное:

Трамвайное и площадное,

Любезное, безобразное,

Трусливое, беспощадное.

Писатель Михаил Салтыков-Щедрин ментальную особенность русского человека обобщил до философского уровня. Он, естественно, не предполагал появление автомобилей и не ведал, что именно за рулем столь очевидно проявляется важнейшая черта нашего человека: «Идиоты вообще очень опасны, и даже не потому, что они непременно злы, а потому, что они чужды всяким соображениям и всегда идут напролом, как будто дорога, на которой они очутились, принадлежит им одним».

Понятное дело, что упомянутая дорога взята условно, шоссе вовсе не подразумевается. Но у прозаика получилось максимально прозорливо. Как говорится, не в бровь, а в глаз.

Про хама есть прекрасная афганская притча.

На шумном базаре какой-то грубиян закричал на пожилую женщину:

— Эй ты, мать осла, убирайся с дороги!

Женщина смиренно поклонилась и ответила:

— Ухожу, ухожу, сын мой.

Обгон по обочине — одно из самых мерзких нарушений Правил дорожного движения. Сколько ни объясняй, что для обгона существует левый ряд, некоторые это не понимают. Такое ощущение, что у них вместо головы кочан капусты или тыква.

Другие считают, что двигаться нужно непременно в левом ряду, даже если их авто не может разогнаться даже до пятидесяти километров в час. И таких чудаков тьма тьмущая. Сегодня мы видим «красавца», который сидит ногами на лавочке в парке — завтра другого, который решает объехать пробку на дороге, заехав на тротуар.

В некоторых странах неаккуратная, агрессивная езда — одно из самых серьезных нарушений. Например, в Сингапуре за это отбирают водительские права. А у нас можно гонять, подрезать, создавать аварийные ситуации, не считаться с окружающими, в том числе и в общественном транспорте.

Думаю, всем знакомы пассажиры, которые идут по салону и расталкивают плечами других. А если еще и с рюкзаком за плечами, то картина вообще удручающая.

В этом странном окаянстве

Как живу я? Чем дышу?

Шум и хам царят в пространстве,

Шумный хам и хамский шум.

Дорога — это своего рода линза, которая фокусирует накопившуюся агрессию на соседе. Здесь сорваться куда проще, чем на работе, где тебя все знают. Атмосферу подогревает дорожный беспредел всех мастей: пробки на дорогах, колдобины, вечные ремонты, оголтелые водители и т. д.

Проблемы, конечно, были всегда, пусть и несопоставимого уровня. Но в советские годы общество всеми силами пыталось давить хамство на всех уровнях: в фильмах не было столько агрессии, как в сегодня, тунеядцев судили и высылали, для подростков были созданы спортивные секции и всевозможные кружки.

Да и на телевидении работали не косноязычные или картавые, а грамотные журналисты, знающие, к примеру, что мышь — это мышь, а не «мыша», а контейнеры для сбора мусора — это именно контейнеры, а не «мусорка».

И список этот можно продолжать до бесконечности. Главное — тебе всеми силами вбивали в голову, что такое хорошо и что такое плохо. В том числе и на автодорогах, где хамам не место.

В то же время в СССР хамство всё же было частью повседневной жизни, особенно в сфере торговли и оказания услуг. Хамство было типичным явлением, в том числе и среди медперсонала, сотрудников коммунальных и жилищных служб. Конечно, не всех. Нельзя всех под одну гребенку: будет несправедливо.

Еще одна притча про грубость и хамство.

Вышла Грубость на прогулку. Там нагрубила, тут нахамила. Идет довольная собой. Вдруг навстречу идет Зависть.

— И как же это, Грубость, у тебя всё хорошо получается,— как всегда, стала она завидовать.

А Грубость в ответ:

— Ах ты такая-сякая! Всему завидуешь. Есть ли хоть что-то на свете, чему бы ты не завидовала?

Задумалась Зависть и заметила, что от Грубости все шарахаются, никто ее за хамство не любит, всем она неприятна. И поняла, что есть такая вещь на свете, которой не стоит завидовать. Это хамство и грубость. И правда, чему тут завидовать?

К сожалению, российские автодороги сегодня — это весьма питательная среда для хамства. И жаль, что хама, несущегося мимо всех по обочине, редко кто ставит к позорному столбу, а проехать «по понятиям» порой для некоторых быстрее и проще, чем соблюдая Правила дорожного движения.

Весьма интересную книгу под названием «Трафик. Психология поведения на дорогах» написал американский журналист Том Вандербильт. В ней можно найти многие ответы на «дорожные вопросы»: по поводу проблем на дорогах, наличия огромного количества лихачей и хамов, попадания в аварии на ровном месте и т. д.

Автор объясняет, почему мы испытываем раздражение, удивление и возмущение, находясь за рулем. Он пишет: «Идя пешком, я воспринимаю автомобили как огромные и грязные раздражители, за рулем которых беспрестанно сидят болтающие по телефонам полупьяные провинциалы.

А когда сижу за рулем, то пешеходы для меня — источник внезапной угрозы, безмозглые роботы в наушниках, беспечно и не глядя по сторонам пересекающие проезжую часть.

Когда же я еду на велосипеде, то вообще оказываюсь „в худшем из миров”.

С одной стороны, меня обгоняют автомобили и водителям совершенно неважно, что я берегу окружающую среду и экономлю топливо.

С другой — меня проклинают пешеходы, переходящие улицу на красный свет, наплевав на то, что на них едет, причем на высокой скорости, „какой-то жалкий велосипед”».

Хамов на дорогах немереное количество. От простых нарушителей они отличаются тем, что делают это осознанно и целенаправленно. Они игнорируют Правила дорожного движения, проявляют неуважение к другим водителям в автопотоке, пешеходам и вообще ко всем. Для хамов на дороге их машина, спешка или плохое настроение являются неоспоримыми преимуществами перед остальными участниками движения.

Таким чудакам ничего не стоит объехать пробку по встречной полосе или по обочине, припарковаться на газоне или бросить свое авто посреди проезжей части, включив аварийку, и отправиться в магазин. Автохамы не пользуются поворотниками, подрезают, обгоняют, сигналят, ругаются и постоянно лезут на рожон, создавая аварийные ситуации.

Хамство на дорогах может быть результатом неправильного воспитания: недостаток внимания в детстве, юности и взрослом периоде приводит к таким формам поведения. В этом случае цель поведения хамов — привлечь к себе внимание, пусть и негативное.

Пример родителей, друзей тоже сказывается. Человек, который верит, что ему всё позволено, с большой вероятностью будет вести себя по-хамски. Такие люди не различают, где можно, а где нельзя, на дороге они или в ресторане. Они просто знают, что им дозволено многое и по-другому и быть не может.

Не исключается и тот факт, что существующие проблемы в семье, на работе, в общении тоже приводят к тому, что человек превращается в хама на дороге. Это один из простых способов снять напряжение, выплеснуть отрицательные эмоции, поскольку в других сферах жизни на это, скорее всего, наложен запрет.

Одна из отвратительных степеней хамства — облить пешеходов, промчавшись мимо них по луже. А ведь нетрудно слегка сбросить скорость и потихоньку преодолеть залитый водой участок, если поблизости люди.

Еще один весьма распространенный тип столь же хамской человеческой сущности — оглушительная музыка в машине с открытыми окнами. На всю дорогу завывают или «блатняк», или гнусаво-бессмысленный отечественный рэп в исполнении рафинированных исполнителей с тусклыми блеющими голосами. Слышишь такое и удивляешься, как только получают водительские права люди с такими «тараканами» или «гвоздями», застрявшими в голове.

Задумайтесь, из кого состоит транспортный поток? Это не зал кинотеатра и не музей, где собирается определенная аудитория. Мы думаем, что рядом с нами в других машинах едут адекватные и воспитанные люди, но так мы хотим видеть ситуацию. На самом деле мы заблуждаемся.

Этот поток — общность людей, где есть представители всех социальных групп, и мы с этой общностью сталкиваемся ежедневно. Здесь люди самые разные и по интеллекту, и по образованию. И мужчины, и женщины. И нервные, и спокойные.

Существуют разные точки зрения на то, может ли сам автомобиль провоцировать нас на агрессивное поведение. Ездил себе человек в общественном транспорте — и вдруг стал владельцем автомобиля. А если еще и модного, дорогого, престижного? Неужели это не сбивает с толку, не дает повода для пафоса? Все проходят эти «медные трубы» и способны позволить себе загордиться и считать себя лучше остальных?

Сам факт вождения может делать человека агрессивным. Какой-нибудь плюгавый кандидат наук будет у себя на работе спокойным человеком, а на дороге он вдруг превращается в агрессора. А скорее всего, становится самим собой. Пробки, стрессовые ситуации провоцируют людей на то, что наружу выходит их резкость и агрессивные черты характера.

Что же спасет от хамства и агрессии на автодорогах? Только повышение культурного уровня всех участников движения — как общего, так и каждого водителя. И конечно, возвращение великодушия на дорогах. Тогда и порядка будет больше.

А автохамы должны покопаться в себе и изменить отношение к окружающим: в противном случае из хама никогда не выйдет пана.

Михаил МИШИН

Хамство — мужество тех, кто не имеет мужества. Хамство как привычная манера поведения свидетельствует о духовной бедности человека; хамство с целью оскорбления и унижения — о моральном изъяне.

Хамство создает иллюзию силы и превосходства только у тех, кто хамит.

Хамство примитивно, а всё примитивное живуче.